город Омск |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А75-314/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бодунковой С.А.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7240/2021) общества с ограниченной ответственностью "Восток-Запчасть" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2021 по делу N А75-314/2021 (судья Гавриш С.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Восток-Запчасть" (ОГРН 1158617012950, ИНН 8602262960, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.11.2015, место нахождения: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Базовая, д. 7/1) к публичному акционерному обществу "СБЕРБАНК РОССИИ" (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, место нахождения: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19) об обязании исполнить условия кредитного договора, при участии в деле в качестве третьих лиц, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Государственной корпорации Развития "ВЭБ.РФ", Федеральной налоговой службы, Министерства экономического развития Российской Федерации,
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерному обществу "Сбербанк России" - посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя Селиванова А.С. (по доверенности N 3-ДГ/519/12 от 15.01.2020, сроком действия по 08.10.2021); представитель Ломовцева А.А. (по доверенности от 17.01.2020 N 23-Д, сроком действия до 23.10.2021);
от общества с ограниченной ответственностью "Восток-Запчасть" - директора Ровенко Думитру (на основании приказа от 12.11.2018 N 16).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восток-Запчасть" (далее - истец, ООО "Восток-Запчасть", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского округа - Югры с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "СБЕРБАНК РОССИИ" (далее - ПАО "Сбербанк России", Банк, ответчик) об обязании исполнить условия кредитного договора N 5940BSWC75ORGQ0QQ0QZ3F от 19.06.2020 путем восстановления для ООО "Восток-Запчасть" периода наблюдения с 01.12.2020 и осуществить возврат всех списанных денежных средств по договору.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Пенсионного фондаРоссийской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Государственная корпорация Развития "ВЭБ.РФ", Федеральная налоговая служба, Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - третьи лица).
В процессе рассмотрения спора истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому просил признать действия ПАО "Сбербанк России" незаконными в отношении перевода ООО "Восток-Запчасть" на период погашения в рамках действия кредитного договора N 5940BSWC75ORGQ0QQ0QZ3F от 19.06.2020, признать одностороннее изменение условий кредитного договора N 5940ВSWС75ORGQ0QQ0QZ3F от 19.06.2020 недействительным, в части перевода ООО "Восток-Запчасть" на период погашения.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ООО "Восток-Запчасть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М за отчетный период май 2020 года ООО "Восток-Запчасть" подало в Пенсионный фонд РФ 04.06.2020, то есть сведения о численности работников заемщика за отчетный период уже были на информационном сервисе Федеральной налоговой службы России до момента подписания кредитного договора, а именно - до 19.06.2020. Полагает, что судом первой инстанции не учтены доводы Министерства экономического развития РФ, согласно которым мониторинг численности работников в течение базового периода и периода наблюдения должно осуществляться по отношению к численности работников в мае 2020 года, а не по итогам апреля 2020 года. Кроме того, отмечает, что базовый период договора установлен с даты заключения договора до 01.12.2020, датой заключения договора является 19.06.2020, соответственно, одностороннее изменение условий договора по нормам гражданского законодательства РФ не допускается (статьи 309, 310 Гражданского кодекса РФ).
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 указанная апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 19.08.2021.
Возражая против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ПАО "Сбербанк России" представило письменный отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Восток-Запчасть" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ПАО "Сбербанк России" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2021 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.06.2020 между ООО "Восток-Запчасть" (заемщик) и ПАО "Сбербанк России" (кредитор) был заключен кредитный договор N 5940BSWC75ORGQ0QQ0QZ3F в форме заявления о присоединении к общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя N 1 (далее - договор).
В соответствии с условиями договора кредитор открывает невозобновляемую кредитную линию на условиях указанных в заявлении. Срок действия договора с 19.06.2020 по 30.06.2021.
Согласно пункту 2 договора цель кредита: возобновление деятельности, за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности. Лимит кредитной линии составил 1 000 000 руб. (пункт 1 договора).
В соответствии с условиями договора стороны установили, что кредитный срок состоит из трех периодов: Базового периода, периода Наблюдения, периода Погашения.
В соответствии с пунктом 3 договора стороны установили, что на Базовый период договора (период с даты заключения договора до 01.12.2020) и на период наблюдения по договору (период с 01.12.2020 по 31.03.2021) устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншем в размере: 2 (два) процента годовых.
По истечении Базового периода и периода Наблюдения наступает период Погашения (период продолжительностью 3 месяца по окончании базового периода договора, либо по окончании Периода наблюдения по договору).
В период действия Договора Кредитор 4-мя траншами перечислил 1 000 000 руб. ООО "Восток-Запчасть", а именно:
29.06.2020, 30.06.2020 на сумму 312 723 руб. 54 коп.,
02.07.2020 на сумму 332 991 руб. 07 коп.,
20.07.2020 на сумму 171 285 руб.,
06.08.2020 на сумму 182 140 руб.
