г. Тюмень |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А75-314/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Терентьевой Т.С.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток-Запчасть" на решение от 25.05.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Гавриш С.А.) и постановление от 26.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Бодункова С.А., Веревкин А.В., Еникеева Л.И.) по делу N А75-314/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Восток-Запчасть" (628426, ХМАО - Югра, г. Сургут, ул. Быстринская, д. 22, кв. 66, ОГРН 1158617012950, ИНН 8602262960) к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) об обязании исполнить условия кредитного договора.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Государственная корпорация Развития "ВЭБ.РФ", Федеральная налоговая служба, Министерство экономического развития Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители: от публичного акционерного общества "Сбербанк России" - Селиванов А.С. по доверенности N 1-ДГ/1/74 от 15.09.2021 (сроком до 09.04.2024);
от общества с ограниченной ответственностью "Восток-Запчасть" - Ровенко Д., генеральный директор, личность удостоверена паспортом.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восток-Запчасть" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (далее - банк, ответчик) о признании незаконными действий в отношении перевода общества на период погашения в рамках действия кредитного договора N 5940BSWC75ORGQ0QQ0QZ3F от 19.06.2020, о признании одностороннего изменения условий кредитного договора N 5940ВSWС75ORGQ0QQ0QZ3F от 19.06.2020 недействительным в части перевода общества на период погашения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Государственная корпорация Развития "ВЭБ.РФ", Федеральная налоговая служба, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Решением от 25.05.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 26.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, указывает, что с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31.11.2020, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696, у банка отсутствовали основания для перевода общества на период погашения, минуя период наблюдения, поскольку нарушений кредитного договора истцом не допущено.
В отзыве банк возражал против доводов жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.06.2020 между истцом (заемщик) и ответчиком (кредитор) заключен кредитный договор N 5940BSWC75ORGQ0QQ0QZ3F путем подписания заявления о присоединении к общим условиям кредитования (далее - договор).
Кредитование заемщика основано в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утверждёнными Постановлением Правительства N 696 от 16.05.2020, в соответствии с чем применяются следующие термины:
1) базовый период договора - период с даты заключения договора до 1 декабря 2020 года;
2) период наблюдения по договору - период с 1 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года.
Период наблюдения по договору начинается по окончании базового периода договора при соблюдении следующих условий: численность работников заемщика в течение базового периода договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80 (восьмидесяти) процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года; в отношении заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 года не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
3) период погашения по договору - период продолжительностью 3 месяца по окончании базового периода договора, либо по окончании периода наблюдения по договору, в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика, в который заемщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, в сроки и на условиях договора.
4) стандартная процентная ставка - процентная ставка, устанавливаемая по договору, выдаваемому в соответствии с настоящими правилами, на период погашения по договору.
В силу пункта 1 заявления о присоединении к общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя N 5940BSWC75ORGQ0QQ0QZ3F лимит кредитной линии составляет 1 000 000 руб.
Согласно пункту 2 заявления цель кредита: на возобновление деятельности, за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности.
Выдача кредита производилась в соответствии со следующими распоряжениями заемщика на перечисления кредита, что подтверждается платежными поручениями N 909084 от 29.06.2020 на сумму 10 000 руб., N 909084 от 30.06.2020 на сумму 302 723 руб. 54 коп., N 469753 от 02.07.2020 на сумму 332 991 руб. 07 коп., N 88725 от 17.07.2021 на сумму 171 285 руб., N 906374 от 05.08.2020 на сумму 182 140 руб.
Срок кредита установлен до 30.06.2021.
По данным истца, условия договора исполнялись им надлежащим образом.
Вместе с тем 11.12.2020 обществу поступило уведомление банка о переводе истца на период погашения с 01.12.2020, в связи с нарушением в течение базового периода численности штата работников менее 80 % по сравнению с численностью на 01.06.2020.
Ссылаясь на то, что указанные обстоятельства не соответствуют действительности, так как численность работников общества в течение базового периода по договору на конец каждого отчетного месяца составляла не менее 80 процентов по сравнению с численностью на 01.06.2020, 24.12.2020 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием в добровольном порядке исполнить условия кредитного договора, восстановить период наблюдения и отменить период погашения с 01.12.2020.
