г. Тюмень |
|
2 ноября 2021 г. |
Дело N А45-22500/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИТЭК" на решение от 07.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 20.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-22500/2020 по заявлению Западно-Сибирской транспортной прокуратуры (630003, город Новосибирск, улица Саратовская, дом 13, ОГРН 1075405016257, ИНН 5405347680) к Обскому управлению государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Щетинкина, дом 49, этаж 7 офис 700, ОГРН 1055407057661, ИНН 5407003540) о признании незаконным приказа от 29.05.2020 N 07/лиц.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "СИТЭК" (117342, город Москва, муниципальный округ Коньково, улица Бутлерова, дом 17, этаж 4, комната 67, ОГРН 1145543036760, ИНН 5505222251), общество с ограниченной ответственностью "Эволти - ресурс" (115035, город Москва, муниципальный округ Замоскворечье, улица Садовническая, дом 71, строение 1, этаж 2, офис 205, ОГРН 1167746723649, ИНН 9705072635).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "СИТЭК" Герасимова Я.В. по доверенности от 23.01.2019.
Суд установил:
Западно-Сибирская транспортная прокуратура (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Обскому управлению государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, Обское УГРН) о признании незаконным приказа от 29.05.2020 N 07/лиц, обязании Обского УГРН прекратить право общества с ограниченной ответственностью "СИТЭК" (далее - ООО "СИТЭК") на осуществление погрузочной деятельности в селе Мыльджино Каргасокского района Томской области посредством аннулирования лицензии от 19.07.2019 серии МР-4N003433.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "СИТЭК", общество с ограниченной ответственностью "Эволти-Ресурс" (далее - ООО "Эволти-Ресурс").
Решением от 07.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, приказ управления от 29.05.2020 N 07/лиц признан недействительным, на управление возложена обязанность принять меры, к прекращению права ООО "СИТЭК" на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности по адресу: село Мыльджино Каргасокского района Томской области.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "СИТЭК" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделаны ошибочные выводы о несоответствии общества лицензионным требованиям и преюдициальном значении для настоящего дела судебных актов по делу N А45-22500/2020; полагает достаточным указание в качестве места осуществления лицензионного вида деятельности населенного пункта.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 14.06.2019 ООО "СИТЭК" обратилось в управление с заявлением о выдаче лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем речном транспорте.
Приказом управления от 19.07.2019 обществу была выдана лицензия серии МР-4 N 003433 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте на земельном участке береговой полосы, расположенном по адресу: Томская область, Парабельский район, Новосельцевское сельское поселение, протока Кольджа, 1,3 км ниже устья реки Чигас.
28.05.2020 ООО "СИТЭК" обратилось в Обское УГРН с заявлением о переоформлении указанной лицензии в связи с осуществлением работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, по новому адресу. Приказом от 29.08.2020 N 07/лиц в лицензию ООО "СИТЭК" от 19.07.2019 серия МР-4 N 003433 добавлен адрес места осуществления работ - Томская область, Каргасокский район, село Мыльджино.
По результатам проведенной прокуратурой проверки в адрес управления внесено представление об устранении нарушений закона.
Поскольку выявленные нарушения управлением устранены не были, прокуратура обратилась в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованными требования прокуратуры, поскольку лицензия от 19.07.2019 серии МР-4 N 003433 переоформлена управлением с нарушениями требований действующего законодательства.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 13 Закона о лицензировании установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.
Согласно статье 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
В случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не требуют переоформления лицензии в соответствии с частью 1.1 названной статьи, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренному лицензией, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу (часть 7 статьи 18 Закона о лицензировании).
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в спорный период регулировался Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193 (далее - Положение N 193).
Пунктом 3 Положения N 193 предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает, в том числе работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.
Лицензирование погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами предполагает две технологических схемы: "судно - судно", "берег (автомобиль, нефтебаза, накопитель и т.п.) - судно".
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02.03.2017 N СС-35/8-25 (далее - Письмо N СС-35/8-25), подтверждение права осуществления погрузочно-разгрузочной операции с опасными грузами на внутреннем водном транспорте по выбранной лицензиатом технологической схеме удостоверяется приложением к лицензии, в котором указывается соответствующий производственный объект (объекты), с использованием которого лицензиатом производится погрузка-разгрузка опасного груза непосредственно на судно (плавучий объект).
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, общество планировало осуществлять лицензируемый вид деятельности по схеме "берег-судно".
Применительно к указанной схеме пунктом 4 Положения N 193 в качестве лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату), являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 (далее - Технический регламент) (подпункт "а"); наличие у соискателя лицензии (лицензиата), эксплуатирующего береговые объекты, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители, плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов) (подпункт "б"); наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (подпункт "в"); наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы (подпункт "д").
Пунктом 7 Положения N 193 установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 2 и 4 части 3 статьи 13 Закона о лицензировании, а также перечень производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности (подпункт "г").
При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес и сведения о производственных объектах (гидротехнических сооружениях, причалах, крытых и открытых грузовых складах, нефтебазах, бункеровочных базах, подъемно-транспортном оборудовании, плавучих кранах, судах-бункеровщиках и иных плавучих объектах), которые будут использоваться, с указанием оснований, дающих право на их использование, и приложением документов, подтверждающих их соответствие требованиям технического регламента (пункт 8 Положения N 193).
При этом Письмом N СС-35/8-25 прямо предусмотрено, что в случае применения технологической схемы "автомобиль - судно" в приложении к лицензии указывается эксплуатируемый на законном основании в этих целях производственный объект - причал, соответствующий требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, с которого осуществляется погрузка-разгрузка непосредственно на судно (плавучий объект).
Требование о наличии причала также обусловлено установленным пунктом 200 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.01.2018 N 19, запретом использовать для швартовки не предназначенные для этого устройства и запретом осуществлять в границах водоохранных зон движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, предусмотренным статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество, обращаясь с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте предоставило информацию об имеющемся у него производственном объекте - причальном понтоне; данный понтон используется исключительно для целей швартовки судов на которые осуществляется погрузка опасного груза, компрессорное оборудование и автомобили размещаются на берегу, сведений о наличии у общества береговой инфраструктуры в лицензионном деле не имеется; при осуществлении лицензируемого вида деятельности общество использует плавучий причал "КП-100-28", признанный не годным к плаванию и не обозначенный рейдовыми знаками; в оспариваемом приказе в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности указано село Мыльджино Каргасокского района Томской области, конкретный адрес осуществления лицензируемого вида деятельности отсутствует.
Судами так же принято во внимание, что решением от 01.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24039/2020 удовлетворено заявление прокуратуры о признании незаконным решения Обского УГРН от 19.07.2019 N 6/лиц о предоставлении ООО "СИТЭК" лицензии от 19.07.2019 МР-4 N 00343, наделяющей ООО "СИТЭК" правом осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте на земельном участке береговой полосы, расположенном по адресу: Томская область, Парабельский район, Новосельцевское сельское поселение, протока Кольджа, 1,3 км ниже устья реки Чигас.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии приказа от 29.05.2020 N 07/лиц требованиям действующего законодательства и удовлетворили заявленное требование.
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы осуществление лицензионного вида деятельности с использованием оборудования, размещаемого на земельных участках (в зданиях, сооружениях), влечет необходимость внесения адресов указанных земельных участков, зданий, сооружений в лицензию.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-22500/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.