г. Тюмень |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А46-5226/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента городского хозяйства Администрации города Омска на решение от 24.05.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 09.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-5226/2020 по исковому заявлению департамента городского хозяйства Администрации города Омска (644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ОГРН 1035507001199, ИНН 5504061072) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибжилсервис" (644021, Омская область, город Омск, улица Б. Хмельницкого, дом 220, ОГРН 1065506036936, ИНН 5506065548) о взыскании 6 548 014,80 руб.
Суд установил:
департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сибжилсервис" (далее - общество) о взыскании 6 548 014,80 руб. суммы субсидии.
Решением от 24.05.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 09.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование удовлетворено частично:
с общества в пользу муниципального образования городской округ город Омск Омской области взыскано 1 072 217,88 руб.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Общество возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, между департаментом и обществом заключены соглашения о предоставлении субсидий от 31.05.2019 N 907-88/2019, от 31.05.2019 N 907-89/2019, от 31.05.2019 N 907-90/2019, от 31.05.2019 N 907-92/2019, от 31.05.2019 N 907-93/2019 на общую сумму 23 508 616,80 руб.
Предметом соглашений явилось предоставление из бюджета города Омска в 2019 году финансового обеспечения в связи с проведением капитального ремонта многоквартирных домов по адресу: город Омск, улица Богдана Хмельницкого, дом 232 (соглашение от 31.05.2019 N 907-88/2019, стоимость работ - 4 588 044 руб.); город Омск, улица Богдана Хмельницкого, дом 222 (соглашение от 31.05.2019 N 907-89/2019, стоимость работ - 2 907 542,40 руб.); город Омск, улица Богдана Хмельницкого, дом 228 (соглашение от 31.05.2019 N 907-90/2019, стоимость работ - 2 938 299,60 руб.); город Омск, улица Богдана Хмельницкого, дом 230 (соглашение от 31.05.2019 N 907-92/2019, стоимость работ - 2 907 542,40 руб.); город Омск, улица 11-я Линия, дом 185 (соглашение от 31.05.2019 N 907-93/2019, стоимость работ - 10 167 188,40 руб.).
Во исполнение условий соглашений департаментом в адрес общества перечислена субсидия в размере 871 842,96 руб. по платежному поручению N 1381 от 14.06.2019, в размере 872 262,72 руб. по платежному поручению N 1382 от 14.06.2019, в размере 881 489,88 руб. по платежному поручению N 1399 от 19.06.2019, в размере 872 262,72 руб. по платежному поручению N 1383 от 14.06.2019, в размере 3 050 156,52 руб. по платежному поручению N 1401 от 19.06.2019.
05.02.2020 департаментом в адрес общества направлена претензия N Исх-ДГХ/01-11/179 с требованием вернуть сумму субсидии в размере 6 548 014,80 руб. в связи с нарушением условий предоставления субсидии, а именно: непредставлением в департамент документов об использовании по целевому назначению субсидий.
Поскольку требование о возврате субсидии обществом не было выполнено в добровольном порядке, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об использовании обществом денежных средств субсидии в размере 5 475 796,92 руб. с соблюдением целей ее предоставления.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Положение N 40-п).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 40-п субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Условиями предоставления субсидий являются: 1) осуществление получателем субсидии деятельности по управлению и (или) обслуживанию многоквартирных домов (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которых осуществляется в рамках государственных программ Омской области); 2) предоставление получателем субсидии документов, указанных в пункте 7 настоящего Положения;
3) согласование перечня видов работ и объема затрат по капитальному ремонту, подлежащих финансированию за счет субсидий, с департаментом (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области); 4) наличие проектно-сметной (сметной) документации на капитальный ремонт, составленной в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов, согласованной с департаментом финансов и контроля Администрации города Омска (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, и многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута), а в случаях проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, и многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута - прошедшей соответствующую экспертизу сметной документации в лицензированной организации, в том числе с учетом федеральных единичных расценок;
5) отсутствие у получателя субсидии просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом города Омска (пункт 5 Положения N 40-п).
Согласно пункту 17 Положения N 40-п фактически осуществленные затраты по капитальному ремонту подтверждаются получателем субсидии на основании актов о приемке выполненных работ по капитальному ремонту (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанных лицом (лицами), которое (которые) уполномочено (уполномочены) действовать от имени получателя субсидии, срок предоставления которых устанавливается в соглашении.
Пунктами 20 и 21 Положения N 40-п предусмотрена обязанность получателя субсидий представлять в департамент отчеты об использовании субсидий в течение 10 рабочих дней со дня получения субсидий по установленной форме, а также отчетность о достижении указанных в пункте 13 настоящего Положения показателей по форме и в сроки, установленные в соглашении.
