город Томск |
|
3 августа 2021 г. |
Дело N А27-23456/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Зайцевой О.О., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная компания "Сибэкосервис" (N 07АП-5873/2021) на решение от 30.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23456/2020 (судья Сарафанникова М. А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная компания "Сибэкосервис" (ОГРН 1034205010388, ИНН 4205019458, 650000, Кемеровская Область - Кузбасс обл, город Кемерово, улица Весенняя, 23, 41) к Федеральному бюджетному учреждению "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу (ОГРН 1025402468145, ИНН 5406173483, 630091, Новосибирская обл, город Новосибирск, улица Каменская, дом 74) в лице Кемеровского филиала, город Новокузнецк Кемеровской области-Кузбасса, заинтересованные лица: Федеральное агентство по недропользованию (ОГРН 1047796345805, ИНН 7703518529, 123995, г Москва, улица Большая Грузинская, 4/6 А И Б), Южно-Сибирское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250, 650000, Кемеровская Область - Кузбасс обл, город Кемерово, улица Ноградская, 19А) о признании незаконными действий по утверждению паспорта отходов Комсомольского ЗИЗ от 16.04.2019 N 339, включению запасов полезных ископаемых по данному объекту как прогнозных ресурсов категории Р1 в государственный территориальный кадастр полезных ископаемых и их учету государственным кадастром по категории Р1 (с учетом уточнений от 25.02.2021),
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Пожидаев М.В., представитель по доверенности от 20.01.2021, паспорт;
от ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу: Полякова Е.В. представитель по доверенности от 21.12.2020, паспорт; Сушков В.Ю., представитель по доверенности от 08.07.2021, паспорт; Алямкин А.В., представитель по доверенности от 08.07.2021, паспорт;
от Федерального агентства по недропользованию: Сулаймонова Д.Р., представитель по доверенности от 04.03.2021, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная компания "Сибэкосервис", город Кемерово (ООО "РК "СЭС", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Кемеровскому филиалу Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу (ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу") о признании незаконными действий Кемеровского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" в части отказа в переводе участка недр с отходами производства Комсомольского золотоизвлекательного завода (Комсомольский ЗИЗ) в другую категорию, позволяющую собственнику использовать принадлежащие ему отходы производства с целью дальнейшей их переработки и обезвреживания; об обязании Кемеровского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" принять решение об исключении указанных запасов из Государственного реестра недр, как необоснованно поставленных на государственный баланс.
Решением суда от 30.04.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
В суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представлены отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах, письменных пояснениях, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Региональная компания "Сибэкосервис" в соответствии с договором купли-продажи имущества N 1 от 10.11.2010 (т. д. N 2, л. д. 129-130) приобрело у Канзычакова Д. Е. имущество, находящееся в Кемеровской области, Тисульский район, п. Комсомольск, а именно: - Трансформатор ТМ400/10 - Тепловые сети - Хвостохранилище (включая отходы Комсомольского золотоизвлекательного завода в количестве 893 000 тонн влажных кэков, насосную станцию, находящуюся на территории хвостохранилища, пульпопровод).
Решением Тисульского районного суда Кемеровской области от 16.05.2016 (т. д. N 1, л. д. 22-33), оставленным в силе апелляционным определением Кемеровского областного суда от 25.08.2016, было отказано в удовлетворении иска Администрации Тисульского муниципального района о признании указанного договора купли-продажи ничтожным.
Ответом от 10.03.2011 (т. д. N 1, л. д. 16) Кемеровским филиалом ФГУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" предоставлялись заявителю сведения о том, что запасы золота в отходах производства и обогащения Комсомольского золотоизвлекательного завода государственную экспертизу не проходили на государственном балансе не числятся.
Ответом от 09.07.2019 (т. д. N 1, л. д. 14) на запрос ООО РК "СЭС" Кемеровский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" представил информацию о том, что участок недр "отходы Комсомольского ЗИЗ" находятся на учете участков недр Кемеровской области с 08.10.1998 (дата выдачи лицензии КЕМ 00565 БР ООО "Центральная золоторудная компания" - ОАО "ЦЗК"). Лицензия выдана с целевым назначением "геологическое изучение и добыча золота из отходов производства и строительных соров Комсомольского золотоизвлекательного завода". Согласно пункту 4 лицензионного соглашения, прогнозные ресурсы золота участка недр на момент выдачи лицензии составляли 640 кг золота категории Р1. С указанными прогнозными ресурсами участок недр находился в распределенном фонде недр Кемеровской области до 21.04.2008, когда действие лицензии КЕМ 00565 БР было досрочно прекращено. По сведениям, имеющимся в Филиале, за период нахождения участка недр в пользовании у ОАО "ЦЗК" никаких изменений в оценке его прогнозных ресурсов (или запасов) не произошло. По данным акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования ОАО "ЦЗК" Росприроднадзором (N Р-351 от 29.09.2005), в 2004 году на всей площади хвостохранилища ОАО "Сибгипрозолото" было выполнено опробование отходов и по результатам работ составлен отчет с оперативным подсчётом запасов золота Комсомольского ЗИЗ. Сведения о государственной экспертизе подсчитанных запасов и материалы самого отчета в Филиал не поступали, поэтому участок недр "отходы Комсомольского ЗИЗ" был переведен в нераспределённый фонд недр, где и учитывается до настоящего времени Государственным кадастром проявлений полезных ископаемых с теми же прогнозными ресурсами категории P1 в количестве 640 кг золота. Наличие в отходах хвостохранилища полезного ископаемого (золота), являющегося в соответствии с пунктом 1.2 Закона о недрах государственной собственностью, исключает возможность снятия участка недр "отходы Комсомольского ЗИЗ" с государственного учета.
