г. Тюмень |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А45-1395/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Левый берег" на решение от 27.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 16.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-1395/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Левый берег" (630120, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Связистов, дом 17, офис 3БК, ОГРН 1135476109504, ИНН 5404489026) к мэрии города Новосибирска (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - Администрация Дзержинского района города Новосибирска (630015, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Дзержинского, дом 16, ОГРН 1025400527844, ИНН 5401109420).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Левый берег" (далее - ООО УК "Левый берег", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) от 29.12.2020 N 4252 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" (далее - постановление N 4252).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Дзержинского района города Новосибирска (далее - администрация).
Решением от 27.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО УК "Левый берег" просит отменить указанные судебные акты и признать оспариваемое постановление незаконным.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое постановление вынесено с нарушением Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616), и противоречит пункту 27 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416; судами не учтено, что первой на очереди стояла другая организация, у которой нет в управлении домов, назначенных по решению органа местного самоуправления; мэрия заведомо поставила общество в невыгодное положение, понуждая к нарушению требований действующего законодательства и значительным финансовым рискам, поскольку многоквартирный дом по адресу: город Новосибирск, улица Авиастроителей, 22 (далее - МКД), признан аварийным и подлежащим сносу, находится на расстоянии 18 км от офиса общества (город Новосибирск, улица Связистов, дом 17, офис 3БК).
Отзывы на кассационную жалобу мэрией и администрацией в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не усматривает оснований для изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Левый берег" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 20.04.2015 N 054-000048.
В соответствии с постановлением N 4252 общество определено управляющей организацией для управления МКД до 01.12.2021 или до выбора собственниками помещений способа управления МКД, или до заключения договора управления МКД с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в МКД по результатам открытого конкурса. Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг содержится в приложении к постановлению.
Полагая, что данное постановление нарушает права и интересы общества, вынесено с нарушением процедуры выбора управляющей организации, ООО УК "Левый берег" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии со стороны мэрии нарушений при вынесении оспариваемого постановления.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
В соответствии с пунктами 2.24, 2.24.1 Решения городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 N 207 "О территориальных органах мэрии города Новосибирска" на администрации районов (округа по районам) возложены полномочия по организации и проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории района, осуществление полномочий по определению управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном ЖК РФ, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в пределах, установленных муниципальным правовым актом.
На основании Постановления мэрии города Новосибирска от 17.06.2019 N 2201 "О реализации полномочий по определению управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" (далее - Постановление N 2201) администрации районов (округа по районам) обеспечивают подготовку и принятие решения мэрии города Новосибирска об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в форме постановления мэрии города Новосибирска с соблюдением требований жилищного законодательства, регламентных норм.
В качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в Перечень организаций, который формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 5 Правил N 1616).
В Перечень включаются управляющие организации, представившие в администрацию района (округа по районам) города Новосибирска заявление о включении в перечень, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории города Новосибирска, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Постановление N 75), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Перечень формируется департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города (на основании сведений, представленных администрациями районов (округа по районам) города Новосибирска) и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество было включено в перечень организаций для управления многоквартирными домами на основании его заявления; 21.10.2020 конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок; ООО УК "Левый берег", имеющее лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, определено в качестве управляющей организации в порядке и на условиях, установленных ЖК РФ, Постановлением N 75, Постановлением N 2201, Правилами N 1616.
Вопреки позиции подателя жалобы отсутствие у него заинтересованности управлении МКД не является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления; Правила N 1616 не содержат условий, согласно которым выбор управляющей организации для управления многоквартирным домом должен осуществляться исходя из даты включения в перечень, наличия офиса в пешей доступности либо в зависимости от степени благоустройства и технического состояния.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали ООО УК "Левый берег" в удовлетворении заявленного требования.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и мотивированно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1395/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Перечень включаются управляющие организации, представившие в администрацию района (округа по районам) города Новосибирска заявление о включении в перечень, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории города Новосибирска, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Постановление N 75), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Перечень формируется департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города (на основании сведений, представленных администрациями районов (округа по районам) города Новосибирска) и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 октября 2021 г. N Ф04-6338/21 по делу N А45-1395/2021