город Омск |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А46-5226/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7165/2021) Департамента городского хозяйства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 24.05.2021 по делу N А46-5226/2020 (судья Солодкевич И.М.), принятое по исковому заявлению департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ОГРН 1035507001199, ИНН 5504061072, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибжилсервис" (ОГРН 1065506036936, ИНН 5506065548, адрес: 644021, Омская область, город Омск, улица Б. Хмельницкого, дом 220) о взыскании 6 548 014 рублей 80 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - Базылюк И.Ю. (по доверенности от 25.08.2020 N 14 сроком действия 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "Сибжилсервис" - Вебер А.А. (по доверенности от 21.07.2021 сроком действия 1 год),
УСТАНОВИЛ:
департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сибжилсервис" (далее - ответчик, общество, ООО "Сибжилсервис,) о взыскании 6 548 014 руб. 80 коп. суммы субсидии.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.05.2021 по делу N А46-5226/2020 требования удовлетворены частично, взыскано с общества в пользу муниципального образования городской округ город Омск Омской области 1 072 217 руб. 88 коп., в федеральный бюджет 9 125 руб. государственной пошлины. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец указывает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно, то, что существенными условиями соглашений являлось предоставление отчетов об использовании субсидий и предоставленного трансферта. Отмечает, что поскольку от ООО "Сибжилсервис" отчетов об использовании субсидий в департамент не поступало, в свою очередь муниципалитет не имеет возможности предоставить отчет об использовании иного межбюджетного трансферта, что послужило основанием для возникновения необходимости возвращения в срок до 31.06.2021 средства межбюджетного трансферта.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
В судебном заседании 03.08.2021 представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Департаментом и ООО "Сибжилсервис" в соответствии с Положением о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утверждённым постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п (далее - Положение N 40-п), заключены соглашения о предоставлении субсидий от 31.05.2019 N 907-88/2019, от 31.05.2019 N 907-89/2019, от 31.05.2019 N 907-90/2019, от 31.05.2019 N 907-92/2019, от 31.05.2019 N 907-93/2019 (далее - соглашения) на общую сумму 23 508 616 руб. 80 коп.
Предметом соглашений явилось предоставление из бюджета города Омска в 2019 году финансового обеспечения в связи с проведением капитального ремонта многоквартирных домов по адресу:
- город Омск, улица Богдана Хмельницкого, дом 232 (соглашение от 31.05.2019 N 907-88/2019, стоимость работ - 4 588 044 руб.);
- город Омск, улица Богдана Хмельницкого, дом 222 (соглашение от 31.05.2019 N 907-89/2019, стоимость работ - 2 907 542 руб. 40 коп.);
- город Омск, улица Богдана Хмельницкого, дом 228 (соглашение от 31.05.2019 N 907-90/2019, стоимость работ - 2 938 299 руб. 60 коп.);
- город Омск, улица Богдана Хмельницкого, дом 230 (соглашение от 31.05.2019 N 907-92/2019, стоимость работ - 2 907 542 руб. 40 коп.);
- город Омск, улица 11-я Линия, дом 185 (соглашение от 31.05.2019 N 907-93/2019, стоимость работ - 10 167 188 руб. 40 коп.).
Во исполнение пункта 8 соглашений (субсидия в размере 30 процентов от суммы, определённой соглашением, перечисляется в качестве аванса на расчётный или корреспондентский счёт получателя не позднее 10 рабочего дня с момента заключения соглашения главным распорядителем бюджетных средств) департаментом на счёт ООО "Сибжилсервис" перечислены суммы:
871 842 руб. 96 коп. (платёжное поручение N 1381 от 14.06.2019),
872 262 руб. 72 коп. (платёжное поручение N 1382 от 14.06.2019),
881 489 руб. 88 коп. (платёжное поручение N 1399 от 19.06.2019),
872 262 руб. 72 коп. (платёжное поручение N 1383 от 14.06.2019),
3 050 156 руб. 52 коп. (платёжное поручение N 1401 от 19.06.2019).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 11 соглашений на получателя субсидии возложена обязанность предоставить в департамент отчеты об использовании субсидий в течение 10 рабочих дней со дня получения субсидий по форме, установленной соглашениями.
Подпунктом 7 пункта 11 соглашений установлено, что получатель субсидии обязуется предоставить в департамент отчеты о достижении значений показателей результативности, установленных соглашениями, не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным годом.
