г. Тюмень |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А46-731/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Севастьяновой М.А.,
Сириной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Гайшун И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение от 09.04.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Кливер Е.П.) и постановление от 30.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-731/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трест Железобетон "Октябрьский" (644117, г. Омск, ул. Рельсовая, 7, ИНН 5506205192, ОГРН 1085543043343) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (644024, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании недействительным распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Микуцкая А.П.) в заседании участвовали представители:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Шеменева Е.В. по доверенности от 30.11.2020 (срок действия 1 год),
от общества с ограниченной ответственностью "Трест Железобетон "Октябрьский" - Сабитов Р.Р. по доверенности от 18.01.2021 (срок действия 3 года).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трест Железобетон "Октябрьский" (далее - ООО "Трест Железобетон "Октябрьский", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 25.12.2020 N 1913 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 в Октябрьском административном округе города Омска".
Решением от 09.04.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 30.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены: признано недействительным решение заинтересованного лица от 25.12.2020 N 1913 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 в Октябрьском административном округе города Омска"; Департамент обязан заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482; с заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы судебные расходы на уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: на момент принятия отказа Департамент руководствовался тем, что на земельном участке расположен объект незавершенного строительства; объект располагается одновременно на двух земельных участках, что является основанием для отказа; по мнению Департамента земельный участок под объект недвижимости - железнодорожные пути необщего пользования может быть предоставлен на основании сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники железнодорожных путей не обладают правом на приобретение земельных участков в собственность без проведения торгов.
В отзыве на кассационную жалобу общество приводит следующие доводы: суды первой и апелляционной инстанции, на основании имеющихся в материалах дела документов, сделали правильный вывод о том, что на испрашиваемом земельном участке фактически находился и в настоящее время находится только один объект недвижимого имущества - подъездной путь с кадастровым номером 55:36:120308:4823, на строительство которого было получено разрешение, строительство которого было закончено, было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, право собственности на который было оформлено в установленном законом порядке; действующее законодательство не содержит запрета на расположение одного объекта недвижимости на нескольких земельных участках, а также ограничения в реализации предусмотренного статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации права в случае расположения объекта на нескольких земельных участках; позиция Департамента основана на неверном толковании положений статей 39.20, 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенные правовые позиции.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.12.2012 серия 55-АА N 790093 обществу на праве собственности принадлежит железнодорожный путь общей протяженностью 5 743 км, расположенный по адресу: город Омск, территория кирпичного завода 32.
Распоряжением Департамента от 19.01.2015 N 100-р предоставлен в аренду сроком на 49 лет под эксплуатацию названного объекта земельный участок из земель населенных пунктов площадью 13 266 кв. м с кадастровым номером 55:36:120308:4760 с разрешенным использованием железнодорожные пути, конструктивные элементы железнодорожных сооружений.
Между обществом и Департаментом заключен договор аренды от 06.12.2015 земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4760 сроком на 49 лет под использование железнодорожного пути и конструктивных элементов железнодорожных сооружений.
ООО "ПКЦ "Промжелдортранс" выдано разрешение на строительство от 29.04.2016 N 55-ru553001000-130-2016 железнодорожного пути необщего пользования (с тупиком для отстоя порожних вагонов) длиной 200 м и 1-го стрелочного перевода по ул. Барабинская, 20, в Октябрьском административном округе на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:120308:4760 и 55:36:120308:4482.
Записи о правах ООО "ПКЦ "Промжелдортранс" на объект незавершенного строительства сооружения железнодорожного транспорта с кадастровым номером 55:36:120308:4817 06.12.2016 внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Между Департаментом и ООО "ПКЦ "Промжелдортранс" заключен договор от 24.03.2017 N Д-0-13-142 аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 площадью 2 542 кв. м для завершения строительства железнодорожного пути.
Распоряжением от 16.05.2017 N 88 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которым установлено окончание строительства железнодорожного пути и конструктивных элементов железнодорожных сооружений на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:120308:4760 и 55:36:120308:4482.
Между ООО "ПКЦ "Промжелдортранс" и ООО "Трест Железобетон "Октябрьский" подписан договор от 05.07.2017 N 2 купли-продажи железнодорожного пути с кадастровым номером 55:36:120308:4823 протяженностью 202 м со стрелочным переводом.