Учитывая, что ООО РК "СЭС" присвоен данным отходам третий класс опасности, получен паспорт опасных отходов, полагая, что ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу", как лицом, осуществляющим отдельные властные полномочия, не соблюдена процедура постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс, отходам производства необоснованно определена прогнозная категория Р1, подразумевающая возможность переработки отходов, их утилизацию с возможным попутным извлечением из них полезных ископаемых только через проведение конкурентных процедур (аукциона), что, по мнению заявителя, является незаконным и нарушающими его права и охраняемые интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В дальнейшем после получения сведений о составлении 26.03.2019 ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" паспорта объекта Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых "Отходы Комсомольского ЗИЗ" Г-1 N 339, утвержденного 19.04.20219, куда были транслированы все прогнозные ресурсы золота, общество, полагая, что именно данные действия ответчика послужили основанием для учета прогнозных ресурсов категории P1, уточнило требования и просило признать незаконными действия по утверждению паспорта отходов Комсомольского ЗИЗ от 16.04.20219 N 339 и включению запасов полезных ископаемых по данному объекту как прогнозных ресурсов категории Р1 в государственный территориальный кадастр полезных ископаемых и их учету государственным кадастром по данной категории ресурсов Р1, а также обязать третье лицо исключить из государственного кадастра полезных ископаемых отходы Комсомольского ЗИЗ как прогнозные по категории Р1.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении требований, исходил из соответствия оспариваемых действий действующему законодательству.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах"), недра могут быть предоставлены в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Согласно статьи 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право проведения данного вида работ и использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств.
Из содержания указанных норм следует, что право использования отходов горнодобывающего производства возникает исключительно при наличии специального разрешения - лицензии.
ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией в целях обеспечения реализации полномочий Федерального агентства по недропользованию и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Учредителя, иными нормативно правовыми актами, а также Уставом.
В соответствии с Уставом учреждения, предметом и целями деятельности ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" являются: - информационное обеспечение ведения государственного и территориального баланса запасов полезных ископаемых (абзац 7 пункта 3.1. Устава); - информационное обеспечение ведения государственного и территориального баланса запасов полезных ископаемых на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу (пункт 3.2.5. Устава); - обобщение и представление в Роснедра информации, содержащейся в отчетах по геологическому изучению недр и необходимой для внесения сведений в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (пункт 3.2.6. Устава).
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Государственным балансом запасы по объекту "отходы Комсомольского ЗИЗ" не учитывались ни по состоянию на 10.03.2011, ни на дату подачи заявления в арбитражный суд.
По указанному объекту учтены в Государственном кадастре месторождений прогнозные ресурсы золота категории P1, тогда как прогнозные ресурсы на Государственный баланс не ставятся.
Согласно части 1 статьи 30 Закона О недрах государственный кадастр ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
При этом в соответствии с пунктом 3 Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, утвержденного приказом Минприроды России от 07.12.2015 N 526 (далее Порядок N 526), в государственный кадастр включаются сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, геологоэкономическая оценка каждому месторождению, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
Согласно пункту 5 Порядка N 526, в Государственный кадастр включается информация, в том числе, по выработанным месторождениям и проявлениям полезных ископаемых количество запасов по которым либо не установлено, либо им не дана промышленная оценка.
В силу пункта 6 Порядка N 526 государственный кадастр содержит массив сведений о месторождениях "К" - перспективные структуры и объекты, в которые могут быть включены техногенные образования.
Согласно пункту 8 указанного Порядка, составление и ведение Государственного кадастра осуществляется на основании данных: - государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых; - заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр; - территориальных балансов запасов общераспространенных полезных ископаемых и территориальных кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, представляемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - геологических отчетов о поисках, оценке и разведке месторождений. Исходя из названной нормы, любая из указанных источников информация подлежит включению в Государственный кадастр месторождения.
На основании пункта 9 Порядка N 526, внесение (обновление) сведений о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых в Государственный кадастр производится по завершении стадии геологоразведочных работ, по разрабатываемым месторождениям не реже одного раза в пять лет и при ликвидации или консервации предприятия по фактическому состоянию на момент завершения работ.
