г. Тюмень |
|
3 ноября 2021 г. |
Дело N А02-186/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Тихомирова В.В.,
Щанкиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу семейно-родовой общины коренных малочисленных народов села Бийка "БИЙ" на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21.04.2021 (судья Якшимаева Ф.Ю) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А02-186/2021 по заявлению семейно-родовой общины коренных малочисленных народов села Бийка "БИЙ" (649156, Республика Алтай, Турочакский район, село Бийск, улица Центральная, дом 1а, ОГРН 1030400608985, ИНН 0407006084) к администрации муниципального образования "Турочакский район" (649140, Республика Алтай, Турочакский район, село Турочак, улица Советская, дом 77, ОГРН 1030400607885, ИНН 0407005789) о признании незаконным бездействия.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство лесного хозяйства, министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.
Суд установил:
семейно-родовая община коренных малочисленных народов села Бийка "БИЙ" (далее - община "БИЙ") обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к администрации муниципального образования "Турочакский район" (далее - администрация) о признании незаконным отказа в принятии решения об образовании территории традиционного природопользования общины как коренных малочисленных народов, изложенного в письме от 01.02.2021 N 221, обязании принять требуемое решение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - Минприроды Республики Алтай).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 21.04.2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, община "БИЙ" обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель считает судебные акты незаконными, поскольку согласно статье 8 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Закон N 49-ФЗ) в полномочия органа местного самоуправления входит утверждение границы территорий традиционного природопользования на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Также община "БИЙ" ссылается на то, что согласно пункту 5 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации границы территорий традиционного природопользования определяются Правительством Российской Федерации, однако отсутствие в настоящее время утвержденного Правительством Российской Федерации порядка определения границ не должно препятствовать определению границ для заявителя.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц община "БИЙ" создана 01.04.2013, юридический адрес: Республика Алтай, Турочакский район, село Бийка.
Из устава общины "БИЙ" следует, что она создана с целью реализации социально-экономических, культурных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, касающихся коренных малочисленных народов.
В соответствии с пунктом 6 устава община "БИЙ" может иметь имущество, денежные средства и заниматься традиционными промыслами, доходы от которых подлежат распределению между членами общины.
Согласно ответу министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 10.02.2020 исх. N 14110/2173-42 на запрос общины "БИЙ" народность челканцев по данным статистико-экономического исследования населения волостей Кузнецкого округа Томской губернии на 1889 г. 7 семей Курускановых, семья Сумачаковых, Яскиных проживали преимущественно по рекам Каба, Байгол, Сандри, впадающих в реку Лебедь (Турочакский район). Основной вид деятельности - охота, рыболовство, мотыжное земледелие, сбор дикоросов, в том числе, кедрового ореха".
Члены семейно-родовой общины "БИЙ" ныне семьи Курускановых, Пустогачевых, Трапеевых и т.д. являются челканцами, проживающими в местах традиционного проживания своих предков.
В 2019-2020 г. община "БИЙ" обратилась в Минприроды Республики Алтай с заявлениями: о предварительном согласовании предоставления лесного участка площадью 5 000 га с местоположением: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Бийкинское участковое лесничество, Бийкинское урочище, кварталы N 74, 83, 84, на праве безвозмездного пользования для заготовки пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений с целью сохранения и развития традиционной хозяйственной деятельности челканского народа - собирательства; о выдаче разрешения на использование лесного участка площадью 5 000 га с местоположением: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Бийкинское участковое лесничество, Бийкинское урочище, кварталы N 74, 83, 84 для осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образов жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов для осуществления деятельности - собирательства без ограничения срока.
В удовлетворении указанных заявлений общине "БИЙ" было отказано.
Отказы Минприроды Республики Алтай обжалованы в Арбитражный суд Республики Алтай (дела N N А02-1922/2019, А02-565/2020).
В удовлетворении заявленных общиной "БИЙ" требований арбитражным судом отказано.
07.01.2021 община "БИЙ" письмом исх. N 2 обратилась в администрацию с заявлением об образовании территории традиционного природопользования площадью 5 000 кв. м из земель лесного фонда с местоположением: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Бийкинское участковое лесничество, Бийкинское урочище, частично в кварталах NN 74, 83, 84 для осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов челканцев как коренного малочисленного народа без ограничения срока.
Администрация письмом от 01.02.2021 N 221 отказала общине "БИЙ" в образовании заявленной территории традиционного природопользования, ссылаясь на отсутствие полномочий распоряжаться федеральной собственностью - землями лесного фонда.
Полагая данный отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной жалобы руководствовались статьями 8, 83, 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и исходили из законности обжалуемого заявителем отказа администрации, поскольку испрашиваемая территория располагается на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, полномочия по распоряжению которыми у администрации отсутствуют.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом N 49-ФЗ предусмотрено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.
Согласно статье 10 Закона N 49-ФЗ территории традиционного природопользования включают в себя:
- поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
- участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
- объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность;
- иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 83 ЛК РФ).
Руководствуясь приведенными правовыми положениями, установив, что испрашиваемые общиной "БИЙ" земли являются землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, исходя из того, что в полномочия органов местного самоуправления не входит распоряжение землями лесного фонда, суды пришли к верному выводу о том, что обжалуемый заявителем отказ администрации соответствует законодательству и прав и законных интересов общины "БИЙ" не нарушает.
В связи с этим в удовлетворении требований заявителя отказано правомерно.
Доводы кассационной жалобы сделанных судами первой и апелляционной инстанции выводов не опровергают, ссылок на нарушение судами норм материального права в кассационной жалобе не приведено.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21.04.2021 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А02-186/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом N 49-ФЗ предусмотрено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.
Согласно статье 10 Закона N 49-ФЗ территории традиционного природопользования включают в себя:
...
Согласно статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 83 ЛК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 ноября 2021 г. N Ф04-5255/21 по делу N А02-186/2021