город Омск |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А46-19078/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4151/2021) жилищно-строительного кооператива "10 лет Октября 43 к 1" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.03.2021 по делу N А46-19078/2020 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению жилищно-строительного кооператива "10 лет Октября 43 к 1" (ИНН 5504243675, ОГРН 1135543059101, 644024, Омская область, г. Омск, ул. Маршала Жукова, 25, пом. 15П) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (ИНН 5503242252, ОГРН 1135543018522, 644099, Омская область, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42) о признании незаконным и отмене постановлений NN 79, 80, 161 от 08.09.2020 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от жилищно-строительного кооператива "10 лет Октября 43 к 1" - Балашовой Елены Юрьевны по доверенности от 15.06.2020;
от Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Поповой Татьяны Ивановны по доверенности от 11.01.20214
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "10 лет Октября 43 к 1" (далее - заявитель, ЖСК "10 лет Октября 43 к 1", кооператив) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлениями к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - заинтересованное лицо, Госстройнадзор Омской области, административный орган, Управление) о признании незаконными и отмене постановлений от 08.09.2020 N N 79, 80, 161, которыми кооператив привлечен к административной отве6тственности по части 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
На основании указанных выше заявлений Арбитражным судом Омской области возбуждены дела N N А46-19393/2020, А46-19080/2020 и А46-19078/2020.
После обсуждения со сторонами вопроса об объединении дел N N А46-19393/2020, А46-19080/2020 и А46-19078/2020, поскольку данные дела схожи по доказательной базе и спор возник между одними и теми же сторонами, определением от 18.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда дела NN А46-19393/2020, А46-19080/2020 и А46-19078/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А46-19078/2020.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.03.2021 по делу N А46-19078/2020 признаны незаконными и отменены постановления Управления от 08.09.2020 NN 79, 80 и 161 по делу об административном правонарушении в части квалификации совершенного правонарушения по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ. совершенные кооперативом правонарушения переквалифицированы с части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.28 КоАП РФ, размер примененного административного штрафа оставлен без изменения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель казал на то, что суд первой инстанции, переквалифицировав совершенное кооперативом правонарушение с части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.28 КоАП РФ, вышел за пределы компетенции и допустил нарушение процессуальных и материальных норм.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Управления возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ЖСК "10 лет октября 43 к 1" является застройщиком многоквартирного дома, расположенного по ул. 10 лет Октября, N 43 к 1 (2 очередь) в Центральном АО г. Омска:
На основании положений статьи 201.10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определением от 12.02.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-16906/2011, права застройщика в отношении многоквартирного дома, расположенного по ул. 10 лет Октября, N 43 к 1 (2 очередь) в Центральном АО г. Омска переданы ЖСК "10 лет октября 43 к 1".
Ранее строительство объекта осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью производственно-строительной фирмой "Полет и К" на основании распоряжения первого заместителя главы администрации города Омска N 353-р от 09.04.1999.
Как установлено административным органом, по состоянию на 02.06.2020 ЖСК "10 лет Октября 43 к 1" не представило в Управление отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами за 4 квартал 2019 года и за 1 квартал 2020 года посредством личного кабинета в единой информационной системе жилищного строительства.
Ввиду обнаружения названных обстоятельств 21.08.2020 сотрудниками Управления в отсутствие представителей кооператива, извещенных о дате, времени и месте составления протокола телеграммой, в отношении кооператива составлены протоколы об административном правонарушении N 174 и N 175 соответственно.
По результатам рассмотрения названных протоколов 08.09.2020 вынесены постановления N 79 и N80 о привлечении кооператива к административной отве6тственности по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ с применением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Ввиду обнаружения по состоянию на 18.08.2020 факта непредставления аналогичной отчетности за 2 квартал 2020 года административным органом в отношении кооператива составлен протокол от 21.08.2020 N 176 и вынесено постановление от 08.09.2020 N 161.
Полагая, что действиях кооператива отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными и отмене вышеназванных постановлений.
22.03.2021 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемыми постановлениями о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ Кооперативу вменяется непредставление в Управление отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами за 4 квартал 2019 года, за 1 и 2 кварталы 2020 года посредством личного кабинета в единой информационной системе жилищного строительства.
Вместе с тем, частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность не за непредставление отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, а за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства или за нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, либо за размещение информации не в полном объеме, либо за размещение заведомо искаженной информации.
Вместе с тем непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме квалифицируется по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, регулируемые Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) в части порядка организации и осуществления долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в несвоевременном предоставлении застройщиком ежеквартальной отчетности, предоставлении им недостоверной либо неполной ежеквартальной отчетности в контролирующий орган.
Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица - застройщики.
Согласно статье 2 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительств" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства") случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В силу пункта 6 части 5 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 03.07.2017 N 955/пр в редакции от 29.07.2019 утверждены формы отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, а также порядок предоставления жилищно-строительным кооперативом указанной отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.07.2017 N 955/пр (далее - Порядок N 955/пр) Жилищно-строительный кооператив ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами (далее - отчетность).
Отчетность представляется каждый квартал, начиная с квартала, в течение которого заключен первый договор в составе строящегося (создаваемого) многоквартирного дома, и по квартал, в течение которого получено разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
В состав отчетности включаются разделы 1 - 3 формы отчетности, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность жилищно-строительного кооператива, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу требований пункта 3 Порядка N 955/пр отчетность представляется ЖСК в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется ЖСК в уполномоченный орган не позднее 60 дней после окончания IV квартала.
Датой предоставления отчетности считается дата размещения отчетности в личном кабинете жилищно-строительного кооператива в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), предусмотренной статьей 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ.
Пунктом 5 Порядка в редакции Приказа Минстроя России от 29.07.2019 N 424/пр предусмотрено, что отчетность с прилагаемыми к ней документами (при их наличии), предоставляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган посредством личного кабинета жилищно-строительного кооператива в ЕИСЖС в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя правления жилищно-строительного кооператива.
Таким образом, в соответствии с названными законодательными актами представление отчетности в административный орган предусмотрено посредством личного кабинета ЖСК в ЕИСЖС.
С учетом изложенного, непредставление таковой названным способом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Согласно оспариваемым постановлениям, факт непредставления названной отчетности обнаружен административным органом по состоянию на 02.06.2020.
Между тем отчетность за 2 квартал 2020 года подлежала представлению в срок не позднее 30.07.2020. Факт ее непредставления в установленный законом срок обнаружен административным органом 31.07.2020.
Таким образом, установленные Управлением обстоятельства подтверждают правомерность вывода суда первой инстанции о наличии в деянии кооператива события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, объективная сторона которого состоит в непредставлении в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представлении отчетности не в полном объеме.
Согласно абзацу 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении (абзац 3 пункта 20 указанного Постановления Пленума).
В рассматриваемом случае у суда первой инстанции имелись основания для переквалификации совершенного кооперативом правонарушения ввиду доказанности наличия в действиях кооператива события и состава вменяемого административного правонарушения.
Событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, документально подтверждены.
Выводы суда первой инстанции в части квалификации правонарушения по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ соответствуют вышеприведенной правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ и административное наказание не усиливается, соответственно положение ЖСК не ухудшается.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено. Кооператив в апелляционной жалобе порядок соблюдения административного производства не оспаривает.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 22.03.2021 по делу N А46-19078/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19078/2020
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "10 ЛЕТ ОКТЯБРЯ 43 К 1", ООО "Легист"
Ответчик: Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области