Согласно пункту 17 Положения N 40-п фактически осуществленные затраты по капитальному ремонту подтверждаются получателем субсидии на основании актов о приемке выполненных работ по капитальному ремонту (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанных лицом (лицами), которое (которые) уполномочено (уполномочены) действовать от имени получателя субсидии, срок предоставления которых устанавливается в соглашении.
Вместе с тем ответчиком надлежащие документы об использовании по целевому назначению субсидий в департамент не представлялись.
Истцом 05.02.2020 в адрес ООО "Сибжилсервис" направлена претензия (письмо N Исх-ДГХ/01-11/179 от 22.01.2020) с требованием вернуть сумму субсидии в размере 6 548 014 руб. 80 коп.
Оставление претензии без исполнения послужило основанием обращения Департамента в суд с соответствующим заявлением.
Требования Департамента удовлетворены судом первой инстанции частично, с чем истец не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Как было выше сказано, постановлением N 40-п было утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно пункту 2 Положения N 40-п субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Пунктом 5 Положения о предоставлении субсидий предусмотрено, что условиями предоставления субсидий являются:
1) осуществление получателем субсидии деятельности по управлению и (или) обслуживанию многоквартирных домов (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которых осуществляется в рамках государственных программ Омской области);
2) предоставление получателем субсидии документов, указанных в пункте 7 настоящего Положения;
3) согласование перечня видов работ и объема затрат по капитальному ремонту, подлежащих финансированию за счет субсидий, с департаментом (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области);
4) наличие проектно-сметной (сметной) документации на капитальный ремонт, составленной в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов, согласованной с департаментом финансов и контроля Администрации города Омска (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, и многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута), а в случаях проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, и многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута - прошедшей соответствующую экспертизу сметной документации в лицензированной организации, в том числе с учетом федеральных единичных расценок;
5) отсутствие у получателя субсидии просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом города Омска.
Аналогичные условия предоставления субсидии изложены в заключенных между истцом и ответчиком соглашениях (пункты 3).
Пунктами 20 и 21 Положения о предоставлении субсидий предусмотрена обязанность получателя субсидий представлять в Департамент отчеты об использовании субсидий в течение 10 рабочих дней со дня получения субсидий по установленной форме, а также отчетность о достижении указанных в пункте 13 настоящего Положения показателей по форме и в сроки, установленные в соглашении.
Аналогичное условие отражено в подпункте 6 пункта 11 соглашений, согласно которому общество обязано предоставить в Департамент отчеты об использовании субсидий в течение 10 рабочих дней со дня получения субсидий по форме, установленной соглашениями.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 11 соглашений общество также обязано предоставить в Департамент отчеты о достижении значений показателей результативности, установленных соглашениями, не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным годом.
В соответствии с пунктом 17 Положения N 40-п фактически осуществленные затраты по капитальному ремонту подтверждаются получателем субсидии на основании актов о приемке выполненных работ по капитальному ремонту (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанных лицом (лицами), которое (которые) уполномочено (уполномочены) действовать от имени получателя субсидии, срок предоставления которых устанавливается в соглашении.
Согласно подпункту 3 пункта 3 соглашений субсидии предоставляются после согласования перечня видов работ и объёма затрат по капитальному ремонту, подлежащих финансированию за счёт субсидий, с главным распорядителем бюджетных средств.
Подпунктом 8 пункта 9 соглашений предусмотрено, что в случае если получателем субсидий не достигнуты значения показателей результативности, то главный распорядитель бюджетных средств направляет в адрес получателя требование об обеспечении возврата субсидий в бюджет г. Омска.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибжилсервис" был произведён осмотр многоквартирных домов, определены виды и объёмы требуемых работ и составлены акты осмотров зданий (дефектные ведомости).
На основании указанных актов закрытым акционерным обществом "Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике" составлены локальные сметные расчёты на капитальный ремонт фасадов многоквартирных домов, впоследствии (31.05.2019) предоставленные ООО "Сибжилсервис", утверждённые заместителем директора департамента городского хозяйства Администрации города Омска, согласованные обществом с ограниченной ответственностью "Аранта" (далее также - ООО "Аранта", подрядчик).