Оставление ответчиком указанного требования без удовлетворения явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников ответчика для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе инспекции, в то время как иного порядка определения численности работников заемщика кредитным договором и действующим законодательством не предусмотрено..
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы на обжалуемые судебные акты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Согласно пункту 1 статьи 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
На основании пункта 3 статьи 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ). если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Преамбулой договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства от 16.05.2020 N 696 (далее - Правила N 696).
Настоящие Правила предоставления субсидий устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно пункту 3 Правил N 696 предоставления субсидий субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.
В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474 сказано, что с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020.
В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил N 696 предоставления субсидий, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил N 696 предоставления субсидий, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474 указано, что при этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
В связи с этим, для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных пунктами 11, 12 Правил N 696 предоставления субсидий, а также условий договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Банк в целях сохранения возможности участия заемщика в программе льготного кредитования обязан руководствоваться размещенными на Платформе ФНС сведениями, так как именно на основании данных сведений Минэкономразвития принимается решение о возможности субсидирования предоставленного заемщику кредита.
Судами установлено, что на дату обращения заемщика за получением кредита на Платформе ФНС размещены сведения о численности работников общества по состоянию на 01.06.2020 в количестве 8 человек на основании поданного истцом отчета по форме СЗВ-М по итогам апреля 2020 года и данная численность определена Платформой ФНС в качестве базовой для мониторинга в соответствии с Правилами N 696, вместе с тем, за отчетный период с июня по октябрь 2020 года составила 6 человек, то есть 75 % от численности работников общества по состоянию на 01.06.2020.
В рассматриваемом случае указание о снижении численности работников ответчика более 20 % доведено до банка путем размещения сведений на Платформе ФНС России, что, в свою очередь, является обязательным для истца при определении возможности перевода заемщика на период наблюдения по договору.
Поскольку в рассматриваемом случае кредитный лимит рассчитан банком исходя из численности сотрудников истца в количестве 8 человек, в то время как согласно данным сервиса ФНС России, численность персонала ответчика за отчетный период - на период с июня по октябрь 2020 года составила 6 человек, то есть 75 % от численности работников общества по состоянию на 01.06.2020, которые имелись в распоряжении банка, то есть истцом не соблюдены условия для перехода договора в период наблюдения, выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска являются правильными.
Правила предоставления субсидий в редакции Постановления Правительства РФ N 1976 от 30.11.2020 не ухудшают правовое положение истца, поскольку редакция Правил предоставления субсидий, действовавшая на момент заключения кредитного договора, предусматривала аналогичный порядок определения численности работников заемщика.
Так, пунктом 11 Правил предоставления субсидии (редакция, действовавшая на момент заключения кредитного договора) установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80 % численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года.
При этом в силу пункта 24 Правил предоставления субсидий (редакция, действовавшая на момент заключения кредитного договора) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 года.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.
Таким образом, действовавшая на момент заключения кредитного договора редакция Правил предоставления субсидий предусматривала идентичный порядок определения банком численности работников заемщика на основании сведений Платформы ФНС, данный порядок был лишь уточнен в новой редакции Правил предоставления субсидий и такое изменение не ухудшает правовое положение истца.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, подлежат отклонению, поскольку из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ).
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм права.
В обжалуемых судебных актах суды первой и апелляционной инстанции в полной мере исполнил процессуальные требования, изложенные в статьях 170,271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых они отказывают в удовлетворении заявленных требований, а также мотивы, по которым отверг те или иные доказательства.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанции установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.05.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 26.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-314/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Полосин |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474 сказано, что с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020.
...
В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474 указано, что при этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
...
Правила предоставления субсидий в редакции Постановления Правительства РФ N 1976 от 30.11.2020 не ухудшают правовое положение истца, поскольку редакция Правил предоставления субсидий, действовавшая на момент заключения кредитного договора, предусматривала аналогичный порядок определения численности работников заемщика."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2021 г. N Ф04-6735/21 по делу N А75-314/2021