город Томск |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А02-186/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гребенюк Е. И. рассмотрел апелляционную жалобу Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с. Бийка "БИЙ" (N 07АП-5591/2021) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21.04.2021 по делу N А02-186/2021 (судья Якшимаева Ф. Ю) по заявлению Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с. Бийка "БИЙ" (ОГРН 1030400608985, ИНН 0407006084, ул. Центральная, д. 1, литер А, с. Бийка, р-н. Турочакский, Республика Алтай) к Администрации муниципального образования "Турочакский район" (ОГРН 1030400607885, ИНН 0407005789, ул. Советская, д. 77, с.Турочак, р-н Турочакский, Республика Алтай) о признании незаконным ответа Администрации МО "Турочакский район" N 221 от 01.02.2021.
Третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства; Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай,
УСТАНОВИЛ:
Семейно-родовая община коренных малочисленных народов с. Бийка "БИЙ" (далее - Община "БИЙ", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Администрации муниципального образования "Турочакский район" (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в принятии решения об образовании территории традиционного природопользования общины как коренных малочисленных народов, изложенного в письме от 01.02.2021 N 221 и обязании принять требуемое решение.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Федеральное агентство лесного хозяйства и Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.
Решением от 21.04.2021 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Община "БИЙ" обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой простит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, ее требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что согласно Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" орган местного самоуправления утверждает границы территории традиционного природопользования. Правительство РФ не приняло порядок определения границ.
От Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 АПК РФ, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами заявителя, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании статей 123, 156 АПК РФ.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Община "БИЙ" создана 01.04.2013, юридический адрес: Республика Алтай, Турочакский район, с.Бийка.
Как следует из устава общины, она создана с целью реализации социально-экономических, культурных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, касающихся коренных малочисленных народов. В соответствии с п. 6 Устава Община может иметь имущество, денежные средства и заниматься традиционными промыслами, доходы от которых подлежат распределению между членами Общины.
Согласно приложенного к материалам дела ответа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (исх. N 14110/2173-42 от 10.02.2020) на запрос Общины "БИЙ", _народность челканцев по данным статистико-экономического исследования населения волостей Кузнецкого округа Томской губернии на 1889 г. 7 семей Курускановых, семья Сумачаковых, Яскиных проживали преимущественно по рекам Каба, Байгол, Сандри, впадающих в реку Лебедь (Турочакский район). Основной вид деятельности - охота, рыболовство, мотыжное земледелие, сбор дикоросов, в том числе, кедрового ореха.
Члены семейно-родовой общины "БИЙ" ныне семьи Курускановых, Пустогачевых, Трапеевых и т.д. являются челканцами, проживающими в местах традиционного проживания своих предков.
Из материалов дела следует, что Община "БИЙ" обращалась в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма РА в 2019-2020 гг. с заявлением о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование, просила разрешение на использование заявленного участка для занятий традиционными промыслами и получало отказы на свои заявления. Община "БИЙ" обжаловала отказы Министерства природных ресурсов, экологии и туризма РА в суд (дело N А02-1922/2019, N А02- 565/2020), не получив удовлетворения своих заявлений.
07.01.2021 письмом исх. N 2 Община "БИЙ" обратилась в Администрацию МО "Турочакский район" с заявлением об образовании территории традиционного природопользования площадью 5000 м.кв. из земель лесного фонда с местоположением: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Бийкинское участковое лесничество, Бийкинское урочище, частично в кварталах N 74, 83, 84 для осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов челканцев как коренного малочисленного народа без ограничения срока.
Письмом N 221 от 01.01.2021 Администрация МО "Турочакский район" отказала Общине в образовании заявленной территории традиционного природопользования, ссылаясь на отсутствие полномочий распоряжаться федеральной собственностью, каковыми являются земли лесного фонда.
Полагая данный отказ незаконным, Община обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Защита прав национальных меньшинств и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N82-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Согласно статье 2 указанного закона законодательство Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов основывается на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 82-ФЗ малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.
Территории традиционного природопользования на основании статьи 10 Федерального закона N 49-ФЗ включают в себя:
- поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
- участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
- объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.
Судом установлено, что испрашиваемые Общиной "БИЙ" земли являются землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 ЛК РФ.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений пункта 1 статьи 83 ЛК РФ.
В полномочиях органов местного самоуправления, закрепленных в статье 84 ЛК РФ, нет прав распоряжения землями лесного фонда.
Приведенные нормы Федерального закона N 82-ФЗ, лесного и земельного законодательства являются нормами дозволительного характера, позволяющими представителям коренных малочисленных народов и их общинам безвозмездно пользоваться природными ресурсами, в то же время эти нормы не наделяют коренные малочисленные народы имущественными правами (вещными либо обязательственными).
С учетом приведенных правовых положений, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что при рассмотрении обращения заявителя заинтересованным лицом не допущено нарушений законодательства о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в связи с чем Общине "БИЙ" в его требованиях обоснованно отказано.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, относятся на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21.04.2021 по делу N А02-186/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с. Бийка "БИЙ" - без удовлетворения.
Возвратить Семейно-родовой общине коренных малочисленных народов с. Бийка "БИЙ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по чеку от 21.05.2021 Бабиковой Анной Васильевной.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-186/2021
Истец: Семейно-родовая община коренных малочисленных народов с.Бийска "БИЙ".
Ответчик: Администрация муниципального образования "Турочакский район"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, Федеральное агентство лесного хозяйства, Курусканова Нела Семеновна