Согласно договору условиями выполнения его условий являлось:
- в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по Договору не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а заемщик - ИП не должен прекратить деятельность в качестве ИП;
- численность работников заемщика в течение периода наблюдения по договору на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- средняя з/п, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по договору, определяемая с использованием информационного сервиса ФНС, не может быть менее МРОТ;
- принято решение кредитора о списании задолженности заемщика перед кредитором по договору в порядке, установленном Правилами.
Как указывает истец, с его стороны указанные условия договора исполнялись надлежащим образом.
Однако 11.12.2020 истцу пришло письмо из Банка в форме сервисного уведомления о том, что ООО "Восток-Запчасть" с 01.12.2020 переведено на период Погашения, в связи с нарушением в период Базового периода численности штата работников менее 80% по сравнению с численностью на 01.06.2020.
24.12.2020 ООО "Восток-Запчасть" направил Банку претензию с требованием в добровольном порядке исполнить условия кредитного договора, восстановить период наблюдения и отменить период погашения с 01.12.2020.
По мнению истца, Банк нарушил условия выполнения условий кредитного договора по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила). Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Согласно пункту 2 вышеуказанных Правил субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующих требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
В соответствии с пунктом 2 Правил понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
- "базовый период кредитного договора (соглашения)" - период с даты заключения кредитного договора (соглашения) до 01 декабря 2020 г., который должен быть предусмотрен кредитным договором (соглашением) на дату его заключения;
- "период наблюдения по кредитному договору (соглашению)" - период с 01 декабря 2020 г. по 01 апреля 2021 г., который должен быть предусмотрен кредитным договором (соглашением) на дату его заключения. Кредитным договором (соглашением) должен быть предусмотрен переход на период наблюдения или период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с настоящими Правилами;
- "период погашения по кредитному договору (соглашению)" - период продолжительностью 3 месяца.
Согласно подпункту в) пункта 9 Правил субсидия по процентной ставке получателю субсидии предоставляется при соблюдении следующих условий - получателем субсидии с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению).
В соответствии с пунктом кредитного договора по окончании Базового периода договора, договор переводится на период наблюдения по договору при соблюдении следующих случаев:
- численность работников заемщика в течении Базового периода договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- в отношении заемщика по состоянию 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае его наступления такой период начинается с даты, следующей за датой окончания Базового периода (включительно) и заканчивается 31.03.2021 (включительно).
По окончании Периода наблюдения по договору, договор переводится в Период погашения по договору в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика по договору, либо принято решение кредитором о списании задолженности заемщика по договору в размере 50 процентов от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору.
В случае его наступления такой период начинается с 01.04.2021 и заканчивается 30.06.2021 (включительно).
Применяя к ООО "Восток-Запчасть" период погашения с 01.12.2020, Банк указал, что сохранение штатной численности работников организацией не выполнено в июне, в июле, в августе, сентябре и в октябре 2020 года, сославшись на данные информационного сервиса Федеральной налоговой службы РФ.
Вместе с тем, по мнению истца, указанные обстоятельства не соответствуют действительности, так как численность работников ООО "Восток - Запчасть" в течение базового периода по договору на конец каждого отчетного месяца составляла не менее 80 процентов по состоянию на 01.06.2020, о чем было известно Банку, поскольку согласно подтвержденным сведениям ЭПЦ СЗВ-М в ПФР по г. Сургуту численность работников истца составляла: за июнь, июль, август, сентября, октябрь - 6 человек, за ноябрь 8 человек, хотя на 01.06.2020 численность работников составляла 4 человека (29.05.2020 уволилось 3 человека, а в июне принимаются 2 человека, т.е. численность сохраняется - 6 человек).
В подтверждение указанных доводов истец ссылается на сведения из Пенсионного фонда РФ, штатное расписание ООО "Восток-Запчасть".
Вышеуказанные обстоятельства явились поводом для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением (уточненным в ходе судебного разбирательства).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС, в то время как иного порядка определения численности работников заемщика кредитным договором и Правилами предоставления субсидий не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права обратившегося в суд лица (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Деятельность банков регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и специальными банковскими нормами и правилами.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита (пункт 1 статьи 819 ГК РФ).
К отношениям по кредитному договору применяются предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ правила, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (пункт 2 статьи 819 ГК РФ).
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 (далее - Правила N 696) устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно - кредиты, субсидии) (пункт 1 Правил N 696).
Пунктом 2 Правил N 696 установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (далее - субсидия по списанию) (пункт 4 вышеприведенных Правил).
В пункте 9 Правил N 696 перечислены условия предоставления субсидии, в частности: заемщик получателя субсидии должен быть включен в соответствующие реестры организаций, осуществлять деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (подпункт "а"), получателем субсидии с заемщиком должен быть заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению) (подпункт "в").
