г. Тюмень |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А81-9651/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дерхо Д.С.,
судей Куприной Н.А.,
Хлебникова А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на постановление от 13.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бодункова С.А., Аристова Е.В., Рожков Д.Г.) по делу N А81-9651/2019 по иску закрытого акционерного общества "Спецтеплосервис" (629620, Ямало-Ненецкий автономный округ, район Приуральский, село Аксарка, улица Новая, дом 9а, ИНН 8908001677, ОГРН 1048900100446) к департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (629001, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Губкина, дом 3, ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854) о взыскании денежных средств.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация муниципального образования Аксарковское, администрация муниципального образования Харсаимское.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Спецтеплосервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) о взыскании убытков в виде выпадающих доходов (субсидии) по услуге теплоснабжения пустующих жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 736 504 руб. 69 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования Аксарковское, администрация муниципального образования Харсаимское.
Решением от 22.09.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Антонова Е.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 13.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 22.09.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что судами не учтены положения Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса" (далее - Закон N 107-ЗАО), которым органы местного самоуправления, органы государственной власти автономного округа, являющиеся собственниками муниципальных и государственных жилищных фондов, не отнесены к льготной категории потребителей. По мнению заявителя, установленный обществу тариф для категории потребителей "население" не подлежал применению к временно незаселенным жилым помещениям государственного и муниципального жилищного фонда, поэтому основания для предоставления субсидии в связи с применением обществом соответствующего тарифа в отношениях по поставке коммунальных ресурсов в такие квартиры отсутствуют. Также департамент полагает выводы судов о необходимости определения тарифа, исходя из целей использования коммунального ресурса, противоречащими пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Обществом отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения и постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку тепловой энергии в села Аксарка, Харсаим.
Размер платы за тепловую энергию устанавливается на основании решений органа, осуществляющего государственное регулирование тарифов в Ямало-Ненецком автономном округе.
Приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа N 380-т от 20.12.2018 установлены тарифы на тепловую энергию на 2019 год для потребителей категории "население" (потребители, имеющие право на льготы, указанные в абзаце 3 части 1 статьи 3 Закона N107-ЗАО) и для прочих потребителей.
В целях возмещения выпадающих доходов, не обеспечивающих возмещение издержек в связи с соблюдением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, между обществом (получатель) и департаментом (главный распорядитель бюджетных средств) заключено соглашение N 4001-19/41 от 12.02.2019 о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения его предметом является предоставление получателю субсидии из окружного бюджета в 2019 году в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок) на товары (услуги), льготных тарифов для ресурсоснабжающих организаций на уровне, не обеспечивающем возмещение издержек.
Истец оказывает услуги по поставке тепловой энергии населению и юридическим лицам. В расчет компенсации выпадающих доходов по услуге теплоснабжения за 2019 год (первое полугодие) включены потребители - собственники пустующих (временно незаселенных) помещений государственного и муниципального жилого фонда.
Указав, что по данной категории потребителей у департамента за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 сформировалась задолженность в размере 736 504 руб. 69 коп., общество направило претензию, после чего обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 424, 426, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и исходил из отсутствия основания для применения истцом в отношении юридических лиц (муниципальных публично-правовых образований) тарифа, установленного для потребителей, имеющих право на льготы в соответствии с Законом N 107-ЗАО.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт об удовлетворении иска, апелляционная коллегия руководствовалась статьями 15, 16, 424, 426, 1064, 1069 ГК РФ, статьями 17, 153, 157, 158 ЖК РФ, статьей 78 БК РФ, статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьями 2, 3, 5, 6 Закона N 107-ЗАО, пунктом 38 Правил N 354, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, утвержденном постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2015 N 94-П (далее - Порядок N 94-П), разъяснениями, изложенными в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87), пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), правовыми позициями, содержащимися в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, от 10.07.2018 N 30-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2005 N 424-О, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950, от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768.
