город Томск |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А27-1368/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (N 07АП-5675/2021) на решение от 04.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1368/2021 (судья Гатауллина Н.Н.) по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области" (ОГРН 1024200721753, ИНН 4206029924, 650010, Кемеровская Область - Кузбасс обл, город Кемерово, улица Профсоюзная, 12) к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592, 650000, Кемеровская Область - Кузбасс обл, город Кемерово, улица Ноградская, 5) о признании незаконным отказа в регистрации карты на объект учета, об обязании совершить действия,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области" (далее - заявитель, ФГБУ "Управление Кемеровомелиоводхоз", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее - заинтересованное лицо, МТУ Росимущества по Кемеровской и Томской областях, Росимущество) в регистрации карты на объект учета: косилка МК-4 с мульчером, инвентарный номер 4101020004, первоначальная стоимость 788732,72 руб., закрепленного за федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области" на праве оперативного управления, выраженный в системе электронного документооборота от 23.11.2020 по запросу N 102189842 (требование изложено с учетом уточнения).
Решением суда от 04.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо, обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15 октября 2020 г. ФГБУ "Управление Кемеровомелиоводхоз" посредством электронного документооборота направило в МТУ Росимущества по Кемеровской и Томской областях, Росимущество через МВ-портал запрос на регистрацию карт (записей) N 102189842, о внесении сведений о федеральном имуществе в реестр федерального имущества об объектах учета в раздел 2 "движимое имущество" подраздел 2.3. "движимое имущество, первоначальная стоимость которого равна или превышает 500 тыс. рублей, особо ценном имуществе, первоначальная стоимость которого равна или превышает 200 тыс.рублей, и иное имущество",в том числе: - косилка МК-4 с мульчером, инвентарный номер 4101020004, первоначальная стоимость 788 732,72 руб.
В качестве подтверждающих документов были представлены: - инвентарная карточка учета нефинансовых активов; - накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону; - извещение от 17.01.2020; - проект распределения Минсельхоза России.
Регистрация карты была приостановлена, поскольку отсутствуют документыоснования права собственности РФ. Необходимо представить документы, на основании которых объект поступил в ФГБУ "Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений "Спецмелиоводхоз" (государственный контракт, договор поставки, товарная накладная, счет-фактура и т.п.).
Учреждение представило ответ ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз", которое является изготовителем продукции "Косилка мелиоративная МК-4", следовательно, затребованными документами не располагает, был представлен сертификат соответствия.
23 ноября 2020 г. уполномоченным лицом МТУ Росимущества по Кемеровской и Томской областях был подписан отказ о регистрации карты о внесении сведений о федеральном имуществе в реестр федерального имущества об объекте учета косилка МК4 с мульчером и размещен на МВ- Портале. Причина отказа: отсутствуют документы основания возникновения права собственности Российской Федерации.
Учреждение, посчитав действия МТУ Росимущества по Кемеровской и Томской областях по отказу регистрации карты о внесении сведений о федеральном имуществе в реестр федерального имущества об объекте учета косилка МК-4 с мульчером, незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу об обоснованности заявленных требований, суд удовлетворил заявление. Признал незаконным отказ межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях в регистрации карты на объект учета: косилка МК-4 с мульчером, инвентарный номер 4101020004, первоначальная стоимость 788732,72 руб., закрепленного за федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области" на праве оперативного управления, выраженный в системе электронного документооборота от 23.11.2020 по запросу N 102189842. Обязал территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 1 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Из анализа вышеуказанных норм следует, что для признания судом ненормативного правового акта недействительным, необходимо наличия двух обязательных условий, в том числе: несоответствие его закону или иному правовому акту, и нарушение указанным актом, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 12 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (пункт 1). Единый государственный реестр прав (ЕГРП) содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (пункт 2).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 ГК РФ). Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, к которым в силу статей 216, 296 ГК РФ относится и право оперативного управления, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Аналогичное правило установлено и пунктом 1 статьи 4 Закона N 122-ФЗ.
В силу статьи 17 Закона N 122-ФЗ одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Пунктом 2 статьи 299 ГК РФ установлено, что плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" утверждено Положение об учете федерального имущества (далее Положение), которое устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.
Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы (пункт 4 Положения).
Под учетом федерального имущества понимается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации (пункт 11 Положения).
В соответствии с пунктом 19 Положения правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета: а) карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно приложению N 1; б) документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета. В соответствии с пунктом 27 Положения территориальный орган в 21-дневный срок со дня получения документов правообладателя обязан провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений: а) об учете в реестре объекта учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; б) об отказе в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации; в) о приостановлении процедуры учета в реестре объекта учета в следующих случаях: установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений; у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности документов правообладателя и содержащихся в них сведений; документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 31 Положения после направления правообладателем дополнительных документов территориальный орган обязан в 14- дневный срок со дня получения провести их экспертизу и по ее результатам принять одно из следующих решений: а) об учете объекта учета в реестре под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или об исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота дополнительных документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; б) об отказе: в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации; во внесении в реестр новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если дополнительные документы не содержат недостающие и (или) уточненные сведения, не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям; в) о присвоении объекту учета временного реестрового номера федерального имущества, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, находится в собственности Российской Федерации. Такое решение принимается в следующих случаях: установлены неполнота и (или) недостоверность дополнительно представленных правообладателем документов и (или) содержащихся в них сведений; указанные документы не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям; правообладатель в установленный срок не направил дополнительные документы.
В рассматриваемом случае основанием для обращения в суд послужил отказ Территориального управления в регистрации карты на объект учета - косилка МК-4 с мульчером. Причиной отказа послужило отсутствие документов - основания возникновения права собственности Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорное имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственником имущества учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Минсельхоз России. Косилка МК-4 была передана учреждению безвозмездно на основании проекта распределения, подведомственной Минсельхозу России организацией-изготовителем по извещению и накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону.
В соответствии с нормами действующего законодательства основные средства могут быть получены безвозмездно в случаях: - путем дарения или пожертвования юридическим и физическим лицам (статьи 572, 582 ГК РФ); - в рамках расчетов, которые возникают по операциям приемки-передачи основных средств между учреждением и учредителями, между головным учреждением обособленными подразделениями (филиалами), в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах (Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утверждена Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н)) (далее - Инструкция N 157н).
Косилка МК-4 как основное средство была принята Учреждением к бухгалтерскому учету, поставлена на баланс, что подтверждается инвентарной карточкой учета нефинансовых активов N 130 от 29.01.2020.
Безвозмездное поступление основного средства оформлено оправдательным документом (п. 34 Инструкции N 157н): в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов: - актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101); - извещением (ф. 0504805).
Форма 05044805 применяется для отражения операций по безвозмездной передаче материальных ценностей между организациями государственного сектора.
Одно бюджетное учреждение может безвозмездно передать имущество другому: внутриведомственно, когда отправитель и получатель имеют одного главного распорядителя, при оформлении этой операции обязательно применяется извещение 0504805, форма которого утверждена Приказом Минфина от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
С учетом изложенного, являются правомерными выводы суда первой инстанции о том, что заявителем с запросом на регистрацию карт были представлены все необходимые документы, в связи с чем оспариваемый отказ Росимущества, выраженный в системе электронного документооборота от 23.11.2020 по запросу N 102189842 не соответствует требованиям Положения N 447, в частности закрепленным в нем критериям полноты, достоверности и актуальности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе.
Отсутствие в реестре федерального имущества сведений в отношении имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления как об объекте учета, необоснованное требование о представлении документов нарушает права заявителя по достоверному учету находящихся в его оперативном управлении объектов недвижимого имущества, возлагает на учреждение обязанность по представлению несуществующих документов.
При отсутствии соответствующих доказательств, подтверждающих правомерность оспариваемого отказа судом первой инстанции, верно отклонен довод заинтересованного лица относительно отсутствия документов, которые подтверждали бы факт перераспределения спорного имущества.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, но не опровергают их, повторяют позицию по делу. Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1368/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1368/2021
Истец: ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях
Третье лицо: Федеральное агентсво по управлению Государственным имуществом в Кемеровской области