Пунктом 24 Правил установлен порядок определения максимальной суммы кредитного договора, а именно - численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 года, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
Пунктом 1.2 Дополнительного соглашения N 1 к кредитному договору также закреплено, что в рамках исполнения обязательств по Договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитором, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.
В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Необходимо также учитывать разъяснения, содержащиеся в Письме ФНС России от 20.08.2020 N ВД-2-19/1542@, согласно которым информационные сервисы Платформы доступны для уполномоченных Министерством экономического развития Российской Федерации кредитных организаций и органов государственной власти. Применяемая в информационном сервисе методология определяется Министерством экономического развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России (письмо от 17.07.2020 N Д13и-22474), с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года. Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России.
В рассматриваемом случае ООО "Восток-Запчасть" 01.06.2020 обратилось в ПАО "Сбербанк России" с заявлением о предоставлении кредита "Господдержка 2%" в размере 1 000 000 руб., на условиях, установленных Правилами N 696 в рамках предоставленных дополнительных мер поддержки бизнесу в период распространения коронавирусной инфекции, то есть на дату, когда численность работников согласно данным ФНС России данной организации составляла 8 человек.
При этом Банком обоснованно учтены разъяснения, данные в письме Минэкономразвития России от 17.07.2020 N Д13и-22474, из которых следует, что с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года.
В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
Обстоятельствами дела подтверждается, что на дату обращения заемщика за получением кредита (05.06.2020) на Платформе ФНС были размещены сведения о численности работников ООО "Восток-Запчасть" по состоянию на 01.06.2020 в количестве 8 человек на основании поданного истцом отчета по форме СЗВ-М по итогам апреля 2020 года и данная численность определена Платформой ФНС в качестве базовой для мониторинга в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Поскольку по состоянию на 01.06.2020 года система ФНС России не содержала данных о численности сотрудников заемщика по отчету СЗВ-М за май 2020 года, Банком фактически были использованы фактические сведений по отчету СЗВ-М за апрель 2020 года (данные по состоянию на 01.05.2020), учитывая, что указанные специально были размещены для осуществления расчетов и мониторинга, в то время как сведения о средней численности ООО "Восток-Запчасть" за май еще не были доступны на информационной платформе ФНС России.
В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие доводы Банка о том, что численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 зафиксирована Платформой ФНС в количестве 8 человек и информация о поданном истцом отчете по итогам мая 2020 года на момент подачи заявки на Платформе ФНС отражена не была. Доводы истца об обратном (в том числе о том, что сведения о количестве застрахованных за пять месяцев 2020 года были направлены в Пенсионный Фонд 04.06.2020) какими-либо доказательствами не подтверждены.
Банк в целях сохранения возможности участия заемщика в программе льготного кредитования обязан руководствоваться размещенными на Платформе ФНС сведениями, так как именно на основании данных сведений Минэкономразвития принимается решение о возможности субсидирования предоставленного заемщику кредита (Письмо Минэкономразвития от 03.07.2020 N Д13и-21082). Следует отметить, что учитывая период обновления сведений в информационной системе ФНС России Минэкономразвития России даны разъяснения (письмо от 17.07.2020 N Д13и-22474), согласно которых правовое значение имеет дата введения получателем субсидии (кредитной организацией) заявки, которая осуществляется после обращения заемщиком (датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России) и в случае если заемщик заинтересован в том, чтобы расчет субсидии и соответственно кредита осуществлялся исходя из количества работников действительно осуществлявших трудовую деятельность по состоянию на 01.06.2020 (с учетом обновления сведений в информационной системе ФНС России на основании отчетности, сданной по итогам мая 2020 до 15.06.2020), то заемщику рекомендуется обратиться за кредитом после 15.06.2020, в ином случае расчет производится на основании фактических сведений по отчету СЗВ-М (за прель 2020 года по состоянию на 1 мая 2020 года).
Ссылки подателя жалобы на то, что судом первой инстанции не были учтены пояснения Минэкономразвития РФ, из которых следует, что в случае если численность по итогам мая 2020 года снизилась более, чем на 20% по сравнению с апрелем 2020 года, то мониторинг производится по сравнению с численностью по итогам мая 2020 года, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку согласно представленным в материалы дела сведениям Платформы ФНС России численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 определена в количестве 8 человек, при этом численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила 7 человек. Таким образом, соотношение численность работников истца по итогам мая 2020 года по сравнению с численностью по состоянию на 01.06.2020 составила 87,5%, ввиду чего основания для использования численности работников по итогам мая 2020 года в качестве базовой для мониторинга отсутствуют.