Приняв во внимание наличие в Законе N 107-ЗАО прямого указания на то, что компенсация ресурсоснабжающим организациям выпадающих доходов, связанных с поставкой коммунальных ресурсов населению, относится к расходным обязательствам Ямало-Ненецкого автономного округа, установив, что предметом спора является стоимость тепловой энергии, отпущенной в многоквартирные дома для цели отопления жилых помещений, констатировав, что факт принадлежности квартир муниципальному образованию не влияет на цель использования отпущенной в них тепловой энергии - коммунально-бытовые нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, и не влечет для собственников либо пользователей этих помещений обязанности оплатить ее по тарифу такой группы потребителей как "прочие потребители", указав, что временное отсутствие в жилом помещении нанимателя не изменяет характер потребления ресурса, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что стоимость спорного объема тепловой энергии правомерно исчислена обществом с применением тарифа "население", применение которого влечет для истца возникновение выпадающих доходов (убытков), подлежащих компенсации в виде субсидии.
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 ГК РФ).
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.
По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
Из приведенных законоположений следует, что для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, необходимо установление совокупности всех перечисленных элементов, составляющих убытки.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона N 107-ЗАО (в редакции от 24.12.2018 N 124-ЗАО) к отдельным категориям потребителей коммунальных ресурсов, имеющим в соответствии с настоящим Законом право на льготы, относятся: управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные, иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а также используемые для предоставления коммунальных услуг гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме либо пользующимся на ином законном основании жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в муниципальной или государственной собственности; граждане, являющиеся собственниками жилых домов (части жилых домов), домовладений, жилых помещений в многоквартирном доме либо пользующиеся на ином законном основании жилыми домами (частями жилых домов), домовладениями, жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в муниципальной или государственной собственности, и приобретающие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг, а также потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома; организации, предоставляющие внаем жилые помещения в наемных домах на территории автономного округа, управляющие организации, приобретающие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг организациям, указанным в настоящем абзаце, и (или) гражданам, пользующимся на законном основании жилыми помещениями в наемных домах на территории автономного округа.
В силу пункта 1.2 статьи 3 Закона N 107-ФЗ к отдельным категориям потребителей, имеющим в соответствии с настоящим Законом право на льготы, не относятся: управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные, иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг гражданам, пользующимся жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда; управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные, иные специализированные потребительские кооперативы, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключившие с региональным оператором договоры в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданам, пользующимся жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда; организации (в том числе садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества), заключившие от своего имени и в интересах граждан с региональным оператором договоры в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданам, пользующимся жилыми домами (частью жилых домов), домовладениями, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда; граждане, пользующиеся жилыми помещениями частного жилищного фонда, находящимися в собственности юридических лиц; категории потребителей, указанные в частях 1 и 1-1 настоящей статьи, в случае использования жилых домов (части жилых домов), домовладений, жилых помещений в многоквартирном доме для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности; юридические лица, приобретающие коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а также используемые для предоставления коммунальной услуги гражданам, пользующимся жилыми помещениями, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда; органы местного самоуправления, органы государственной власти автономного округа, а также созданные ими учреждения в целях осуществления управления, распоряжения, организации учета жилищного фонда, находящегося в их собственности, приобретающие коммунальные ресурсы в целях содержания незаселенного жилищного фонда.
Пунктом 2 статьей 5 Закона N 107-ЗАО установлено, что ресурсоснабжающим организациям в целях компенсации выпадающих доходов предоставляется субсидия. Выпадающие доходы для ресурсоснабжающих организаций определяются как сумма выпадающих доходов по каждому виду коммунального ресурса, проданного отдельным категориям потребителей коммунальных ресурсов, имеющих в соответствии с Законом N 107-ЗАО право на льготы (пункт 1 статьи 5 Закона N 107-ЗАО).
Предоставляемая субсидия носит компенсационный характер и направлена на возмещение экономических потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом, обеспечивающим возмещение издержек, и льготным тарифом - это выпадающие доходы истца (убытки), подлежащие компенсации в виде субсидии.
Исследовав и оценив представленные в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, установив, что поставленная в спорный период обществом тепловая энергия использовалась для отопления жилых помещений, то есть исключительно на коммунально-бытовые нужды, в связи с чем, общество обоснованно применило в отношении стоимости указанной энергии тариф для группы потребителей "население" и претерпело убытки в виде выпадающих доходов, размер которых документально подтвержден и не оспорен ответчиком в ходе производства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Как следует из доводов кассационной жалобы, заявленных со ссылкой на Закон N 107-ЗАО, департамент полагает собственников временно незаселенных жилых помещений государственного и муниципального фонда субъектами, не имеющими прав на применение льготного тарифа на тепловую энергию, то есть фактически ставит под сомнение обоснованность оплаты в спорный период указанными собственниками коммунальных ресурсов с использованием льготного ценообразования исключительно ввиду отсутствия лиц, проживающих в указанных помещениях в соответствующие периоды.
