город Омск |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А46-2247/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6691/2021) общества с ограниченной ответственностью "Завод "Нефтехим" на решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2021 по делу N А46-2247/2021 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод "Нефтехим" (ИНН 5501215165, ОГРН 1085543065255, адрес: 644065, Омская область, город Омск, улица 4-я Заводская, дом 8, офис 5) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Интернациональная, 41) об отмене предписания и об оспаривании решения,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Завод "Нефтехим" - Иванова Павла Егоровича по доверенности от 09.01.2021; Воробьева Олега Александровича по доверенности от 26.11.2019 N 55АА 2232806;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Завод "Нефтехим" (далее - ООО "Завод "Нефтехим", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее -Управление, Главное управление МЧС России по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Омской области Рекина А.С, содержащегося в письме, датированном 29.12.2020, исходящий номер N ИВ-238-4668, об отказе в отмене предписания от 28.11.2019 N 9/ГО, выданного заместителем начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кировскому АО г. Омска УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области Парыкиным А.И.; о признании незаконным решения первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Омской области Рекина А.С., содержащегося в письме, датированном 29.12.2020, исходящий номер N ИВ-238-4668, об отказе в исключении ООО "Завод "Нефтехим" из плановых и внеплановых проверок, касаемых содержания защитных сооружений (бомбоубежищ); об обязании должностных лиц Главного управления МЧС России по Омской области отменить требования к ООО "Завод "Нефтехим" по восстановлению, содержанию и обеспечению сохранности, а также требования по снятию с учёта защитного сооружения бомбоубежища), числящегося в подвальном помещении по адресу: г. Омск, ул. 2-я Солнечная, 35.
Указанное заявление принято к производству Арбитражного суда Омской области, делу присвоен номер А46-2247/2021.
Кроме того, ООО "Завод "Нефтехим" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Главному управлению МЧС России по Омской области об отмене пунктов 4-12 предписания от 28.11.2019 N 9/ГО.
Указанное заявление принято к производству Арбитражного суда Омской области, делу присвоен номер А46-5722/2021.
Определением суда от 15.04.2021 дела N А46-2247/2021 и N А46-5722/2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения; объединенному делу присвоен номер А46-2247/2021.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2021 по делу N А46-2247/2021 в удовлетворении требований ООО "Завод "Нефтехим" о признании недействительным предписания от 28.11.2019 N 9/ГО в части пунктов 4-12, отказано; в остальной части требований производство по делу прекращено; обществу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что защитное сооружение гражданской обороны на балансе ООО "Завод "Нефтехим" не стоит, уполномоченным органом обществу не передавалось, о ведении каких-либо журналов по учету защитных сооружений уполномоченными государственными органами, обществу не было известно. О том, что в 2018 году проводилась комиссионная инвентаризация защитного сооружения гражданской обороны общество узнало случайно в декабре 2020 года, о проведении данной инвентаризации общество уведомлено не было, в состав комиссии не включено. При покупке недвижимого имущества по договору купли-продажи от 04.09.2015 N ДКП/03/2015 общество не знало, что приобрело защитное сооружение гражданской обороны, поскольку в правоустанавливающих документах, в том числе, свидетельстве о регистрации права собственности, техническом паспорте отсутствовали сведения о наличии защитного сооружения в подвальном помещении административно-бытового корпуса. В подвальном помещении отсутствовали какие-либо предметы, принадлежности и оборудование, указывающие на признаки бомбоубежища
Ссылаясь на данные обстоятельства, смену собственников административно - бытового корпуса, длительное непринятие уполномоченным органом мер по надзору за содержанием бомбоубежища, податель жалобы считает, что оспариваемым предписанием на общество незаконно возложена обязанность по восстановлению и содержанию защитного сооружения гражданской обороны.
