г. Тюмень |
|
3 ноября 2021 г. |
Дело N А46-2247/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод "Нефтехим" на решение от 29.04.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 29.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-2247/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод "Нефтехим" (644065, Омская область, город Омск, улица 4-я Заводская, дом 8, офис 5, ОГРН 1085543065255, ИНН 5501215165) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Интернациональная, 41, ОГРН 1045504034840, ИНН 5503084944) об оспаривании решения и предписания.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Завод "Нефтехим" (далее - ООО "Завод "Нефтехим", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - ГУ МЧС по Омской области, управление) о признании недействительным решения первого заместителя начальника управления Рекина А.С., оформленного письмом от 29.12.2020 N ИВ-238-4668, об отказе в отмене предписания от 28.11.2019 N 9/ГО, выданного заместителем начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кировскому административному округу города Омска Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области Парыкиным А.И., об отказе в исключении ООО "Завод "Нефтехим" из плановых и внеплановых проверок, касаемых содержания защитных сооружений (бомбоубежищ); обязании должностных лиц управления отменить требования к ООО "Завод "Нефтехим" по восстановлению, содержанию и обеспечению сохранности, а также требования по снятию с учета защитного сооружения (бомбоубежища), числящегося в подвальном помещении по адресу: город Омск, улица 2-я Солнечная, 35; об отмене пунктов 4-12 предписания от 28.11.2019 N 9/ГО.
Принятые к производству по указанным заявлениям дела в порядке, предусмотренном статьей 130 АПК РФ, объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А46-2247/2021.
Решением от 29.04.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования о признании недействительным предписания от 28.11.2019 N 9/ГО в части пунктов 4-12 отказано; в остальной части требований производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о наличии у общества обязанности по восстановлению и содержанию защитного сооружения гражданской обороны - убежища (далее - ЗС ГО), которое на балансе ООО "Завод "Нефтехим" не стоит, обществу не передавалось; при покупке недвижимого имущества по договору купли-продажи от 04.09.2015 N ДКП/03/2015 в правоустанавливающих документах, техническом паспорте отсутствовали сведения о наличии ЗС ГО в подвальном помещении административного бытового корпуса; какие-либо предметы и оборудование, свидетельствующие о принадлежности подвального помещения к ЗС ГО отсутствовали; спорный объект создавался исключительно для нужд закрытого акционерного общества "Омскводпром" (первоначальный собственник); актом инвентаризации от 20.08.2018 использование спорного ЗС ГО признано нецелесообразным; установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок подачи заявления об оспаривании предписания заявителем не пропущен.
Доводов относительно прекращения производства по делу в кассационной жалобе не содержится.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи недвижимого имущества от 04.09.2015 N ДКП/03/2015 ООО "Завод "Нефтехим" приобрело в собственность объекты недвижимого имущества нежилого назначения: административный бытовой корпус общей площадью 2 227,5 кв.м, этажность 4, кадастровый (условный) номер 55:36:000000:23318; производственный корпус общей площадью 7 674,1 кв.м, этажность 1, кадастровый (условный) номер 55:36:000000:23317, расположенные по адресу: город Омск, улица 2-я Солнечная, дом 35.
Управлением в период с 25.11.2019 по 28.11.2019 на основании распоряжения от 31.10.2019 N 9/ГО проведена плановая выездная проверка в отношении общества, эксплуатирующего убежище, расположенное в подвальном помещении 4-х этажного здания административного бытового корпуса по адресу: город Омск, улица 2-я Солнечная, дом 35, в ходе которой выявлены нарушения установленных требований в области гражданской обороны, а именно:
- в организации отсутствует паспорт ЗС ГО - фактически при проверке не представлен;
- не обеспечена сохранность существующего ЗС ГО, не принимаются меры по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию;
- не обеспечена постоянная готовность ЗС ГО к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых. Не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
- не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования ЗС ГО;
- не создано звено по обслуживанию ЗС ГО;
- не обеспечена герметичность ЗС ГО - защитно-герметические двери убежища сняты (отсутствуют);
- инженерно-техническое оборудование ЗС ГО находится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению - фактически все инженерно-техническое оборудование неисправно в связи с воздействием грунтовых вод;
- в ЗС ГО организации отсутствуют запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых;
- в ЗС ГО отсутствует требуемая документация - фактически при проверке не представлены.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 28.11.2019 N 19/ГО и послужили основанием для выдачи обществу предписания от 28.11.2019 N 9/ГО об устранении в срок до 01.10.2020 нарушений требований пунктов 3, 10, 12-13 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, пунктов 1.3, 1.4, 1.6, 2.2, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.5, 3.2.11, 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), пунктов 8, 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309), пункта 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, пунктов 2-5, подпункта "в" пункта 6, подпункта "а" пункта 7, подпункта "а" пункта 8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379.
