г. Тюмень |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А45-10912/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера" на решение от 19.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 15.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А45-10912/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сфера" (630083, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Днепрогэсовская, дом 9, этаж 1 склад, ИНН 5405965831, ОГРН 1155476120491) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (630132, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Дмитрия Шамшурина, дом 53, ИНН 5406541225, ОГРН 1095406025428) об отмене постановления от 02.04.2021 N 0603/061120/05992.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее - общество, ООО "Сфера") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее -административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 02.04.2021 N 0603/061120/05992 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением от 19.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 15.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт о снижении размера назначенного административного штрафа.
По мнению подателя кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции о пренебрежительном отношении общества к возложенным на него обязанностям не обоснованы; негативные последствия правонарушения отсутствуют; имеются основания для применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведения контрольного мероприятия посредством анализа информационной системы (задание от 24.09.2020) административным органом выявлено, что общество не передает в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объем производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) сведения о произведенной алкогольной продукции (пиве) посредством суточных файлов автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции (далее - АСИиУ).
По данному факту управление определением от 06.11.2020 возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении и в ходе проведенного административного расследования установило нарушение ООО "Сфера" требований пункта 5.3.1 приложения N 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (действовал до 01.01.2021, далее - Приказ N 149).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением протокола от 16.02.2021 об административном правонарушении и вынесения постановления от 02.04.2021 N 0603/061120/05992 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Суд округа, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Пунктом 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 названного Закона.
Согласно абзацев 8, 10 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, а программно-аппаратные средства организаций, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции.
В соответствии с пунктом 10 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (действовали до 01.01.2021, далее - Правила N 1459), организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, помимо информации, указанной в пункте 7 названных Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 4 - 6, 8 - 18, 20, 25 и 30 пункта 6 Правил N 1459, в том числе объем (в декалитрах) безводного (100-процентного) спирта в произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения (подпункт 15 пункта 6 Правил N 1459).
В соответствии с пунктом 5.3.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что в период с 10.04.2020 по 28.08.2020 обществом периодически не передавались данные о производстве алкогольной продукции посредством суточных файлов АСИиУ.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на организацию надлежащего учета алкогольной продукции и соблюдение установленного законодательством порядка внесения в ЕГАИС информации об обороте алкогольной продукции, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Существенных нарушений управлением требований КоАП РФ в ходе производства по административному делу не выявлено; срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, и положения статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности, соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией статьи 14.19 КоАП РФ. Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 и статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не усмотрели.
Переоценка выводов арбитражных судов первой и (или) апелляционной инстанций о возможности снижении санкции связана с установлением обстоятельств и оценкой доказательств по делу и не входит в компетенцию суда кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции, при этом у суда округа отсутствуют основания для приобщения к материалам дела дополнительных доказательств, представленных обществом в подтверждение тяжелого материального положения, поскольку новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 15.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10912/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не усмотрели.
Переоценка выводов арбитражных судов первой и (или) апелляционной инстанций о возможности снижении санкции связана с установлением обстоятельств и оценкой доказательств по делу и не входит в компетенцию суда кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции, при этом у суда округа отсутствуют основания для приобщения к материалам дела дополнительных доказательств, представленных обществом в подтверждение тяжелого материального положения, поскольку новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2021 г. N Ф04-7253/21 по делу N А45-10912/2021