Кроме того, податель жалобы считает, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок подачи заявления об оспаривании предписания заявителем не пропущен, поскольку о нарушении прав выданным Предписанием, ООО "Завод "Нефтехим" узнало 11.02.2021, получив в этот день из Министерства региональной безопасности Омской области заверенную копию вышеуказанного акта инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны от 20.08.2018
Доводов в части прекращения производства по делу в апелляционной жалобе не приведено.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного участника арбитражного процесса в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Универсал - Фонд недвижимости" (продавец) и ООО "Завод "Нефтехим" (покупатель) 04.09.2015 заключён договор купли-продажи недвижимого имущества N ДКП/03/2015, по условиям которого продавец обязуется за плату передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить следующее недвижимое имущество:
- "объект N 1" - административный бытовой корпус, назначение: нежилое, общей площадью 2 227,5 кв.м., этажность 4, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 35, кадастровый (условный) номер 55:36:000000:23318;
- "объект N 2" - производственный корпус, назначение; нежилое, общей площадью 7674,1 кв.м., этажность 1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 35, кадастровый (условный) номер 55:36:000000:23317.
По акту приёма-передачи от 11.09.2015 указанные объекты переданы покупателю.
Заместителем начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кировскому административному округу г. Омска УНД и ПР Главного управления МЧС России по Омской области Парыкиным А.И. 28.11.2019 проведена плановая проверка подвального помещения, расположенного в 4-х этажном административно-бытовом корпусе ООО "Завод "Нефтехим" по адресу: г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 35, в ходе которой, в том числе, выявлены следующие нарушения:
4) в организации отсутствует паспорт защитного сооружения гражданской обороны - фактически при проверке не представлен (пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804; пункт 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583);
5) не обеспечена сохранность существующего объекта гражданской обороны, не принимаются меры по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию (пункты 8, 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны"; пункты 3, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804);
6) не обеспечена постоянная готовность защитного сооружения гражданской обороны к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых. Не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804; пункт 3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583);
7) не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учёта, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны (пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804; пункт 1.3. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583);
8) не создано звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны (пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804; пункт 1.4. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 N583);
9) не обеспечена герметичность защитного сооружения ГО - защитно-герметические двери убежища сняты (отсутствуют) (пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804; пункты 3.2.1, 3.2.2, 3.2.5. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583);
10) Инженерно-техническое оборудование ЗСГО находится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению - фактически всё инженерно-техническое оборудование неисправно в связи с воздействием грунтовых вод (пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804; пункт 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 N583);
11) в защитном сооружении гражданской обороны организации отсутствуют запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчётное количество укрываемых (пункты 12-13 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804; пункт 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687, пункты 2-5, подпункт "в" пункта 6, подпункт "а" пункта 7, подпункт "а" пункта 8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379, пункт 1.6. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583);
12) в защитном сооружении гражданской обороны отсутствует требуемая документация - фактически при проверке не представлены (пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804; пункт 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583).
По результатам проверки Управлением выдано предписание от 28.11.2019 N 9/ГО, согласно которому обществу необходимо в срок до 01.10.2020 устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны.
В свою очередь, 14.12.2020 ООО "Завод "Нефтехим" обратилось в Главное управление МЧС России по Омской области с заявлением об отмене вынесенного предписания, а также об исключении общества из плановых и внеплановых проверок, в части содержания защитного сооружения гражданской обороны.
Письмом от 29.12.2020 N ИВ-238-4668 Главное управление МЧС России по Омской области указало на отсутствие оснований для отмены предписания об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 28.11.2019 N 9/ГО и исключения ООО "Завод "Нефтехим" из перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области гражданской обороны.
Полагая, что предписание от 28.11.2019 N 9/ГО, а также отказ в отмене предписания от 29.12.2020N ИВ-238-4668 являются недействительными, нарушают права и законные интересы общества, поскольку возлагают на него дополнительные, непредусмотренные действующим законодательством обязанности, в частности, обязанность по восстановлению, содержанию и обеспечению сохранности защитного сооружения, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2021 об отказе в удовлетворении требований заявителя является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882) Правительство Российской Федерации постановлением от 21.05.2007 N 305 утвердило Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны (далее по тексту - Положение).