Аналогичные условия предоставления субсидии изложены в пунктах 3, 11 соглашений, заключенных между департаментом и обществом.
В случае, если получателем субсидий не достигнуты значения показателей результативности, то главный распорядитель бюджетных средств направляет в адрес получателя требование об обеспечении возврата субсидий в бюджет г. Омска (подпункт 8 пункта 9 соглашений).
В соответствии с пунктом 26 Положения N 40-п субсидии подлежат возврату в бюджет города Омска в течение 10 дней со дня получения получателем субсидии уведомления о возврате.
Судами установлено, что с целью исполнения установленных соглашениями обязательств обществом были заключены с ООО "Аранта" договоры на выполнение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирных домов от 06.06.2019 N 38, от 06.06.2019 N 39, от 06.06.2019 N 41, от 06.06.2019 N 43, от 06.06.2019 N 47 и перечислен авансовый платеж в размере 6 548 014,80 руб., соответствующем сумме предоставленной субсидии.
Работы по капитальному ремонту фасада многоквартирных домов в установленный договорами срок подрядной организацией выполнены не были, сумма неиспользованного аванса в добровольном порядке подрядчиком не возвращена, в связи с чем общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковыми заявлениями (дела N А46-22681/2019, N А46-24831/2019, N А46-22683/2019) к ООО "Аранта" о расторжении поименованных выше договоров, взыскании неосновательного обогащения, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения.
В рамках дел N А46-22681/2019, N А46-24831/2019, N А46-22683/2019 судами в целях разрешения возникших разногласий относительно объема и стоимости фактически выполненных работ по указанным выше договорам были назначены судебные экспертизы. Согласно выводам экспертов стоимость фактически выполненных работ по актам выполненных работ формы КС-2 составляет 5 475 796,92 руб.
В соответствии с вступившими в силу судебными актами по делам N А46-22681/2019, N А46-22683/2019 договоры на выполнение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирных домов от 06.06.2019 N 38, от 06.06.2019 N 39, от 06.06.2019 N 41, от 06.06.2019 N 43 расторгнуты; с учетом выводов экспертов с ООО "Аранта" в пользу общества взыскано 1 072 217,88 руб. неосновательного обогащения и проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения.
В рамках дела N А46-24831/2019 Арбитражный суд Омской области, принимая во внимание условия договора от 06.06.2019 N 47, результаты проведенной по делу судебной экспертизы, заключение ФБУ ОЛСЭ от 27.12.2019, удовлетворил требования общества о расторжении договора от 06.06.2019 N 47 и взыскании неустойки, в то же время, пришел к выводу об отсутствии у ООО "Аранта" задолженности в виде неотработанного аванса.
Установленные при рассмотрении дел N А46-22681/2019, N А46-24831/2019, N А46-22683/2019 обстоятельства были учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Результаты назначенных в целях разрешения возникших разногласий относительно объема и стоимости фактически выполненных работ, наличия потребительской ценности результата в рамках дел N А46-22681/2019, N А46-24831/2019, N А46-22683/2019 судебных экспертиз правомерно приняты судами в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего стоимость выполненных работ.
Кроме того, судами обоснованно отмечено, что суммы, истребованные к взысканию в качестве неосновательного обогащения в делах N А46-22681/2019 и N А46-22683/2019, и стоимости работ, в отношении которых целевое расходование денежных средств не доказано, являются тождественными и составляют 1 072 217,88 руб.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, принимая во внимание судебные акты по делам N А46-22681/2019, N А46-24831/2019, N А46-22683/2019, установив, что суммы, в отношении которых не подтверждено целевое расходование средств, составили 1 072 217,88 руб., пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного департаментом требования о возврате субсидии в размере 5 475 796,92 руб.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы департамента не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.05.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5226/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 17 Положения N 40-п фактически осуществленные затраты по капитальному ремонту подтверждаются получателем субсидии на основании актов о приемке выполненных работ по капитальному ремонту (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанных лицом (лицами), которое (которые) уполномочено (уполномочены) действовать от имени получателя субсидии, срок предоставления которых устанавливается в соглашении.
Пунктами 20 и 21 Положения N 40-п предусмотрена обязанность получателя субсидий представлять в департамент отчеты об использовании субсидий в течение 10 рабочих дней со дня получения субсидий по установленной форме, а также отчетность о достижении указанных в пункте 13 настоящего Положения показателей по форме и в сроки, установленные в соглашении.
...
В соответствии с пунктом 26 Положения N 40-п субсидии подлежат возврату в бюджет города Омска в течение 10 дней со дня получения получателем субсидии уведомления о возврате."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2021 г. N Ф04-6947/21 по делу N А46-5226/2020