г. Тюмень |
|
09 ноября 2021 г. |
Дело N А46-19078/2020 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
судьи Черноусовой О.Ю.
рассмотрел кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "10 лет Октября 43 к 1" на решение от 22.03.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 29.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-19078/2020 по заявлению жилищно-строительного кооператива "10 лет Октября 43 к 1" (644024, Омская область, город Омск, улица Маршала Жукова, дом 25, помещение 15П, ИНН 5504243675, ОГРН 1135543059101) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 42, ИНН 5503242252, ОГРН 1135543018522) об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
жилищно-строительный кооператив "10 лет Октября 43 к 1" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - административный орган) от 08.09.2020 N N 79, 80, 161 о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб. по каждому.
Возбужденные на основании указанных заявлений дела в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен N А46-19078/2020.
Решением от 22.03.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемые постановления административного органа изменены, совершенные кооперативом деяния переквалифицированы с части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, кооператив просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) не предусмотрена возможность переквалификации деяния лица, совершившего административное правонарушение, при рассмотрении судом дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления протоколов об административном правонарушении и вынесения оспариваемых постановлений о привлечении кооператива к административной ответственности по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ послужил выявленный административным органом при проведении проверки факт нарушения кооперативом требований пункта 6 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), выразившийся в нарушении срока представления отчетности об осуществлении деятельности кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома, за 4 квартал 2019 года, за 1 и 2 кварталы 2020 года.
Частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации
Непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наступление административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Согласно пункту 6 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 3 Порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.07.2017 N 955/пр (далее - Порядок N 955/пр), отчетность представляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган не позднее 60 дней после окончания IV квартала.
Отчетность с прилагаемыми к ней документами (при их наличии), предоставляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган посредством личного кабинета жилищно-строительного кооператива в единой информационной системе жилищного строительства в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя правления жилищно-строительного кооператива (пункт 5 Порядка N 955/пр).
Материалами дела подтверждается и кооперативном не оспаривается факт непредставления в административный орган вышеназванной отчетности за 4 квартал 2019 года, 1 и 2 кварталы 2020 года в установленный законодательством срок.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих принятие кооперативом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 20 Постановления N 5, суды сочли возможным переквалифицировать деяние кооператива с части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено кооперативу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.28 КоАП РФ (не превышает размер санкции, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ). Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о назначении административного штрафа в размере ниже минимального размера, о замене административного штрафа на предупреждение.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных кооперативом требований о признании незаконными и отмене оспариваемых постановлений административного органа.
Вопреки позиции подателя кассационной жалобы переквалификация административного правонарушения может быть произведена судом при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа.
Иное толкование кооперативом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении норм права судами нижестоящих инстанций.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.03.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-19078/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих принятие кооперативом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 20 Постановления N 5, суды сочли возможным переквалифицировать деяние кооператива с части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено кооперативу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.28 КоАП РФ (не превышает размер санкции, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ). Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о назначении административного штрафа в размере ниже минимального размера, о замене административного штрафа на предупреждение."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2021 г. N Ф04-6077/21 по делу N А46-19078/2020