Согласно представленным в материалы дела заинтересованным лицом архивных документов ПО "Запсибзолото", имеются материалы Государственной статистической отчетности предприятий по форме N 2 "Отчет о запасах полезных ископаемых в отвалах и хвостах обогатительных фабрик предприятий горной промышленности" за 1955 год, где по Комсомольскому золотоизвлекательному заводу указан как объект учета по предприятию "хвосты", по которому за отчетный период поступило на баланс 4917 тонн горной массы и 3,4 кг золота. Отмечено, что на 01.01.1956 по данному объекту за предприятием учитываются балансовые запасы в количестве 145247 тонн руды и 110,8 кг золота со средним содержанием металла 0,76 г/т (т. д. N 1, л. д. 121-122).
Согласно представленным сведениям, в 90-е годы прошлого века объект - отходы Комсомольского золотоизвлекательного завода являлся объектом инфраструктуры в составе ГП "Рудник "Комсомольский" (ПО "Запсибзолото") и, естественным образом, входил в состав месторождения коренного золота "Комсомольское" с запасами, учитываемыми Государственным балансом запасов с середины прошлого века (паспорт ГКМ А N 102). Нахождение рассматриваемого объекта (отвалы и отходы хвостохранилища) в составе месторождения коренного золота "Комсомольское" подтверждается материалами Государственной статистической отчетности "Рудника "Комсомольский", находящимися на хранении в Кемеровском филиале (г. Новокузнецк). В материалах Государственной статистической отчетности предприятия по форме 70-тп за 1994 год (т. д. N 1, л. д. 143-147) отражено движение по Руднику запасов содержащих золото и серебро продуктов хвостохранилища.
Федеральным агентством по недропользованию в материалы дела представлены сведения, содержащиеся в реестре первичной и интерпретированной информации Единого фонда геологической информации о недрах (т. д. N 2, л. д. 146-150), согласно которым 28.09.1978 года Новосибирским филиалом ВНИИПРОЗОЛОТО представлен Технический отчет об изысканиях под техно-рабочий проект реконструкции хвостового хозяйства Комсомольской ЗИФ рудника Берикуль производственного объединения "Запсибзолото". Кроме того, в реестре первичной и интерпретированной информации содержатся сведения о паспорте ГКМ с реестровым номером 17182415 на отходы Комсомольского ЗИЗ.
Согласно части 1 статьи 27.1 Закона О недрах единый фонд геологической информации о недрах является федеральной государственной информационной системой, содержащей реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, имеющихся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах.
Таким образом, данные сведения позволили оценить запасы на участке недр хвосты-отходы Комсомольского ЗИЗ и включить указанные отходы в государственный реестр участков недр и лицензий для предоставления в пользования претендентам на получение лицензии на право пользования недрами.
Заявитель полагает вывод суда о том, что право собственности на отходы, расположенные в хвостохранилище Комсомольского ЗИЗ, принадлежат государству, является ошибочным.
Между тем, в соответствии со статьей 2 Закона РФ "О недрах" государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
При этом согласно части 1 статьи 1.2 Закона РФ "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В связи с этим законодательство о недрах Российской Федерации предусмотрен единственно возможный вариант предоставления права пользования указанными отходами - решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
Как указано в статье 13.1 Закона РФ "О недрах" принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр федерального или местного значения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона РФ "О недрах" одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Таким порядком, как указано ранее, является проведение конкурса либо аукциона уполномоченным органом.
При этом, как было отмечено, участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
Кроме того, за осуществление деятельности на участке недр без получения лицензии на право пользования недрами следует наступление ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
По убеждению заявителя, судом не учтено, что отходы Комсомольского ЗИЗ имеют класс опасности и включены в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), как минеральные отходы, загрязненные опасными веществами.
Однако с данной позицией общества суд апелляционной инстанции также согласиться не может, поскоку отходы Комсомольского ЗИЗ относятся к категории "недра" и подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством.
Использование данных отходов возможно исключительно на основании получения лицензии, а не путем заключения гражданско-правового договора купли-продажи, что подробно изложено в отзыве Федерального агентства по недропользованию.
Согласно статье 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право проведения данного вида работ и использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств.
Недра могут быть предоставлены в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (статья 6 Закона РФ "О недрах").
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии со статьей 23 Закона РФ "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе, являются предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I -V классов опасности, соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Из содержания вышеизложенного следует, что всем отходам горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства присваивается определённый класс опасности.
При этом, присвоение отходам соответствующего класса опасности не отменяет обязанность юридического лица по получению лицензии и использование данных отходов в соответствии с действующим законодательством о недрах.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 Порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026, паспорт отходов I - IV классов опасности представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
В свою очередь паспорт месторождения содержит основные геологические, технологические и геолого-экономические характеристики месторождения, свойства руд и вмещающих пород, запасы полезных ископаемых, технологии их извлечения и переработки.
Таким образом, паспорт отходов и паспорт месторождения являются документами учета, содержащими сведения об объекте паспортизации. Данные документы не являются взаимоисключающими, так как содержат различную характеристику об отходах горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства, в зависимости от специфики правоотношений.
Согласно вышеизложенному, пользование недрами - отходами Комсомольского ЗИЗ возможно только на основании получения ООО "РК Сибэкосервис" лицензии на право пользования недрами.