Пунктом 2 указанного Положения установлено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны).
В силу пункта 4 Положения органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Пунктом 4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного Приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358, установлено, что предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами (далее - субъекты надзора) требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на учёте в Главном управлении МЧС России по Омской области за ООО "Завод "Нефтехим" имеется отдельно стоящее убежище, вместимостью 300 человек, общей площадью 342 кв. м.
Согласно паспорту убежища N 7/35 от 30.12.1986 убежище, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 35, принадлежало Министерству мелиорации и водного хозяйства ПО "Омскводпром" Завода насосно-силового оборудования и эксплуатировалось в мирное время как склад материалов.
Из материалов дела следует, что общество является организацией, эксплуатирующей убежище с инвентарным номером 4/25-56, расположенное по адресу: 644073, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 35.
Факт наличия убежища по данному адресу подтверждается также проведённой в 2018 году инвентаризацией, оценкой содержания и использования защитного сооружения, согласно которой убежище, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 35 принято в эксплуатацию в 1986 году, расположено в подвальном помещении 4-х этажного здания находится в собственности ООО "Завод "Нефтехим".
Таким образом, Управление, являясь уполномоченным компетентным органом, при наличии законных оснований, осуществило в отношении ООО "Завод "Нефтехим", предусмотренную действующим законодательством проверку, по результатам которой выдало оспариваемое предписание.
Доводы общества о то, что ООО "Завод "Нефтехим" не располагало сведениями о том, что приобрело по договору купли-продажи от 04.09.2015 N ДКП/03/2015 защитное сооружение гражданской обороны, судом апелляционной не принимаются, поскольку оспариваемое предписание выдано обществу исходя из наличия у объекта паспорта убежища, постановки рассматриваемого объекта общества на учет как защитного сооружения гражданской обороны.
Основанием для выдачи оспариваемого предписания послужили выводы Управления о нарушении заявителем Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309), выразившихся в отсутствии у организации паспорта защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО), требуемой документации; необеспечении сохранности существующего объекта гражданской обороны; непринятии мер по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию; необеспечении постоянной готовности ЗС ГО к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых; необеспечении сохранности защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможности перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации; неназначении ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация правильного учёта, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования ЗС ГО; отсутствии звена по обслуживанию ЗС ГО; необеспечение герметичности ЗС ГО (защитно-герметические двери убежища сняты (отсутствуют); нахождении в неисправном состоянии инженерно-технического оборудования ЗС ГО; отсутствии в ЗС ГО запасов (резервов) лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Согласно пункту 1.2 Правила N 583 требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационных укрытий).
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствии, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.1 Правил N 583 ).
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2 Правил N 583).
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3 Правил N 583).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил N 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 3.4.4 Правил N 583 при режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).
Пунктом 3.6 Правил N 583 установлено, что в ЗС ГО должна быть следующая документация: 1. паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; 2. журнал оценки технического состояния ЗС ГО; 3. сигналы оповещения гражданской обороны; 4. план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; 5. план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; 6. планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; 7. список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; 8. эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; 9. эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; 10. эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; 11. инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; 12. инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; 13. инструкция по обслуживанию ДЭС; 14. инструкция о мерах пожарной безопасности; 15. правила поведения укрываемых в ЗС ГО; 16. журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); 17. журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; 18. журнал учета работы ДЭС; 19. журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; 20. схема эвакуации укрываемых из очага поражения; 21. Список телефонов.
Примечаниями 1-3 к пункту 3.6 Правил N 583 предусмотрено, что: 1. формы паспорта ЗС ГО, журнала оценки технического состояния ЗС ГО, журнала регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в ЗС ГО, журнала учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнала учета работы ДЭС, журнала регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования приведены в приложениях N N 6 - 11; 2. документация по пунктам 3 - 15 вывешивается на рабочих местах; 3. Документы, предусмотренные подпунктами 12, 13, 18 - 20, для укрытий не отрабатываются, а документы, предусмотренные подпунктами 6, 8 - 10, 16, отрабатываются при наличии данных систем в проектной документации.
