г. Тюмень |
|
11 ноября 2021 г. |
Дело N А46-4333/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Малышевой И.А. рассмотрел кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области (межрайонного) на решение от 21.05.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 29.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Иванова Н.Е.) по делу N А46-4333/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" (ОГРН 1105514000690, ИНН 5523005468) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области (межрайонному) (ОГРН 1025502077061, ИНН 5537007994) о признании недействительным решения.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова лиц, участвующих в деле.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" (далее - Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области (межрайонному) (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 01.03.2021 N 065S19210002152.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 21.05.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие фактическим обстоятельствам вывода судов о своевременном представлении Обществом сведений по форме СЗВ-М "исходная" за ноябрь 2020 года (01.12.2020), просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт. Фонд указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес Фонда сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - ноябрь 2020 года на 167 застрахованных лиц, поскольку журнал форматно-логической проверки файла является внутренним документом страхователя и не доказывает факт направления файлов в Фонд.
С учетом положений части 2 статьи 288.2 АПК РФ, разъяснений, приведенных в абзаце втором пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", по общему правилу кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются арбитражными судами округов и Судом по интеллектуальным правам судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ, изучив доводы жалобы, суд округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено, что Обществом 01.12.2020 в Фонд представлены сведения по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за ноябрь 2020 года в отношении 167 застрахованных лиц.
01.12.2020 страхователем также были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за ноябрь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица (Клименко Э.А.), поскольку при осуществлении форматно-логической проверки была обнаружена ошибка (неполное указание ИНН). Сведения представлены с указанием полного ИНН застрахованного лица. Согласно протоколу проверки отчетности (том 1 л. д. 41) сведения в отношении Клименко Э.А. приняты без замечаний. Фонд факт получения, проверки и принятия данных сведений не оспаривает.
11.01.2021 Общество представило сведения по форме СЗВ-М с кодом "дополняющая" за ноябрь 2020 года на 166 застрахованных лиц.
Фондом по факту несвоевременного представления дополняющих сведений (11.01.2021) составлен акт от 20.01.2021 N 065S18210000735, вынесено решение от 01.03.2021 N 065S19210002152 о привлечении Общества к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Не согласившись с решением Фонда, Общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражные суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 5, 8, 11, 15, 16, 17 Закона N 27-ФЗ, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами и установленными обстоятельствами, пришли к выводу об отсутствии у Фонда оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод является верным, соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах с указанием: страхового номера индивидуального лицевого счета; фамилии, имени и отчества; идентификационного номера налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) представляются страхователем ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Сведения в 2020 году подавались по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах" (введено в действие с 01.04.2016, утратило силу 29.05.2021).
Абзац третий статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Вместе с тем, статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению в случае самостоятельного представления страхователем дополняющих сведений при условии представления исходных сведений в установленные сроки.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
Данный правовой подход закреплен в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
В рассматриваемом случае в качестве объективной стороны состава правонарушения Фондом вменено несвоевременное представление страхователем сведений за ноябрь 2020 года по форме СЗВ-М "дополняющая" на 166 застрахованных лиц, представленной Обществом 11.01.2021.
При рассмотрении спора судами установлено своевременное представление сведений в отношении штатных сотрудников Общества, в том числе в отношении Клименко Э.А. (с учетом уточнения ИНН в сведениях СЗВ-М "дополняющая", представленных 01.12.2020).
Утверждение Фонда о том, что журнал форматно-логической проверки файла является внутренним документом Общества и не доказывает факт направления файлов в Фонд, не является основанием для отмены судебных актов.
Программа CheckPFR, при помощи которой сформирован данный журнал, используется как плательщиками, так и органами Пенсионного фонда для проверки отчетности, представляемой в Пенсионный фонд в электронной форме. Материалы дела не позволяют достоверно установить источник формирования представленного в дело журнала форматно-логической проверки файла.
Вместе с тем, отсутствие указанных сведений влияет на результат рассмотрения дела, поскольку в спорной ситуации по меньшей мере факт представления, проверки и принятия Фондом сведений на Клименко Э.А. за ноябрь 2020 года 01.12.2020, то есть в установленный законом срок (до 15.12.2020), подтвержден протоколом проверки отчетности от 01.12.2020 (л. д. 41) и Фондом не оспаривается, из чего следует, что первоначально сведения за ноябрь 2020 года в любом случае представлены Обществом и приняты Фондом своевременно, а значит, последующее представление дополняющих сведений за указанный период в январе 2021 года, но до обнаружения неполноты сведений Фондом (иного не доказано), не является основанием для применения к Обществу финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.05.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4333/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Программа CheckPFR, при помощи которой сформирован данный журнал, используется как плательщиками, так и органами Пенсионного фонда для проверки отчетности, представляемой в Пенсионный фонд в электронной форме. Материалы дела не позволяют достоверно установить источник формирования представленного в дело журнала форматно-логической проверки файла.
Вместе с тем, отсутствие указанных сведений влияет на результат рассмотрения дела, поскольку в спорной ситуации по меньшей мере факт представления, проверки и принятия Фондом сведений на Клименко Э.А. за ноябрь 2020 года 01.12.2020, то есть в установленный законом срок (до 15.12.2020), подтвержден протоколом проверки отчетности от 01.12.2020 (л. д. 41) и Фондом не оспаривается, из чего следует, что первоначально сведения за ноябрь 2020 года в любом случае представлены Обществом и приняты Фондом своевременно, а значит, последующее представление дополняющих сведений за указанный период в январе 2021 года, но до обнаружения неполноты сведений Фондом (иного не доказано), не является основанием для применения к Обществу финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 ноября 2021 г. N Ф04-6555/21 по делу N А46-4333/2021