Судом рассмотрена и получила надлежащую правовую оценку позиция заявителя со ссылкой на Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденный приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265, согласно которому постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов, а основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых - и отклонена судом, поскольку в данном случае запасы полезных ископаемый не ставились на государственный баланс запасов полезных ископаемых, в связи с чем, не подлежит применению норма статьи 31 Закона О недрах и Порядка N 265 в части постановки и списания с государственного баланса запасов полезных ископаемых.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона О недрах государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами осуществляется посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
Согласно пояснениям ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу", в рамках лицензии КЕМ 00565 БР ОАО "ЦЗК" геологоразведочные работы не были завершены и паспорт объекта ГКМ не был составлен в установленном порядке, что находится в компетенции недропользователя и является нарушением условий пользования недрами. На момент ликвидации ОАО "ЦЗК" и прекращения действия лицензии КЕМ 00565 БР от 21.04.2008 по объекту "Отходы Комсомольского ЗИЗ" числились прогнозные ресурсы золота категории Р1 в количестве 640 кг. Поскольку недропользователь не выполнил свои обязательства по лицензии, был подготовлен паспорт объекта Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых "Отходы Комсомольского ЗИЗ" Г-1 N 339 от 26.03.2019, куда были транслированы все прогнозные ресурсы золота в количестве, ранее оцененном по данному объекту.
Как следует из материалов дела, участок недр "Отходы Комсомольского ЗИЗ" в период с 08.10.1998 по 21.04.2008 находился в распределенном фонде недр за ОАО "ЦЗК" на основании лицензии КЕМ 00565 БР, выданной с целевым назначением "геологическое изучение и добыча золота из отходов перерабатывающего производства и строительных соров Комсомольского ЗИЗ".
Соответственно, как указано заинтересованным лицом, данный участок находится в Государственном реестре участков недр, как участок недр, деятельность по которому на настоящий момент прекращена в установленном порядке - на основании приказа Кузбасснедра от 21.04.2008 "в связи с нарушениями пользователем недр условий лицензии и систематическими нарушениями правил пользования недрами" (т. д. N 1, л. д. 148-154, т. д. N 2, л. д. 1-17).
Как пояснило заинтересованное лицо, поскольку лицензия была выдана с целевым назначением "Геологическое изучение и добыча золота из отходов перерабатывающего производства и строительных соров Комсомольского золотоизвлекательного завода" участок недр при выдаче лицензии перешел из нераспределенного фонда недр в распределенный фонд недр, до этого времени единый объект учета ГКМ - Комсомольское месторождение делилось на две части: собственно месторождение (нераспределенный фонд недр - собственность РФ) и отходы переработки руды (распределенный фонд - передан на время работы по лицензии владельцу лицензии).
В соответствии с лицензионным соглашением лицензиат должен был последовательно выполнить следующие работы для перевода прогнозных ресурсов в запасы: составить и защитить проект на проведение геологоразведочных работ на участке, выполнить геологоразведочные работы, по результатам геологоразведочных работ составить отчет с подсчетом запасов полезного ископаемого на выделенном лицензией участке, передать этот отчет на государственную экспертизу в ФБУ "ГКЗ", получить положительное заключение экспертизы и протоколом ГКЗ или ТКЗ, утвердить запасы полезного ископаемого на участке недр.
После поступления от недропользователя соответствующих документов производится перевод участка недр из реестра объектов проявлений с прогнозными ресурсами в реестр месторождений, а также включение участка выявленного месторождения в государственный баланс соответствующего полезного ископаемого с утвержденными запасами.
ОАО "Центральная золоторудная компания" не выполнила условия названного лицензионного соглашения, ввиду чего приказом Кузбасснедра от 21.04.2008 N 64 действие названной лицензии досрочно прекращено.
Исходя из чего выделенный под лицензию участок с прогнозными ресурсами, снова был переведен в нераспределенный фонд недр, но уже как отдельный самостоятельный объект с оцененными ранее Кемеровским Комитетом природных ресурсов прогнозными ресурсами.
Таким образом, в данном случае, учитывая неисполнение указанной обязанности недропользователем, исходя из полномочий ответчика по обобщению информации, содержащейся в отчетах по геологическому изучению недр, усматривается необходимость составления паспорта проявления на объект нераспределенного фонда недр территориальным геологическим фондом.
Из материалов деле следует, что существует два паспорта объектов учета ГКМ на площади Комсомольского месторождения: паспорт собственно месторождения с утвержденными запасами коренного золота ГКМ А N 102 (пространственно ниже почвы растительного слоя) и паспорт проявления отходы Комсомольского ЗИС ГКМ Г-1 N 339 с прогнозными ресурсами Р1 (на поверхности - выше растительного слоя). Оформленный паспорт ГКМ Г-1 N 339 Роснедра включили в реестр проявлений, в результате чего "Отходы Комсомольского ЗИЗ" были выделены в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых (ГКМ), как самостоятельный объект учета ГКМ, поскольку данный объект был вычленен из ранее единого объекта учета "Комсомольское месторождение" (паспорт ГКМ А N102 от 10.04.1985, коренное золото) на основании выдачи ОАО "Центральная золоторудная компания" в установленном порядке соответствующей лицензии КЕМ 00565 БР от 08.10.1998 с целевым назначением "Геологическое изучение и добыча золота из отходов перерабатывающего производства и строительных соров Комсомольского золотоизвлекательного завода".