В силу пункта 5.1 Правил N 583 установлено техническое обслуживание и ремонт технических систем.
Пунктами 2, 10 Порядка N 1309 установлены императивные требования по обеспечению постоянной готовности защитных сооружений; организации обязаны обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны и принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Из материалов дела следует, что общество является организацией, эксплуатирующей убежище с инвентарным номером 4/25-56, расположенное по адресу: 644073, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 35.
Статус объекта, расположенного по адресу: 644073, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 35, как убежища подтверждён паспортом убежища N 7/35 от 30.12.1986, указанный объект с учёта как ЗС ГО не снят, статуса ЗС ГО не утратил.
Факт наличия убежища по данному адресу подтверждается также проведённой в 2018 году инвентаризацией, оценкой содержания и использования защитного сооружения, согласно которой убежище, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 35 принято в эксплуатацию в 1986 году, расположено в подвальном помещении 4-х этажного здания, находится в собственности ООО "Завод "Нефтехим".
Следовательно, ООО "Завод "Нефтехим" в силу пункта 1.2 Правил N 583 обязано поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению помещение ЗС ГО, выполнять необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, соответственно, обязанность устранения нарушения требований законодательства, регулирующих содержание и эксплуатацию ЗС ГО, лежит исключительно на указанном юридическом лице.
Поскольку материалами проверки установлено, что указанное ЗС ГО находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нём граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, следовательно, оспариваемое предписание выдано обществу законно, и подлежит исполнению обществом в установленный в нем срок.
Необспечение в обществе надлежащего балансового учета принадлежащего ему на праве собственности имущества не освобождает заявителя от обязанности соблюдать требования в области гражданской обороны, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации при эксплуатации спорного объекта СЗ ГО.
Доводы заявителя о том, что комиссией по инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Омской области (Акт от 20.08.2018) использование спорного объекта признано нецелесообразным и предложено снять с учёта, не имеют правового значения, поскольку Порядок снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны четко регламентирован пунктами 2.5-2.14 Правил N 583, согласно которым эксплуатирующая организация ЗС ГО имеет право по совершению действий, направленных на снятие их с учета.
В настоящее время акт о снятии с учета спорного ЗС ГО, согласованного с МЧС России, не оформлен, Учреждением вышеуказанные мероприятия не проводились, общество, в свою очередь, каких-либо мер, направленных на снятие защитного сооружения гражданской обороны с учета, не предпринимало, следовательно, оспариваемое предписание содержит законные требования и обязательно для исполнения лицом, которому оно выдано.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании предписания от 28.11.2019 N 9/ГО в части и отсутствии оснований для восстановления пропущенного общество срока.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом или арбитражным судом.
В Определении от 18.11.2004 N 367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Восстановление процессуального пропущенного срока на обращение в суд является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска срока.
Анализ указанных норм позволяет суду сделать вывод о том, что пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органа государственной власти незаконными, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05.
Как следует из материалов дела, заявителю о нарушении своих прав оспариваемым предписанием от 28.11.2019 N 9/ГО стало известно не позднее 14.12.2020 (дата обращения заявителя в Главное управление МЧС России по Омской области с заявлением об отмене предписания).
ООО "Завод "Нефтехим" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Омской области 02.04.2021, то есть с пропуском установленного законом срока.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В связи с изложенным, и принимая во внимание то, что немотивированное восстановление процессуального срока нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статьей 8 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что правовых оснований для удовлетворения требований заявителя в рассмотренной части у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, в связи с чем апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2021 по делу N А46-2247/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2247/2021
Истец: ООО "ЗАВОД "НЕФТЕХИМ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