г. Тюмень |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А27-23456/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Серковой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи и системы веб-конференции информационной системы "Мой арбитр" (онлайн-заседания) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная компания "Сибэкосервис" на решение от 30.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 03.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А27-23456/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная компания "Сибэкосервис" (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Весенняя, дом 23/41, ОГРН 1034205010388, ИНН 4205019458) к федеральному бюджетному учреждению "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Каменская, дом 74, ОГРН 1025402468145, ИНН 5406173483) в лице Кемеровского филиала (город Новокузнецк Кемеровской области - Кузбасса) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство по недропользованию (123995, город Москва, улица Большая Грузинская, дом 4/6, ОГРН 1047796345805, ИНН 7703518529), Южно-Сибирское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19А, ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) в заседании участвовали представители общества с ограниченной ответственностью "Региональная компания "Сибэкосервис" - Антонов Г.А., директор и Пожидаев М.В. по доверенности от 20.01.2021.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Мой арбитр" приняли участие представители Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" - Полякова Е.В. по доверенности от 14.10.2021; Федерального агентства по недропользованию - Сулаймонова Д.Р. по доверенности от 04.03.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная компания "Сибэкосервис" (далее - ООО "РК "Сибэкосервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" в лице Кемеровского филиала (далее - учреждение, ФБУ "ТФГИ по СФО") по утверждению паспорта отходов Комсомольского золотоизвлекательного завода (далее - завод, Комсомольский ЗИЗ) от 16.04.2019 N 339 и включению запасов полезных ископаемых по данному объекту в государственный территориальный кадастр полезных ископаемых как прогнозных ресурсов категории Р1 и их учету государственным кадастром по категории Р1; обязании исключить объект "отходы Комсомольского ЗИЗ" из государственного кадастра полезных ископаемых как прогнозных по категории Р1.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены Федеральное агентство по недропользованию (далее - Роснедра), Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора).
Решением от 30.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 03.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о том, что отходы, складированные в хвостохранилище Комсомольского ЗИЗ, являются государственной собственностью; судами не проанализированы полномочия органов и должностных лиц на оформление паспортов месторождений полезных ископаемых и отходов их переработки; учреждением не соблюдены пункты 8, 9 Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявления полезных ископаемых, утвержденного приказом Минприроды России от 07.12.2015 N 256 (далее - Порядок N 256), и пункт 18 Приказа Минприроды России от 11.12.2006 N 278 "Об утверждении классификации запасов прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых"; доказательств нахождения спорного объекта в федеральной собственности учреждением не представлено; выводы судов о пропуске обществом срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, являются ошибочными.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение и Роснедра просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Управлением Росприроднадзора отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 10.11.2010 между обществом (прежнее наименование - общество с ограниченной ответственностью "Региональная компания по регулированию, обеспечению системы скупки и реализации драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе "Кузбассювелирторг", далее - ООО "Кузбассювелирторг") и Канзычаковым Дмитрием Егоровичем заключен договор купли-продажи имущества, находящегося в Кемеровской области, Тисульский район, поселок Комсомольск, в том числе хвостохранилища (включая отходы завода в количестве 893 000 тонн влажных кеков, насосную станцию, находящуюся на территории хвостохранилища, пульпопровод).
Решением от 16.05.2016 Тисульского районного суда Кемеровской области по делу N 2-14-2016, оставленным в силе апелляционным определением от 25.08.2016 Кемеровского областного суда, отказано в удовлетворении иска Администрации Тисульского муниципального района о признании указанного договора купли-продажи ничтожным.
ООО "Кузбассювелирторг" осуществлена паспортизация отходов (минеральные шламы), полученных в процессе переработки руды хвостохранилища Комсомольской ЗИФ, отходам присвоен III класс опасности, составлен паспорт отходов (25.07.2012), включенных в Федеральный классификационный каталог отходов.
Как указывает общество, в процессе заключения договора в учреждение направлялся запрос о предоставлении сведений об имеющихся запасах золота в отходах производства.