Нахождение объекта "Отходы Комсомольского ЗИЗ" в составе объекта "Комсомольское месторождение" подтверждается сведениями, содержащимися в пункте 053Т (т. д. N 1, л. д. 133) паспорта ГКМ А N 102 от 25.12.1985.
Таким образом, нахождение полезного ископаемого (золота) в техногенных образованиях (хвостах-отвалах) Комсомольского ЗИЗ доказано вышеуказанными представленными в материалы дела документами.
Заявитель в жалобе указывает на то, что в нарушение действующего законодательства, геологическое изучение и разведка по объекту "Отходы Комсомольского ЗИЗ" не поводились и отчеты о результатах этих работ в государственные органы не предоставлялись.
Вместе с тем, частью 1 статьи 27.1 Закон РФ "О недрах" установлено, что единый фонд геологической информации о недрах является федеральной государственной информационной системой, содержащей реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, имеющихся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах.
Так, согласно сведениям об объекте учета геологической информации о недрах, содержащимся в реестре первичной и интерпретированной информации Единого фонда геологической информации о недрах, 28.09.1978 года Новосибирским филиалом ВНИИПРОЗОЛОТО представлен Технический отчет об изысканиях под техно-рабочий проект реконструкции хвостового хозяйства Комсомольской ЗИФ рудника Берикуль производственного объединения "Запсибзолото".
Кроме того, в реестре первичной и интерпретированной информации содержатся сведения о паспорте ГКМ с реестровым номером 17182415 на отходы Комсомольского ЗИЗ.
Данные сведения позволили оценить запасы на участке недр хвосты-отходы Комсомольского ЗИФ и включить указанные отходы в государственный реестр участков недр и лицензий для предоставления в пользования претендентам на получение лицензии на право пользования недрами.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре участков недр и лицензий, в 1998 году участок недр Комсомольский золотоизвлекательный завод, расположенный в Кемеровской области, ранее был предоставлен ОАО "Центральная золоторудная компания" в пользование по лицензии КЕМ 00565 БР.
Согласно пункту 2 Лицензионного соглашения в соответствии с Законом РФ "О недрах", "владельцу лицензии" предоставляется право на использование отходов перерабатывающего производства и строительных соров Комсомольского золотоизвлекательного завода КЗЗ в целях геологического изучения и извлечения золота. Отходы переработки и строительные сора складированы в отвалах на территории завода и хвостохранилище КЗЗ, расположенного в п. Комсомольская Тисульского района Кемеровской области.
Указанные выше материалы свидетельствуют о том, что отходы Комсомольского ЗИЗ были представлены в пользование по лицензии для целей осуществления работ по геологическому изучению и добыче золота из отходов.
Как было отмечено ранее, по предварительным данным прогнозные ресурсы золота в отвалах переработки и строительных сорах КЗЗ, размещенных в пределах предоставленного в пользование горного отвода, по состоянию на 01.01.1998 составляют 640 кг.
Госбалансом запасы не учтены.
Более того, согласно пояснительной записке к заявке для получения лицензии на переработку отходов обогащения, являющейся приложением N 2 к лицензии КЕМ 00565 БР, специалисты геолого-маркшейдерского отдела "Компании" произвели съемку участка складирования, и вычислили примерные запасы золота в сорах - 40 кг. Специальных исследований о содержании золота в хвостах не производилось, но исходя из производственной схемы и технологического процесса выведено среднее содержание: Производственная мощность Комсомольского золотоизвлекательного завода по проекту составляет 40 000 т в год, таким образом, за период эксплуатации было переработано 1000000 тонн сырья. - среднее содержание золота в перерабатываемом сырье 6 г/т; - технологией установлен процент извлечения в 90 %; - потери составляют 1 000 000 х 6Х 0,1= 600 кг; - среднее содержание золота в хвостах составляет примерно 0,6 г/т.
Вышеуказанное подтверждает, что информация о наличии содержания полезного ископаемого в отходах Комсомольского ЗИЗ, складированных в принадлежащем заявителю сооружении - хвостохранилище, имелась в едином фонде геологической информации о недрах на момент выдачи названной лицензии.
Таким образом, Кемеровским филиалом ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" обоснованно составлен и утвержден паспорт месторождений Комсомольского ЗИЗ от 16.04.2019 N 339, а доводы заявителя в указанной части материалами дела опровергаются и не могут быть принять судом.
Относительно ссылок заявителя на преюдициальное значение для настоящего дела решения суда общей юрисдикции по вопросу законности заключения договора купли-продажи отходов между ООО "РК "Кузбассювелирторг" и Канзычаковым Дмитрием Егоровичем суд апелляционной инстанции указывает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вместе с тем, в рамках дела N 2-14-2016 Тисульским районным судом Кемеровской области рассматривалось исковое заявление ООО "РК "Кузбассювелирторг" к Канзычакову Д.Е. о признании ничтожным договора купли-продажи от 10.11.2010.