При этом департамент не оспаривает обоснованность применения льготного тарифа в случае передачи указанных помещений гражданам во временное владение.
Иные обстоятельства дела - назначение помещений, экономическая обоснованность примененного тарифа, размер понесенных убытков, владение спорными помещениями в ходе рассмотрения и разрешения спора департаментом не оспаривались.
Суд округа полагает доводы кассационной жалобы подлежащими отклонению ввиду следующего.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом о теплоснабжении, в том числе принципов обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (статьи 7, 10 Закона о теплоснабжении).
Пункты 13, 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении предусматривают возможность установления для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), закрепляя за субъектами Российской Федерации полномочия по определению перечня лиц, имеющих право на льготы, оснований для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной им в своих решениях, принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям, поэтому конституционный принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями лиц являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11. 2005 N 424-О).
Следовательно, установление различных тарифов на тепловую энергию должно обуславливаться соответствующими обоснованными и разумными различиями в правовом положении потребителей, оправдывающими целесообразность введенной дифференциации.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (статья 153 ЖК РФ).
Согласно статье 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан, при этом обстоятельства временного отсутствия граждан не изменяют соответствующего назначения помещения.
Применение к стоимости коммунальных ресурсов, подаваемых в жилые помещения, различных тарифов в зависимости от обстоятельств заселенности соответствующего помещения предполагает, что тепловая энергия, подаваемая в жилые помещения, находящиеся в собственности одного и того же публично-правового образования, будет оплачена исходя из разного тарифа в зависимости исключительно от обстоятельств передачи указанных помещений во временное пользование гражданам в конкретный момент времени.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П, многоквартирный дом представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
Таким образом, специфика тепловой энергии как коммунального ресурса предполагает необходимость ее потребления в течение отопительного периода вне зависимости от обстоятельств заселенности помещений, поскольку соответствующий вид коммунального ресурса потребляется ввиду требований к эксплуатации жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме (поддержание теплового баланса), а также в связи с потреблением тепловой энергии на общедомовые нужды.
Поэтому потребление тепловой энергии, в том числе, обеспечивает интересы собственников всех помещений, расположенных в многоквартирном доме.
Следовательно, применение в отношении пустующих (незаселенных) помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, тарифа, установленного для категории "прочие потребители" свидетельствует о нарушении принципа равенства участников гражданско-правовых отношений.
Довод департамента о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в Законе N 107-ЗАО в качестве лиц, приравненных к категории потребителей "население", не указаны, подлежит отклонению, поскольку, как установлено апелляционным судом, коммунальные ресурсы в данном случае, поставлялись исключительно для коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением собственниками помещений исполнительно-распорядительных функций.
Доказательств использования пустующих жилых помещений по иному назначению либо перевода указанных жилых помещений в нежилые истцом не представлено (статья 65 АПК РФ).
Указанные в кассационной жалобе положения пункта 38 Правил N 354, допускающие дифференциацию тарифов для потребителей коммунальных ресурсов, поставляемых в различные помещения, расположенные в многоквартирном доме, также не исключают выводов судов о подлежащем применению к отношениям сторон тарифе.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию ее заявителя с выводами судов, ранее являлись предметом исследования и оценки судов нижестоящих инстанций, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 13.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-9651/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.С. Дерхо |
Судьи |
Н.А. Куприна |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П, многоквартирный дом представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
...
Доказательств использования пустующих жилых помещений по иному назначению либо перевода указанных жилых помещений в нежилые истцом не представлено (статья 65 АПК РФ).
Указанные в кассационной жалобе положения пункта 38 Правил N 354, допускающие дифференциацию тарифов для потребителей коммунальных ресурсов, поставляемых в различные помещения, расположенные в многоквартирном доме, также не исключают выводов судов о подлежащем применению к отношениям сторон тарифе."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 ноября 2021 г. N Ф04-5644/21 по делу N А81-9651/2019
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5644/2021
13.07.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12977/20
22.09.2020 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-9651/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-9651/19