Согласно справке от 10.03.2011 ФБУ "ТФГИ по СФО", выданной конкурсному управляющему открытым акционерным обществом "Беловский цинковый завод", запасы золота в отходах производства и обогащения Комсомольского ЗИЗ государственную экспертизу не проходили, на государственном балансе не числятся. По состоянию на 01.01.2010 по объекту "Хвосты-отходы Берикульского ЗИЗ" на государственном балансе золота в нераспределенном фонде недр числятся забалансовые запасы золота в количестве: запасы песков - 1031 тыс.т; запасы золота - 749 кг. Согласно акту проверки Управления Росприроднадзора от 21.08.2007 N НВЗЛ-21 в 2004 году хвосты-отходы Берикульского ЗИЗ были вывезены и складированы на территории Комсомольского ЗИЗ. Информация о местонахождении отходов в настоящее время в учреждении отсутствует.
В 2019 году общество обратилось в учреждение (письмо от 10.06.2019 N 10/06-1) об исключении из объектов учета государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых участка недр "отходы Комсомольского ЗИЗ", на которое получило информацию (письмо от 09.07.2019 N Р-02-506), что отходы завода находятся на учете участков недр Кемеровской области с 08.10.1998 - дата выдачи открытому акционерному обществу "Центральная золоторудная компания" (далее - ОАО "ЦЗК") лицензии КЕМ 00565 БР с целевым назначением "геологическое изучение и добыча золота из отходов производства и строительных соров завода"; на момент выдачи лицензии прогнозные ресурсы золота участка недр составляли 640 кг по категории Р1; 21.04.2008 действие лицензии досрочно прекращено; актом проверки Управления Росприроднадзора от 29.09.2005 N Р-351 соблюдения ОАО "ЦЗК" требований законодательства в сфере природопользования установлено, что в 2004 году на всей площади хвостохранилища открытым акционерным обществом "Сибгипрозолото" было выполнено опробование отходов, по результатам которого составлен отчет с оперативным подсчетом запасов золота Комсомольского ЗИЗ; сведения о государственной экспертизе подсчитанных запасов и материалы самого отчета в учреждение не поступали, поэтому участок недр "отходы Комсомольского ЗИЗ" был переведен в нераспределенный фонд недр, где и учитывается до настоящего времени государственным кадастром месторождений и проявлений полезных ископаемых с теми же прогнозными ресурсами категории P1 в количестве 640 кг золота; наличие в отходах хвостохранилища полезного ископаемого (золота), являющегося в соответствии со статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) государственной собственностью, исключает возможность снятия участка с отходами завода с государственного учета.
Полагая, что отходы производства Комсомольского ЗИЗ не являются недрами, ФБУ "ТФГИ по СФО" отходам производства необоснованно определена прогнозная категория Р1 (прогнозные ресурсы категории Р1 учитывают возможность расширения границ распространения полезного ископаемого за контуры запасов или выявления новых рудных тел полезного ископаемого на рудопроявлениях, разведанных и разведываемых месторождениях), препятствующая обществу использовать принадлежащие ему отходы производства с целью дальнейшей их переработки и обезвреживания, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий учреждения незаконными.
После получения сведений о составлении учреждением 26.03.2019 паспорта объекта государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых "отходы Комсомольского ЗИЗ" Г-1 N 339, утвержденного 16.04.2019 (далее - паспорт Г-1 N 339), общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило заявленные требования.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемых действий учреждения требованиям законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с Уставом ФБУ "ТФГИ по СФО", утвержденным приказом Роснедра от 19.05.2011 N 506, учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией в целях обеспечения реализации полномочий Роснедра и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами учредителя, иными нормативно-правовыми актами, а также уставом (пункты 2.1, 2.2); предметом и целями деятельности ФБУ "ТФГИ по СФО" являются: информационное обеспечение ведения государственного и территориального баланса запасов полезных ископаемых (абзац 7 пункта 3.1); информационное обеспечение ведения государственного и территориального баланса запасов полезных ископаемых на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу (пункт 3.2.5); обобщение и представление в Роснедра информации, содержащейся в отчетах по геологическому изучению недр и необходимой для внесения сведений в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (пункт 3.2.6. Устава).