При этом ни Федеральное агентство по недропользованию, ни ФБУ "ТФГИ" и ни ООО "РК Сибэкосервис" не являлись сторонами по указанному делу.
Кроме того, указанные выше решения судов были приняты в отношении хвостохранилища как объекта недвижимого имущества, которое может быть отчуждено в соответствии с нормами гражданского законодательства, в том числе и посредством заключения договора купли-продажи.
Однако, отходы, содержащиеся в хвостохранилище, по смыслу статьи 1.2 Закона РФ "О недрах" являются государственной собственностью.
Более того, суд первой инстанции правомерно отмечает, что из указанного решения не следует, что судом исследовался вопрос права собственности на указанные отходы с точки зрения содержания в них полезных ископаемых и отнесения их к недрам, при этом право собственности заявителя на объект хвостохранилище - как сооружение.
Учитывая, что в настоящем деле исследуются обстоятельства, которые не являлись предметом исследования судом общей юрисдикции, установленные решением суда общей юрисдикции, обстоятельства не имеют отношения к лицам, участвующим в настоящем деле, положения части 3 статьи 69 АПК РФ о преюдициальном значении указанного решения для рассмотрения настоящего дела не могут быть применены.
Кроме этого, решением по делу N А27-1614/2015 от 31.05.2016 признано отсутствующим право собственности у заявителя как на объект недвижимости на хвостохранилище с отходами.
Таким образом, коллегия считает верными выводы суда первой инстанции о том, что с точки зрения движимой вещи свойства объекта не устанавливались, его содержимое не исследовалось.
Применительно к настоящему спору в указанном решении судом общей юрисдикции сделан вывод о том, что согласно статье 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
При этом судом указано, что собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обеззараживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Сделан вывод о том, что право собственности на отходы Комсомольского золотоизвлекательного завода могло быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
Доказательств, подтверждающих, что отходы Комсомольского золотоизвлекательного завода относятся к I-IV классу опасности в нарушений требований статьи 56 ГПК РФ суду истцом не представлены.
Тогда как заявителем в материалы настоящего дела представлен паспорт опасного отхода от 25.07.2012 и свидетельство о классе опасности, согласно которым данные отходы имеют 3 класс опасности.
Доказательства наличия лицензии суду общей юрисдикции, исходя из текста решения, не представлялись, а обстоятельства наличия класса опасности суду общей юрисдикции не были известны.
Относительно довода о заключении договора аренды земельного участка от 15.05.2020 N 22 с Администрацией Комсомольского городского поселения Тисульского муниципального района Кемеровской области.
Согласно части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.
Таким образом, ни недра, ни отходы добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств не относятся к объектам земельных отношений.
Между тем, согласно преамбуле Закона РФ "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Лицензия на пользования недрами для геологического изучения, разведки месторождения полезных ископаемых предоставляется пользователю на участок недр в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
В свою очередь, согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Принимая во внимание вышеизложенное, участок недр и земельный участок над ним - это самостоятельные объекты права, которые имеют разные правовые режимы, а также разные основания предоставления в пользование, что подтверждается в том числе Определением Конституционного суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1314-0.
Таким образом, обладая правом на земельный участок, Общество не приобретает право на пользование недрами в границах определенного горного отвода.
Как установлено судом, сведения об оценке ресурсов по категории P1 в хвостохранилище, полученные ОАО "Центральная золоторудная компания" при проведении работ по лицензии, были учтены Кемеровским филиалом ФБУ "ТФГИ" и включены Федеральным агентством по недропользованию в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых в силу статьи 30 Закона "О недрах".
При этом, судом отклонены доводы заявителя, о том, что выданная лицензия не охватывала участок отходов в хвостохранилище, а речь идет только об отвалах с отходами на территории завода, поскольку из лицензионного соглашения (пункт 2) недвусмысленно следует, что право пользования выдано на участок недр с отходами переработки и строительных соров, складированных как в отвалах на территории завода, так и в хвостохранилище КЗЗ.
Кроме этого, ошибочно мнение заявителя о том, что границы предварительного горного отвода, согласно схеме размещения производственных объектов (приложение 3 к лицензии), выделены только в отношении территории завода, куда не входит хвостохранилище.
Указанное опровергается самой схемой в совокупности с пунктом 3 лицензионного соглашения, который указывает, что контур горного отвода на Схеме обозначен угловыми точками 2,3,4,5,1 и 6,7, далее по порядку до 18,6. Контур горного отвода хвостохранилища, согласно схеме обозначен угловыми точками 6-18.
Тот факт, что согласно приложенным к лицензии договорам аренды ОАО "ЦЗК" арендовало только 11.6 га земли, что совпадает с площадью земельного участка территории завода, не свидетельствует, что лицензией выделялся горный отвод только с отходами на территории завода, поскольку общая площадь горного отвода, согласно пункту 3 лицензионного соглашения - 25,4 га, и как указывалось ранее, пунктом 2 предусмотрено предоставление права на использование отходов переработки, складированных как на территории завода, так и на территории хвостохранилища. Приложенные договоры аренды в совокупности с пунктом 5 лицензионного соглашения свидетельствуют о том, что данная площадь земли и территория предоставляется недропользователю ОАО "ЦЗК" с целью размещения отходов переработки и строительных соров.
