г. Тюмень |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А75-1791/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 01.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 27.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-1791/2021 по заявлению муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования город Ханты-Мансийск (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Сирина, дом 59, ОГРН 1028600515206, ИНН 8601001099) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 104, ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
муниципальное водоканализационное предприятие муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - предприятие, МП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба, административный орган) от 26.01.2021 N 16-014/ЛК-2021.
Решением от 01.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 27.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое предписание признано недействительным.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, служба просит отменить указанные судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленного требования.
По мнению административного органа, суды неверно применили положения части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), которой установлен запрет на изменение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме (включая индексирование) чаще, чем один раз в год.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предприятием не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, МП "Водоканал" является управляющей организацией в многоквартирном доме N 5 по улице Ледовая в городе Ханты-Мансийске (далее - МКД).
Службой на основании приказа от 18.01.2021 N 16-011/ЛК-2021 в период 25.01.2021 по 26.01.2021 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, что предприятие проиндексировало размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД до истечения одного года с момента ее утверждения.
По результатам проверки составлен акт от 26.01.2021 N 16-014/ЛК-2021 и выдано предписание от 26.01.2021 N 16-014/ЛК-2021, обязывающее общество в срок до 10.02.2021 произвести жильцам МКД перерасчет по начислениям абонентской платы за услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 в соответствии с требованиями части 7 статьи 156 ЖК РФ, пунктом 5 протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 09.07.2019 и пункта 5.1.1 договора управления МКД.
Не согласившись предписанием службы, МП "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии у службы правовых оснований для выдачи предприятию оспариваемого предписания, поэтому признали его недействительным.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельства рассматриваемого дела.
В силу статьи 196 ЖК РФ, статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица службы, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относится соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 5 части 2 статьи 44, части 7 статьи 156 ЖК РФ, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что пунктом 4 протокола от 09.07.2019 был утвержден тариф (размер платы) за предоставление услуг по управлению, содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений МКД с 01.07.2019; согласно пункту 5 названного протокола с 01.07.2019 договор управления дополняется следующим пунктом: "5.1.1. Размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома, а также управление может быть индексирован не чаще, чем один раз в год на индекс потребительских цен, рассчитываемый Госкомстатом России за каждый предыдущий год в целом по РФ. Данные по индексу берутся с сайта Госкомстата www.gsk.ru. Индексация применяется начиная с первого апреля каждого года, если иной размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома, а также управления не принят решением общего собрания в течении первого квартала текущего года"; с 01.04.2020 МП "Водоканал" увеличил размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома на индекс потребительских цен.
Принимая во внимание, что действия МП "Водоканал" по индексации тарифа с 01.04.2020 согласуются с волеизъявлением собственников помещений в МКД и направлены на ее исполнение, арбитражные суды обоснованно признали предписание службы от 26.01.2021 N 16-014/ЛК-2021 недействительным.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 27.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1791/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 5 части 2 статьи 44, части 7 статьи 156 ЖК РФ, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2021 г. N Ф04-6562/21 по делу N А75-1791/2021