Как было указано ранее, доводы апелляционной жалобы о том, что по итогам мая 2020 года им поданы сведения о численности работников в количестве 6 человек не подтверждены какими-либо доказательствами, отчет по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года в материалах дела отсутствует. В тоже время из представленной в материалы дела выгрузки информации из Платформы ФНС России следует, что истец по итогам мая 2020 года подал в Пенсионный фонд РФ отчет по форме СЗВ-М о численности работников в количестве 7 человек, которые были переданы Пенсионный фондом РФ в ФНС России для отражения на Платформе ФНС в соответствии с Правилами предоставления субсидий. Следовательно, доводы истца о том, что численность работников заемщика по итогам месяцев базового периода подлежала сравнению с численностью работников по итогам мая 2020 года, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Стоит учитывать, что в соответствии с установленным порядков, при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) базовый период определяется следующим образом: количество полных месяцев по кредитному договору (соглашению), считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился в кредитное учреждение, в случае, если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился в кредитное учреждение, в случае, если он обратился после 15-го числа месяца.
Таким образом, Банком на основании запроса клиента, поступившего в адрес Банка, дистанционно была автоматически сформирована заявка с запросом сведений в ФНС России, где было указано, что численность персонала ООО "Восток-Запчасть" по состоянию на 01.06.2020 составляла 8 человек. Впоследствии, согласно данным сервиса ФНС России, численность персонала ответчика за отчетный период - с июня по октябрь 2020 года составила 6 человек, то есть 75 % от численности работников ООО "Восток-Запчасть" по состоянию на 01.06.2020.
Кредитный лимит был рассчитан Банком корректно, исходя из численности 8 человек (то есть из указанного заемщиком количества лиц).
Исходя из положений, утвержденных Правилами, заемщик должен обеспечить осуществление предпринимательской деятельности, сохранение общей численности работников и уровня заработной платы, предусмотренного трудовым договором, но не ниже минимального размера оплаты труда. Между тем заемщик данные условия не обеспечил в части сохранения общей численности работников в пределах допустимого уменьшения до 80% по отношению к контрольной дате.
В соответствии с заявлением N 5940BSWC750RGQ0QQ0QZ3F от 19.06.2020 ООО "Восток-Запчасть" присоединилось к действующей редакции Общих условий кредитования (открытия кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя N 1, размещенных на официальном сайте ПАО "Сбербанк России" в сети Интернет.
Согласно положениям вышеуказанных Правила и условиям заявления о присоединении к Общим правилам кредитования Базовый период включает в себя период с даты заключения договора до 01.12.2020 года.
Период наблюдения по договору начинается по окончании Базового периода договора при соблюдении следующих условий:
- численность работников заемщика в течение Базового периода договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель, не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, период наблюдения по договору наступает для заемщика только в случае соблюдения всех вышеизложенных условий.
Вместе с тем, ООО "Восток-Запчасть" не были соблюдены необходимые условия для перехода кредитного договора в период наблюдения, поскольку численность работников истца по состоянию на июнь-октябрь 2020 года составляла 6 человек (сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, том 1 л.д.63-69).
В случае несоблюдения условий, указанных в Общих условий кредитования (открытия кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя N 1, а также в случае наступления в базовый период даты прекращения периода льготного кредитования, по окончании базового периода начинается период погашения, о чем кредитор направляет соответствующее уведомление заемщику в срок до 30.11.2020 (пункт 7 вышеуказанного заявления).
Согласно пункту 11 Правил N 696 кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в том числе, если численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
Учитывая изложенное и в отсутствие доказательств обратного ООО "Восток-Запчасть" нарушило правила о необходимой численности работников в базовом периоде, в связи с чем Банком правомерно был осуществлен перевод кредита по договору N 5940BSWC750RGQ0QQ0QZ3F от 19.06.2020 не в период наблюдения, а в статус погашения.
Принимая во внимание изложенное, заемщик, будучи осведомленным об отсутствии у Банка по состоянию на 01.06.2020 сведений о численности работников за май - июнь 2020 года, а также сведений о том, что кредитный лимит был рассчитан банком исходя из численности 8 человек, должен был учитывать риски результатов проверки банка по окончании базового периода и возможном периода кредита в статус погашения. Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством при предоставлении подобного рода кредитов Банка формально руководствуются данными, размещенными на Платформе ФНС России, также полагаясь на их достоверность и соответствие реальному положению дел, заемщик мог обратиться с заявлением о предоставлении кредита в более позднюю дату, то есть после размещения на Платформе ФНС России актуальных сведений относительно численности предприятия (по состоянию на 01.05.2020 или 01.06.2020), в целях избежание необходимости досрочного погашения кредита.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2021 по делу N А75-314/2021 (судья Гавриш С.А.) оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7240/2021) общества с ограниченной ответственностью "Восток-Запчасть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
С.А. Бодункова |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-314/2021
Истец: ООО "Восток-Запчасть"
Ответчик: ПАО "Сбербанк России"
Третье лицо: ГК Развития "ВЭБ.РФ", МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Федеральная налоговая служба