Доводы заявителя о том, что указанная лицензия была выдана незаконно - не могут являться предметом исследования в рамках настоящего спора. Материалы дела не располагают доказательствами, подтверждающими данные выводы заявителя.
Кроме того, судом первой инстанции оценена и обоснованно отклонена ссылка заявителя на приложение N 2 к лицензии КЕМ 00565 БР приложение N 1 (справка к заявке на переработку отходов обогащения), которая, по его мнению, подтверждает позицию о том, что в результате конкурса от 7.04.1997 ООО "Центральная золоторудная компания" приобрело в собственность имущество государственного предприятия - банкрота: Рудник "Комсомольский", поэтому при банкротстве ООО "Центральная золоторудная компания", где директор заявителя являлся конкурсным управляющим, закономерно было включено в конкурсную массу все имущество должника, в том числе хвостохранилище с отходами и в последующем продано, поскольку из данной справки не усматривается, что ООО "Центральная золоторудная компания" было приобретено хвостохранилище с отходами, речь идет в данном документе об имуществе государственных предприятий-банкротов (сооружениях, оборудовании), позволяющем вести деятельность по переработке отходов обогащения.
Статья 1.2 Закона О недрах устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Закон О недрах, участки недр в силу статей 1,2 Закона не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме; права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Право на разработку месторождений, добычу полезных ископаемых и на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может быть реализовано только при наличии лицензии и в период ее действия.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Таким образом, добытые в результате использования недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в собственности у недропользователя только если это оговорено в лицензии.
Из имеющейся в материалах дела лицензии и приложений к ней на возможность передачи отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств в собственность ОАО "ЦЗК" не указано.
ОАО "ЦЗК" могло лишь в рамках осуществляемой им лицензируемой деятельности использовать отходы перерабатывающего производства и строительных соров КЗЗ в целях геологического изучения и извлечения золота.
Поскольку с даты прекращения лицензии согласно приказу Кузбасснедра от 21.04.2008 ОАО "КЗУ" не являлось недропользователем, находящиеся в хвостохранилище отходы остались в собственности государства.
Указанная позиция согласуется с Определением Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 302-ЭС15-11080 по делу N А78-11454/2013.
Как указывает сам заявитель, имущество, приобретенное им по договору от 10.11.2010, представляет собой отходы производства, проходившие полный цикл производственного процесса, что, по его мнению, подтверждается паспортом опасного отхода. При этом, заявителем не представлено доказательств, опровергающих выводы о том, что в данных отходах не содержится полезных ископаемых.
Паспорт опасного отхода не свидетельствует, что в указанных отходах отсутствует содержание полезного ископаемого.
В данном случае материалами дела, в том числе пояснительной запиской к заявке для получения лицензии на переработку отходов обогащения (т. д. N 2, л. д. 9-10) подтверждено, как указывалось ранее, что на территории завода имеются отходы производства и обогащения, неблагоприятно влияющие на окружающую среду.
Вместе с тем, выведено среднее содержание полезного ископаемого в данных отходах. В ГОСТах даны следующие определения отходов (хвостов).
В соответствии с пунктом 12 ГОСТа Р 52793-2007 "Металлы драгоценные. Термины и определения", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 24.12.2007 N 388-ст содержащие драгоценный металл (отвальные) хвосты (в обогащении) являются отвальными отходами обогащения содержащего драгоценный металл минерального сырья, в котором содержание драгоценного металла ниже, чем в исходном сырье.
Согласно пункту 3.2 раздела 3 "Термины и определения" ГОСТа Р 55100-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение.
Наилучшие доступные технологии обращения с отходами в горнодобывающей промышленности. Аспекты эффективного применения", утвержденного Приказом Росстандарта от 14.11.2012 N 801-ст, отходы горнодобывающей промышленности: пустые породы, извлекаемые при добыче вместе с полезным ископаемым, а также хвосты, образуемые при переработке полезных ископаемых.
Пустая порода: горная масса, не содержащая полезного ископаемого или содержащая его в непромышленных концентрациях (пункт 3.3).
Хвостохранилища: хранилища отходов (хвостов) обогащения минералсодержащей или углесодержащей породы (пункт 3.4).
Из представленных заинтересованным лицом доказательств следует, что отходы хвостохранилища образованы при переработке полезных ископаемых и содержат полезные компоненты, что допускает возможность их дальнейшей переработки в целях извлечения полезных свойств. Иного из материалов дела не следует.
При этом, в случае, если в отходах содержатся полезные ископаемые, которые возможно извлечь из горной массы и переработать, то такие отходы являются техногенным месторождением.
Указанное прямо следует из Методического руководства по изучению и эколого-экономической оценке техногенных месторождений, утвержденному Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 25.02.1994, техногенными месторождениями являются скопления минеральных веществ, образовавшихся в результате складирования отходов добычи полезных ископаемых (некондиционные руды, вскрышные и вмещающие породы), обогатительного (хвосты, шламы), металлургического (шлаки, золы, кеки) и других производств, качество и количество которых позволяют осуществить их добычу и переработку на рациональной экономической основе.