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Статьей 2 Закона о недрах установлено, что государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право проведения данного вида работ и использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств (статья 11 Закона о недрах).
Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (часть 1 статьи 23 Закона о недрах).
Согласно статье 30 Закона о недрах государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (далее - ГКМ) ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
В соответствии с пунктами 3, 5 Порядка N 526 в ГКМ включаются сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, геологоэкономическая оценка каждому месторождению, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых и информация по выработанным месторождениям и проявлениям полезных ископаемых количество запасов по которым либо не установлено, либо им не дана промышленная оценка.
Из содержания пункта 4 части 2 статьи 22, статьи 27 Закона о недрах, пункта 8 Порядка N 526 следует, что ГКМ составляется и ведется на основании первичной (геофизической, геохимической и иной информации о недрах, полученной непосредственно в процессе осуществления пользования недрами) и интерпретированной геологической информации о недрах (геологические отчеты, карты, планы, эскизы), полученной пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых; заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр; территориальных балансов запасов общераспространенных полезных ископаемых и территориальных кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, представляемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; геологических отчетов о поисках, оценке и разведке месторождений.
Внесение (обновление) сведений о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых в ГКМ производится по завершении стадии геологоразведочных работ, по разрабатываемым месторождениям не реже одного раза в пять лет и при ликвидации или консервации предприятия по фактическому состоянию на момент завершения работ (пункт 9 Порядка N 526).
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 Закона о недрах единый фонд геологической информации о недрах является федеральной государственной информационной системой, содержащей реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, имеющихся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что данные о наличии полезного ископаемого (золота) в техногенных образованиях - хвостах-отходах Комсомольского ЗИЗ подтверждаются первичной и интерпретированной геологической информацией, в том числе статистической отчетностью недропользователей с 1955 года: отчетом о запасах полезных ископаемых в отвалах и хвостах обогатительных фабрик предприятий горной промышленности по форме N 2-зап за 1955 год рудника Берикуль производственного объединения "Запсибзолото" (далее - ПО Запсибзолото); техническим отчетом об изысканиях под техно-рабочий проект реконструкции хвостового хозяйства Комсомольской золотоизвлекательной фабрики рудника Берикуль ПО Запсибзолото, представленным 28.09.1978 Новосибирским филиалом ВНИИпрозолото; государственной статистической отчетностью рудника Комсомольский ПО Запсибзолото по форме 70-тп за 1994 год; реестром первичной и интерпретированной информации, содержащим сведения о паспорте ГКМ с реестровым номером 17182415 на отходы Комсомольского ЗИЗ.
Судами установлено, что отходы Комсомольского ЗИЗ являлись объектом инфраструктуры в составе рудника Комсомольский ПО Запсибзолото и входили в состав месторождения коренного золота "Комсомольское" с запасами, учитываемыми государственным балансом запасов с середины прошлого века (паспорт ГКМ А N 102 от 25.12.1985).
Данные сведения позволили оценить запасы на участке недр хвосты-отходы Комсомольского ЗИЗ и включить указанные отходы в государственный реестр участков недр и лицензий для предоставления в пользование претендентам на получение лицензии на право пользования недрами; участок недр "отходы Комсомольского ЗИЗ" в период с 08.10.1998 по 21.04.2008 находился в распределенном фонде недр (ранее единый объект учета "Комсомольское месторождение" разделен на непосредственно месторождение - нераспределенный фонд недр, собственность Российской Федерации и отходы переработки руды - распределенный фонд) на основании выданной ОАО "ЦЗК" лицензии КЕМ 00565 БР с целевым назначением "геологическое изучение и добыча золота из отходов перерабатывающего производства и строительных соров Комсомольского ЗИЗ"; согласно пункту 4 лицензионного соглашения (приложение 1 к лицензии) прогнозные ресурсы золота участка недр на момент выдачи лицензии составляли 640 кг золота по категории Р1; с указанными прогнозными ресурсами участок недр находился в распределенном фонде недр Кемеровской области до 21.04.2008 - даты досрочного прекращения действия лицензии (приказ Кузбасснедра от 21.04.2008 N 64); в связи с нарушением ОАО "ЦЗК" условий лицензии гелогоразведочные работы недропользователем не завершены, соответственно, участок недр был переведен в нераспределенный фонд недр как самостоятельный объект с оцененными ранее прогнозными ресурсами.