С целью исполнения установленных в отношении ООО "Сибжилсервис" соглашениями обязательств указанным лицом с ООО "Аранта" заключены договоры:
N 47 от 06.06.2019 на выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома N 185 по улице 11-я Линия в городе Омске;
N 43 от 06.06.2019 на выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома N 222 по улице Богдана Хмельницкого в городе Омске;
N 41 от 06.06.2019 на выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома N 228 по улице Богдана Хмельницкого в городе Омске;
N 38 от 06.06.2019 на выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома N 230 по улице Богдана Хмельницкого в городе Омске;
N 39 от 06.06.2019 на выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома N 232 по улице Богдана Хмельницкого в городе Омске, перечислен авансовый платёж в размере, соответствующем сумме предоставленной субсидии, - 6 548 014 руб. 80 коп.
Условиями перечисленных договоров определён срок выполнения работ по капитальному ремонту фасадов - 30.09.2019.
Вместе с тем по состоянию на указанную дату уведомлений от ООО "Аранта" о готовности объектов - многоквартирных домов N 222, N 228, N 230, N 232 по улице Богдана Хмельницкого в городе Омске, N 185 по улице 11-я Линия в городе Омске - в адрес ООО "Сибжилсервис" не поступало, сумма неиспользованного аванса в добровольном порядке подрядчиком не возвращена.
Поскольку инициированный и реализованный ООО "Сибжилсервис" досудебный порядок урегулирования спора не принёс положительного результата, указанное лицо обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковыми заявлениями (дела N А46-22681/2019, N А46-24831/2019, N А46-22683/2019) к ООО "Аранта" о расторжении поименованных выше договоров, взыскании неосновательного обогащения, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 по делу N А46-22681/2019 договор от 06.06.2019 N 39 расторгнут, с ООО "Аранта" взыскано 608 254 руб. 56 коп. неосновательного обогащения, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения - 608 254 руб. 56 коп., предписано начислять с 13.10.2020 по день фактического исполнения обязательства, исходя из ключевых ставок Банка России, действующих в соответствующие периоды.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 по делу N А46-24831/2019 решение Арбитражного суда Омской области от 30.11.2020, которым исковые требования удовлетворены частично, а именно: договор от 06.06.2019 N 47 расторгнут, взыскана неустойка за период с 01.10.2019 по 22.11.2019 в размере 78 835 руб. 33 коп., оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.02.2021 по делу N А46-22683/2019 договоры от 06.06.2019 N 38, от 06.06.2019 N 41, от 06.06.2019 N 43 расторгнуты, с ООО "Аранта" взыскано 463 963 руб. 32 коп. неосновательного обогащения, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения - 463 963 руб. 32 коп., предписано начислять, начиная со дня вступления в законную силу решения суда по делу, по день фактического исполнения обязательства, исходя из ключевых ставок Банка России, действующих в соответствующие периоды.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. В этой связи подлежат принятию во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по указанным делам.
Суд первой инстанции, в отсутствие надлежащего подтверждения стоимости выполненных работ (соответствующего пункту 17 Положения N 40-п) правомерно принял в качестве такового результаты назначенных в целях разрешения возникших разногласий относительно объема и стоимости фактически выполненных работ, наличия потребительской ценности результата в делах N А46-22681/2019, N А46-24831/2019, N А46-22683/2019 судебных экспертиз.
Суммы, в отношении которых не подтверждено целевое расходование средств, составили:
- применительно к обязательствам по капитальному ремонту многоквартирного дома N 232 по улице Богдана Хмельницкого в городе Омске - 608 254 руб. 56 коп.,
- применительно к обязательствам по капитальному ремонту многоквартирных домов N 222, N 228, N 230 по улице Богдана Хмельницкого в городе Омске - 463 963 руб. 32 коп. (в деле А46-24831/2019 установлено, что обязательства подрядчиком по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 185 по улице улица 11-я Линия в городе Омске выполнены в объёме, свидетельствующем об отсутствии у ООО "Аранта" задолженности в виде неотработанного аванса).
Перечисленные обстоятельства прямо взаимосвязаны с предметом настоящего спора, следовательно, суммы, истребованные к взысканию в качестве неосновательного обогащения в делах N А46-22681/2019 и N А46-22683/2019, и стоимости работ, в отношении которых целевое расходование денежных средств не доказано, являются тождественными для материалов данного дела и составляют 1 072 217 руб. 88 коп.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы относительно неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела судом первой инстанции, поскольку материалы дела свидетельствуют об использовании остальной части субсидии по целевому назначению и не подлежащей возврату в бюджет г. Омска.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 24.05.2021 по делу N А46-5226/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5226/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Ответчик: ООО "СИБЖИЛСЕРВИС"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ И КОНТРОЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА, ООО "Центр независимой экспертизы и оценки арус"