г. Тюмень |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А75-20790/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Первухиной О.В., рассмотрел в судебном онлайн-заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 26.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-20790/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению акционерного общества "Югра-Экология" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, здание 15, ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) о признании недействительным решения.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Эко Ресурс" (628242, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район, город Советский, Южная Промышленная зона, офис 1, ОГРН 1158617014621, ИНН 8615002014).
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель акционерного общества "Югра-Экология" -Андрейцева Е.А. по доверенности от 17.02.2021.
Суд установил:
акционерное общество "Югра-Экология" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган) от 08.12.2020 N 02/ЛБ-12512.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эко Ресурс" (далее - ООО "Эко Ресурс").
Решением от 20.05.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 26.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено; признано недействительным решение антимонопольного органа в части выводов о несоблюдении требований о разделении спорной территории на 3 самостоятельных лота; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить указанный судебный акт в части удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, согласно пункту 9 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 (далее - Правила N 1133), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в границах муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Советского района территория подлежала разбивке не менее чем на 3 лота.
ООО "Югра-Экология" в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Эко Ресурс" отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Поскольку доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии антимонопольного органа с принятым судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, суд кассационной инстанции проверяет состоявшийся судебный акт в этой части.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании заключенных с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры соглашений от 02.04.2018 N 25 (по Южной зоне деятельности) и от 24.07.2019 N 35 (по Северной зоне деятельности).
Обществом 13.11.2020 на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 32009675689 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах Южной зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Советского района.
ООО "Эко Ресурс" 27.11.2020 обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия общества при проведении электронного аукциона, ссылаясь, в том числе на несоблюдение требований пункта 9 Правил N 1133 при формировании лота (довод N 3).
Решением антимонопольного органа от 08.12.2020 N 02/ЛБ-12512 жалоба ООО "Эко Ресурс" в части указанного довода признана обоснованной.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительным решение антимонопольного органа в части вывода о несоблюдении обществом требований о разделении спорной территории на 3 самостоятельных лота, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений требований пункта 9 Правил N 1133 при проведении электронного аукциона.
Апелляционный суд поддержал указанный вывод суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционного суда, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.
Правилами N 1133 установлен порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с ТКО, случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.
В силу подпункта "а" пункта 3 Правил N 1133 цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.
При этом торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом особенностей, предусмотренных названными Правилами (пункт 4 Правил N 1133).
Исходя из пунктов 7, 8 Правил N 1133 организатор аукциона (региональный оператор) обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 названных Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.
Услуги по транспортированию ТКО на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории) (пункт 9 Правил N 1133).
Региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных подпунктом "а" пункта 3 названных Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора (подпункт "а" пункта 10 Правил N 1133).
Принимая во внимание письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2019 N Д05и-18413, суды верно сочли, что в рассматриваемом случае под "территорией" следует понимать часть муниципального образования, муниципальное образование, несколько муниципальных образований, территории одного или нескольких населенных пунктов в муниципальном образовании (в зависимости от принятого административно - территориального деления в субъекте Российской Федерации) с учетом экономической целесообразности их объединения в отдельный лот для проведения аукциона, а также законодательства Российской Федерации о защите конкуренции.
Из взаимосвязанного толкования пунктов 3 и 10 Правил N 1133 следует, что региональный оператор, в зоне деятельности которого образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, обязан сформировать цены на транспортирование не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в указанной зоне деятельности регионального оператора.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 N 559-рп, на территории Южной зоны образуется более 30 процентов ТКО, образующихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; общество распоряжением от 10.11.2020 N 01-07-ЮЭ/014 определило территории Южной зоны, на которых образуется не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов) для проведения аукционов в порядке, предусмотренном Правилами N 1133, сформировав их в следующие лоты: места оказания услуг: Кондинский район (8 864,91 тонн); Нефтеюганский район (13 294,86 тонн); городской округ город Югорск (11 000,94 тонн); городской округ город Ханты-Мансийск (30 959,18 тонн); городской округ город Пыть-Ях (10 580,45 тонн); Советский район (13 489,11 тонн), что в совокупности составляет 88 189,45 тонн или 56,70 процентов от общей массы отходов в Южной зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО; исходя из сформированных лотов 13.11.2020 общество на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru опубликовало извещения NN 32009669212, 32009675692, 32009675705, 32009675689, 32009675701, 32009675696 о проведении аукционов в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах Южной зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.
Вопреки доводам общества в рассматриваемом случае у общества отсутствовала обязанность формирования не менее 3-х лотов при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО в границах муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Советского района.
С учетом изложенного суды правомерно признали недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа в данной части.
Приведенные антимонопольным органом в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, были предметом их рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 26.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-20790/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2019 N Д05и-18413, суды верно сочли, что в рассматриваемом случае под "территорией" следует понимать часть муниципального образования, муниципальное образование, несколько муниципальных образований, территории одного или нескольких населенных пунктов в муниципальном образовании (в зависимости от принятого административно - территориального деления в субъекте Российской Федерации) с учетом экономической целесообразности их объединения в отдельный лот для проведения аукциона, а также законодательства Российской Федерации о защите конкуренции.
Из взаимосвязанного толкования пунктов 3 и 10 Правил N 1133 следует, что региональный оператор, в зоне деятельности которого образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, обязан сформировать цены на транспортирование не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в указанной зоне деятельности регионального оператора."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2021 г. N Ф04-6741/21 по делу N А75-20790/2020