г. Тюмень |
|
2 ноября 2021 г. |
Дело N А27-27288/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Крымовской А.М. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Тяжинского муниципального округа на решение от 30.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Драпезо В.Я.) и постановление от 29.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-27288/2020 по заявлению Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса (650992, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Красная, дом 24, ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433) к Администрации Тяжинского муниципального округа (652240, Кемеровская область - Кузбасс область, Тяжинский район, поселок городского типа Тяжинский, улица Советская, дом 6, ОГРН 1024202238499, ИНН 4242003008) о признании незаконным бездействия, обязании разработать и направить на утверждение нормативные правовые акты.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Исаенко Е.В.) в заседании принял участие представитель Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса - Сысоева О.В. по удостоверению.
Суд установил:
Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Тяжинского муниципального округа (далее - администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке порядка организации и осуществления муниципального контроля, а так же по разработке и утверждению административного регламента проведения соответствующих контрольных проверок, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1); об обязании администрации в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного решения разработать с учетом требований статьи 5 Закона N 2395-1, статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и направить на утверждение в представительный орган местного самоуправления - Совет народных депутатов Тяжинского муниципального округа порядок осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения; об обязании администрации в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного решения разработать с учетом требований статьи 5 Закона N 2395-1, статьи 6 Закона N 294-ФЗ, постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.03.2012 N 54 "О Порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Кемеровской области" (далее - Порядок N 54) и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.
Решением от 30.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, на администрацию возложены обязанности: в течение одного месяца со дня вступления указанного решения в законную силу разработать с учетом требований статьи 5 Закона N 2395-1, статьи 6 Закона N 294-ФЗ и направить на утверждение в представительный орган местного самоуправления - Совет народных депутатов Тяжинского муниципального округа порядок осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения; в течение одного месяца со дня вступления указанного решения в законную силу разработать с учетом требований статьи 5 Закона N 2395-1, статьи 6 Закона N 294-ФЗ, Порядка N 54 и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентирующий вопросы приостановления работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просила отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) не относит вопросы, связанные с недропользованием и добычей полезных ископаемых к вопросам местного значения; осуществление регулирования в сфере недропользования право, а не обязанность органов местного самоуправления; полномочия по контролю в данной сфере не передавались в соответствии со статьей 19 Закона N 131-ФЗ; вступившем 01.07.2021 в силу Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" отнесение соответствующих видов муниципального контроля к полномочиям органов местного самоуправления осуществляется в пределах установленного перечня вопросов местного значения (статьи 1 и 6); пункт 5 статьи 5 Закона N 2395-1 утратил силу с 01.07.2021.
Прокуратура в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с очередным отпуском судьи по делу произведена замена судьи Киричек Ю.Н. на судью Шабанову Г.А., кассационная жалоба рассмотрена с начала.
До начала судебного заседания от администрации поступило заявление о признании требований.
В соответствии с частью 3 статьи 49 АПК РФ ответчик вправе признать иск полностью или в части.
Согласно части 5 указанной статьи арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Принимая во внимание, что признание требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд округа принимает признание администрацией заявленных требований.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя прокуратуры, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 08.05.2019 прокуратурой Тяжинского района по результатам проверки исполнения законов в сфере охраны земель при их рекультивации, нарушенных при добыче полезных ископаемых, вынесено представление об устранении администрацией нарушений законодательства о недрах, выразившихся в не утверждении нормативного акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, предусмотренного Законом N 2395-1, а так же административного регламента проведения соответствующих контрольных проверок.
14.06.2019 администрация представила ответ, в котором сообщила, что уполномоченный орган по контролю определяется, порядок осуществления данного вида контроля и соответствующий административный регламент разрабатываются. Утверждение данного порядка и административного регламента планируется в 2020 году.
Согласно информации от 10.12.2020, поступившей в ответ на запрос прокурора Тяжинского района, принятие порядка осуществления муниципального контроля в сфере регулирования отношений недропользования и соответствующего административного регламента возможно не ранее конца 2021 года.
Полагая, что бездействие администрации является незаконным, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта неправомерного бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом N 2395-1, и соответствующего административного регламента.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии со статьей 17.1 Закона N 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия решения судом первой и постановления суда апелляционной инстанции) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Исходя из пункта 4 статьи 2 Закона N 294-ФЗ порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 6 Закона N 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии со статьей 1.1 Закона N 2395-1 органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Согласно статье 5 Закона N 2395-1 (в редакции, действовавшей на дату принятия решения судом первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся, контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 данного Закона.
В соответствии со статьями 36, 37 Устава муниципального образования "Тяжинский муниципальный округ", принятого решением от 28.05.2020 N 81 Совета народных депутатов Тяжинского муниципального округа (далее - Устав), администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального округа, за исключением отнесенных федеральными законами, законами Кемеровской области - Кузбасса, Уставом к полномочиям Совета народных депутатов Тяжинского муниципального округа, главы Тяжинского муниципального округа и осуществляющим переданные в установленном порядке отдельные государственные полномочия.
Администрация организует и осуществляет муниципальный контроль на территории Тяжинского муниципального округа; разрабатывает административные регламенты осуществления муниципального контроля, разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляется в порядке, установленном законодательством Кемеровской области - Кузбасса.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая закрепленные в Уставе полномочия администрации, пришли к выводу о том, что непринятие мер по разработке и утверждению нормативного акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не соответствует нормам Закона N 131-ФЗ, Закона N 294-ФЗ, Закона N 2395-1.
При этом судами отмечено, что отсутствие такого акта влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности в связи с неконкретностью требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых.
С учетом изложенного суды сделали обоснованный вывод о доказанности факта неправомерного бездействия администрации и удовлетворили заявленные требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-27288/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.