Таким образом, учреждением на основании всей имеющейся геологической информации по объекту, в пределах предоставленных полномочий по обобщению информации, содержащейся в отчетах по геологическому изучению недр, составлен паспорт ГКМ Г-1 N 339, куда были транслированы все прогнозные ресурсы золота, ранее учтенные по объекту, в связи с чем выводы судов о законности действий ФБУ "ТФГИ по СФО" являются правильными.
Доводы общества о том, что лицензия КЕМ 00565 БР не охватывала участок отходов в хвостохранилище, мотивированно отклонен судами с учетом условий лицензионного соглашения, сведений, изложенных в пояснительной записке к заявке на получение лицензии на переработку отходов обогащения и материалов по горному и земельному отводам (приложения 1, 2, 3 к лицензии).
Ссылка общества на решение от 16.05.2016 Тисульского районного суда Кемеровской области по делу N 2-14-2016 правомерно не принята судами, поскольку в рамках указанного дела не устанавливались обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, не исследовался вопрос о праве собственности на отходы с учетом содержания в них полезных ископаемых и отнесения к недрам. При этом судами отмечено, что вступившим в законную силу решением от 31.05.2016 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1614/2016 признано отсутствующим право собственности общества на объект хвостохранилище с отходами.
С учетом положений статей 1.2, 2, 6, 11 Закона о недрах, установленных обстоятельств образования отходов Комсомольского ЗИЗ при переработке полезных ископаемых и содержания в них полезных компонентов, что допускает возможность их дальнейшей переработки в целях извлечения полезных свойств, суды пришли к правильным выводам, что такие отходы являются недрами (техногенным месторождением), находятся в государственной собственности и их использование допускается исключительно на основании лицензии.
Вопреки доводам общества наличие паспорта опасного отхода не свидетельствует об отсутствии в таких отходах полезного ископаемого.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05, от 19.04.2006 N 16228/05, от 10.10.2006 N 7830/06, от 31.10.2006 N 8837/06, от 06.11.2007 N 8673/07, от 26.07.2011 N 18306/10).
Судами установлено, что общество обладало сведениями о том, что участок недр "отходы Комсомольского ЗИЗ" учитывается с прогнозными ресурсами золота категории P1 в количестве 640 кг, поскольку направило в учреждение письмо от 10.06.2019 N 10/06-1 об исключении его из объектов учета ГКМ, на которое получило ответ от 09.07.2019 N Р-02-506, однако с заявлением в суд обратилось лишь 03.11.2020, в связи с чем сделан правильный вывод о пропуске им трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Обстоятельств, объективно препятствовавших своевременной подаче заявления обществом не приведено и судами не выявлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 03.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-23456/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 27.1 Закона о недрах единый фонд геологической информации о недрах является федеральной государственной информационной системой, содержащей реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, имеющихся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах.
...
С учетом положений статей 1.2, 2, 6, 11 Закона о недрах, установленных обстоятельств образования отходов Комсомольского ЗИЗ при переработке полезных ископаемых и содержания в них полезных компонентов, что допускает возможность их дальнейшей переработки в целях извлечения полезных свойств, суды пришли к правильным выводам, что такие отходы являются недрами (техногенным месторождением), находятся в государственной собственности и их использование допускается исключительно на основании лицензии.
...
Пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05, от 19.04.2006 N 16228/05, от 10.10.2006 N 7830/06, от 31.10.2006 N 8837/06, от 06.11.2007 N 8673/07, от 26.07.2011 N 18306/10)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 октября 2021 г. N Ф04-6300/21 по делу N А27-23456/2020