Рассмотрев обращение общества от 14.12.2020 об отмене вынесенного предписания, а также об исключении общества из плановых и внеплановых проверок в части содержания ЗС ГО, управление письмом от 29.12.2020 N ИВ-238-4668 указало на отсутствие оснований для отмены оспариваемого предписания и исключения общества из перечня юридических лиц, в отношении которых проводятся плановые проверки в области гражданской обороны.
Не согласившись с предписанием от 28.11.2019 N 9/ГО и решением управления, оформленным письмом от 29.12.2020 N ИВ-238-4668, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в оспариваемой части, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у ГУ МЧС по Омской области правовых оснований для выдачи предписания и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с Законом о гражданской обороне постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Порядок N 1309, определяющий правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны (пункт 1 Порядка N 1309).
Согласно пункту 2 Порядка N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Пунктом 10 Порядка N 1039 предусмотрено, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда ЗС ГО, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, утверждены Правила N 583.
Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО. Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункты 1.2, 2.1 Правил N 583).
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3 Правил N 583).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил N 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 3.4.4 Правил N 583 при режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).
Пунктом 3.6 Правил N 583 установлено, что в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию дизель-электростанции; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ);
журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью;
журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что на учете в ГУ МЧС по Омской области имеется убежище вместимостью 300 человек, общей площадью 342 кв.м, принятое в эксплуатацию 30.12.1986 и расположенное в подвальном помещении 4-х этажного здания по адресу: город Омск, улица 2-я Солнечная, дом 35 (паспорт от 30.12.1986 N 7/35); собственником ЗС ГО (инвентарный номер 4/25-56) является общество; спорный объект с учета как ЗС ГО не снят, режима ЗС ГО не утратил.
Наличие выявленных отделом нарушений требований законодательства в области гражданской обороны подтверждается материалами дела и в кассационной жалобе по существу не оспаривается.
Отклоняя доводы общества, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что необспечение надлежащего балансового учета принадлежащего обществу на праве собственности имущества, не освобождает его от обязанности соблюдать требования в области гражданской обороны, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации при эксплуатации спорного объекта ЗС ГО.
Вопреки позиции общества исполнение предписания возможно не только посредством восстановления и приведения ЗС ГО в исправное состояние, но и путем снятия ЗС ГО с учета в порядке, предусмотренном пунктами 2.5-2.14 Правил N 583. Акт инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО от 20.08.2018, на который ссылается податель жалобы, не может служить достаточным основанием для освобождения общества от выполнения возложенных на него законодательством обязанностей. При этом судами установлено, что общество каких-либо мер, направленных на снятие ЗС ГО с учета, не предпринимало.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О).
В рассматриваемом случае оспариваемое обществом предписание выдано 28.11.2019 (срок исполнения 01.10.2020).
Довод общества о том, что о нарушении своих прав оно узнало только 11.02.2021, получив копию акта инвентаризации от 20.08.2018, правомерно отклонен судами, поскольку о предполагаемом нарушении предписанием прав общества ему стало известно не позднее 14.12.2020 (дата обращения в управление с заявлением об отмене предписания), при этом с заявлением в суд об отмене предписания общество обратилось согласно штемпелю на конверте 26.03.2021 (номер входящей корреспонденции Арбитражного суда Омской области 60445 от 02.04.2021).
Учитывая, что доказательства подтверждающие наличие обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в материалах дела отсутствуют, принимая во внимание, что общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности в осуществлении своих прав; пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта органа государственного органа, органа местного самоуправления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05, от 19.04.2006 N 16228/05, от 10.10.2006 N 7830/06, от 31.10.2006 N 8837/06, от 06.11.2007 N 8673/07, от 26.07.2011 N 18306/10), суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления общества об оспаривании предписания.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.04.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2247/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О).
...
Учитывая, что доказательства подтверждающие наличие обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в материалах дела отсутствуют, принимая во внимание, что общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности в осуществлении своих прав; пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта органа государственного органа, органа местного самоуправления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05, от 19.04.2006 N 16228/05, от 10.10.2006 N 7830/06, от 31.10.2006 N 8837/06, от 06.11.2007 N 8673/07, от 26.07.2011 N 18306/10), суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления общества об оспаривании предписания."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 ноября 2021 г. N Ф04-6780/21 по делу N А46-2247/2021