Наличие сведений о содержании в оспариваемых отходах производства полезного ископаемого в силу статьи 1.2 Закона О недрах относит их к государственной собственности. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона О недрах государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Неиспользуемые части недр в совокупности составляют нераспределенный фонд недр.
Таким образом, право государственной собственности на отходы Комсомольского месторождения и соответственно, право на осуществление деятельности с данными отходами только при наличии соответствующе лицензии исходит из норм действующего законодательства о недрах.
Исходя из заявления, ООО РК "СЭС" в качестве способа восстановления нарушенных прав просит обязать Федеральное агентство по недропользованию исключить из государственного кадастра полезных ископаемых отходы Комсомольского ЗИЗ как прогнозные ресурсы категории Р1.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что сведения, внесенные в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, носят информационный характер. Включение указанных сведений в реестр не нарушает прав и законных интересов заявителя и не препятствует обществу обратиться в Роснедра за получением лицензии на геологическое изучение и добычу золота из отходов Комсомольского ЗИЗ.
При этом, признание незаконным действий по составлению и утверждению паспорта отходов не приведет к изменению категории прогнозных ресурсов запасов месторождения и исключению данных сведений из Государственного кадастра, поскольку информация, содержащаяся в геологических фондах по "Комсомольскому месторождению" из состава которого выделен объект "Отходы Комсомольского ЗИЗ", содержит сведения, позволяющие отнести его к прогнозным ресурсам в целом.
При этом, даже если имеются основания изменения категории прогнозных ресурсов отходов Комсомольского ЗИЗ, складированных в хвостохранилище, с Р1 на 19 категорию Р2 или Р3, указанное не позволит заявителю производить переработку данных отходов в отсутствие лицензии.
Таким образом, отсутствие/наличие паспорта проявления ГКМ Г-1 N 339 от 16.04.2019 не может повлиять на наличие либо отсутствие необходимости получения лицензии, поскольку в любом случае, в отношении данных отходов имеется возможность обнаружения проявлений полезных ископаемых и при любой категории прогнозных ресурсов для геологического изучения, добычи и переработки данных отходов потребуется получение лицензии.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств невозможности получения лицензии ни на переработку и утилизацию данных отходов как опасных, ни на геологическое изучение и извлечение полезных ископаемых, при этом, наличие паспорта ГКМ на отходы Комсомольского ЗИЗ и паспортов опасности данных отходов - не являются взаимоисключающими факторами.
Доказательств невозможности получения и наличия одновременно двух лицензий, исходя из желания заявителя обеззараживания, утилизации отходов и попутного извлечения из них полезного ископаемого, на переработку опасных отходов и геологическое изучение и извлечение полезных ископаемых из отходов, также не представлено и такая невозможность не обоснована.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что судом не установлено несоответствия действий ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" приведенным нормам права, и не установлено нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или экономической деятельности, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Кроме того, при рассмотрении заявления общества, учитывая, что заявителем оспариваются, по факту, действия заинтересованного лица по кадастровому учету спорных отходов прогнозными ресурсами категории Р1, при этом заявитель узнал о том, что спорные отходы Комсомольского ЗИЗ, находящиеся в хвостохранилище, учитываются Государственным кадастром проявлений полезных ископаемых с прогнозными ресурсами категории P1 в количестве 640 кг золота из письма ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральной округу" от 09.07.2019, а обратился в арбитражный суд с данными требованиями только 03.11.2020, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в том числе в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление об оспаривании законности решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания статьи 198 АПК РФ следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом.
В рассматриваемом случае, ни на момент получения ответа ТФГИ от 09.07.2019, ни на момент обращения в суд заявитель не обладал сведениями об утверждении паспорта отходов от 16.04.2019, однако обладал сведениями о том, что данные отходы числятся как прогнозные ресурсы золота категории P1 в количестве 640 кг., ввиду чего не имеется оснований утверждать, что ранее заявитель не имел возможности обратиться в суд с данными требованиями, поскольку не обладал сведениями о паспорте отходов 2019 года. Стоит отметить, что ответ от 09.07.2019 ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" представило обществу именно на письмо с просьбой об исключении из объектов учета Государственного кадастра проявлений полезных ископаемых РФ участка недр "отходы Комсомольского ЗИЗ", что, по сути, и является предметом требований, заявленных ООО РК "Сибэкосервис" в рамках настоящего дела.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, что подтверждено приведенными выше положениями. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию по делу, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда не имеется. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23456/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная компания "Сибэкосервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Региональная компания "Сибэкосервис" (ОГРН 1034205010388, ИНН 4205019458, 650000, Кемеровская Область - Кузбасс обл, город Кемерово, улица Весенняя, 23, 41) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению от 25.05.2021 N 22.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-23456/2020
Истец: ООО Региональная компания "Сибэкосервис"
Ответчик: ФБУ ТФГИ по Сибирскому федеральному округу
Третье лицо: Федеральное агентство по недропользованию, Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области