город Омск |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А75-1791/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5721/2021) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2021 по делу N А75-1791/2021 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования город Ханты-Мансийск (ОГРН 1028600515206, ИНН 8601001099, адрес: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Сирина, дом 59) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 104) о признании недействительным предписания от 26.01.2021 N 16-014/ЛК-2021,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное водоканализационное предприятие муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - заявитель, предприятие, МП "Водоканал", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, Служба, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 26.01.2021 N 16-014/ЛК-2021.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2021 по делу N А75-1791/2021 удовлетворены. Признано недействительным предписание от 26.01.2021 N 16-014/ЛК-2021.
Этим же судебным актом с заинтересованного лица в пользу МП "Водоканал" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель, ссылаясь на положения части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), указывает на то, что тариф утверждается на срок не менее чем один год и протоколом от 09.07.2019 собственники утвердили тариф с 01.07.2019. Протоколом от 09.07.2019 также было предусмотрено право управляющей организации на индексацию платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме (далее - МКД). Служба не оспаривает возможность индексации размера платы, однако указывает, что в рассматриваемом случае индексация произошла до истечения одного года с момента утверждения размера платы, а именно 01.04.2020, что подтверждается выписками из лицевого счета и является нарушением части 7 статьи 156 ЖК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, МП "Водоканал" является управляющей организацией в многоквартирном доме N 5 по ул. Ледовая в г. Ханты - Мансийске.
На основании приказа от 18.01.2021 N 16-011/ЛК-2021 должностным лицом Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в период 25.01.2021 по 26.01.2021 проведена внеплановая выездная проверка по лицензионному контролю, о чем составлен акт от 26.01.2021 N 16-014/ЛК-2021.
В ходе проверки установлено, что пунктом 4 протокола собрания собственников помещений в МКД N 5 по ул. Ледовой в г. Ханты - Мансийске от 09.07.2019 утвержден тариф (размер платы) за предоставление услуг по управлению, содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений МКД с 01.07.2019.
Пунктом 5 протокола от 09.07.2019 собственники установили, что с 01.07.2019 договор управления дополняется следующим пунктом: "5.1.1. Размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома, а также управление может быть индексирован не чаще, чем один раз в год на индекс потребительских цен, рассчитываемый Госкомстатом России за каждый предыдущий год в целом по РФ. Данные по индексу берутся с сайта Госкомстата www.gsk.ru. Индексация применяется начиная с первого апреля каждого года, если иной размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома, а также управления не принят решением общего собрания в течение первого квартала текущего года".
С 01.04.2020 МП "Водоканал" увеличил размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома на индекс потребительских цен, рассчитываемый Госкомстатом России за каждый предыдущий год в целом по РФ, а именно: начисление платы за Техническое обслуживание общедомового имущества и Плата за управление - 29,83 (вместо 28,95) руб./м2, Техническое обслуживание лифта - 4,12 (вместо 4,00) руб./м2, ТО системы пожарной сигнализации - 2,51 (вместо 2,44) руб./м2, Техническое обслуживание ВДГО - 0,93 руб./м2 (без изменений), Техническое обслуживание домофона - 61,83 (вместо 60) руб. с 1 кв.
В результате проверки Служба пришла к выводу о том, что стоимость услуг за содержание была утверждена решением собственников помещений МКД с 01.07.2019, в связи с чем изменить стоимость услуг, то есть проиндексировать, МП "Водоканал" могло не ранее чем с 01.07.2020. В нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ, пункта 5 протокола от 09.07.2019, пункта 5.1.1 договора управления многоквартирным домом, с 01.04.2020 управляющая организация увеличила размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома на индекс потребительских цен, рассчитываемый Госкомстатом России за каждый предыдущий год в целом по РФ.
В целях устранения выявленных нарушений в адрес предприятия выдано предписание N 16-014/ЛК-2021 от 26.01.2021 о выполнении в срок до 10.02.2021 перерасчета по начислениям абонентской платы за услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества собственникам помещений многоквартирного дома N 5 по ул. Ледовой в г. Ханты - Мансийске, за период с 01.04.2020 по 30.06.2020, в соответствии с требованиями части 7 статьи 156 ЖК РФ, пунктом 5 протокола от 09.07.2019 и пункта 5.1.1 договора управления МКД.
Названное предписание оспорено МП "Водоканал" в судебном порядке.
Требования заявителя судом первой инстанции удовлетворены, с чем Служба не согласилась, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Аналогичное положение содержится в пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в соответствии с которым при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
На основании части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, общее собрание проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Таким образом, как правомерно указывает податель жалобы, решение общего собрания собственников помещений МКД о размере платы за содержание жилого помещения собственников помещений принимается не менее чем на один год.
Действительно из материалов дела следует, что пунктом 4 протокола от 09.07.2019 был утвержден тариф (размер платы) за предоставление услуг по управлению, содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений МКД с 01.07.2019.
Пунктом 5 протокола от 09.07.2019 собственники установили, что с 01.07.2019 договор управления дополняется следующим пунктом: "5.1.1. Размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома, а также управление может быть индексирован не чаще, чем один раз в год на индекс потребительских цен, рассчитываемый Госкомстатом России за каждый предыдущий год в целом по РФ. Данные по индексу берутся с сайта Госкомстата www.gsk.ru. Индексация применяется начиная с первого апреля каждого года, если иной размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома, а также управления не принят решением общего собрания в течении первого квартала текущего года".
Материалами дела также подтверждается, что с 01.04.2020 МП "Водоканал" увеличил размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома на индекс потребительских цен, то есть до истечения года.
Таким образом, как правильно указывает податель апелляционной жалобы размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома был изменен ранее истечения года с момента его установления.
Между тем Службой не учтено следующее. В силу пункта 5 части 2 статьи 44, части 7 статьи 156 ЖК РФ, пункта 31 Правил N 491, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение).
Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности (пункт 1 статьи 181.5 ГК РФ).
Общее собрание собственников по своей правовой природе является органом управления, обладающим правом как на принятие юридически значимых решений, так и на их последующее изменение и (или) отмену; положения статьи 44 ЖК РФ, определяющей компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не содержат ограничений на право отмены (изменения) ранее принятых им решений.
Поскольку в рассматриваемом случае решение собрания собственников помещений в МКД (протокол от 09.07.2019) не только утвердило тариф (размер платы) за предоставление услуг по управлению, содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений МКД с 01.07.2019, но и внесло в договор управления пункт 5.1.1, согласно которому предусмотрена индексация с первого апреля каждого года, если иной размер платы за услуги содержания и ремонт общего имущества дома, а также управления не принят решением общего собрания в течение первого квартала текущего года, то действия МП "Водоканал" по индексации с 01.04.2020 тарифа согласуются с волеизъявлением собственников помещений в МКД и направлены на ее исполнение.
Принятие решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме является юридически значимым действием, влекущим правовые последствия.
При таких обстоятельствах, правовые основания для выдачи Службой предприятию предписания от 26.01.2021 N 16-014/ЛК-2021 отсутствовали.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований. Основания для вывода об обратном апелляционный суд не усматривает.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку податель освобожден от обязанности по уплате таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2021 по делу N А75-1791/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1791/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ВОДОКАНАЛИЗАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