В ЕГРН внесена запись от 20.06.2017 о праве собственности ООО "Трест Железобетон "Октябрьский" на железнодорожный путь с кадастровым номером 55:36:120308:4823 протяженностью 202 м со стрелочным переводом, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:120308:4760 и 55:36:120308:4482.
Соглашением от 14.09.2017 права и обязанности по договору аренды от 24.03.2017 N Д-0-13-142 переданы ООО "Трест Железобетон "Октябрьский", о чем 27.10.2017 в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации.
ООО "Трест Железобетон "Октябрьский" 27.11.2020 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482, находящегося под принадлежащим ему объектом недвижимого имущества - железнодорожным путем необщего пользования.
Распоряжением от 25.12.2020 N 1913 Департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 на основании подпункта 19 статьи 39.16, пункт 1.1 статьи 39.20, статья 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что: на земельном участке находятся объекты недвижимости, которые могут размещаться на земельном участке на основании сервитута, публичного сервитута; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Полагая, что распоряжение Департамента от 25.12.2020 N 1913 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 в Октябрьском административном округе города Омска" является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением о признании недействительным распоряжения от 25.12.2020 N 1913 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 в Октябрьском административном округе города Омска".
Руководствуясь статьями 39.1, 39.6, 39.14, 39.16, 39.20, 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 8 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), установив, что конфигурация испрашиваемого земельного участка, а также фактическое назначение и использование находящегося на нем объекта (железнодорожные подъездные пути для отстоя вагонов с железнодорожным тупиком) не позволяют использовать указанный земельный участок иными лицами для иных целей, поскольку других примыканий к линейному объекту не имеется, общество обладает в рассматриваемом случае правом на приобретение земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 в собственность для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимого имущества, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования общества о признании недействительным распоряжения Департамента и обязании Департамента заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По правилам подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов продажа земельных участков осуществляется, в том числе, собственникам зданий, сооружений расположенных на этих земельных участках.
Условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ процедура предоставления земельных участок без торгов включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В срок не более тридцати дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В данном решении подлежат указанию все основания отказа (статья 39.17 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 1, 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
На основании пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (пункт 1); обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2).
Согласно статье 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случаях размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, проведения изыскательских работ и ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет только в целях эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости - железнодорожного пути необщего пользования и предоставлен обществу в аренду исключительно для целей размещения последнего, конфигурация испрашиваемого земельного участка, а также фактическое назначение и использование находящегося на нем объекта (железнодорожные подъездные пути для отстоя вагонов с железнодорожным тупиком) не позволяют использовать указанный земельный участок иными лицами для иных целей, поскольку других примыканий к линейному объекту не имеется, подъездной путь заканчивается тупиком и исключает возможность как транзита вагонов иных лиц, так и возможность движения на занимаемом им земельном участке других видов транспорта, а также пешеходное движение, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что обременение земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 сервитутом для размещения вышеуказанного объекта недвижимости не будет соответствовать существу возникших между сторонами настоящего спора правоотношений, а общество в рассматриваемом случае обладает исключительным правом на приобретение земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 в собственность для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимого имущества.
При этом судами обоснованно указано, что положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ вопреки доводам Департамента не направлены на исключение из правового регулирования исключительного права собственника объекта недвижимости на приобретение земельного участка, на котором такой объект размещен, в собственность или в аренду, поскольку указанная норма введена с целью упрощения размещения линейных объектов и не регулирует спорные правоотношения.
На основании изложенного доводы Департамента о праве общества на предоставление ему земельного участка с обременением сервитутом, судом округа отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Доводы Департамента о невозможности предоставления обществу земельного участка в связи с нахождением на нем помимо принадлежащего заявителю объекта - железнодорожного пути необщего пользования (с тупиком отстоя порожних вагонов) с кадастровым номером 55:36:120308:4823, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:120308:4817 (сооружение железнодорожного транспорта), исследованы судами нижестоящих инстанций и правомерно отклонены как не соответствующие фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Материалами дела подтверждено, что объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:120308:4817 снят с государственного кадастрового учета 18.03.2021, что подтверждается представленной заявителем выпиской из ЕГРН от 22.03.2021 N КУВИ-002/2021-25982395.
Иного из материалов дела не следует и кассатором не доказано (статьи 9, 65 АПК РФ).
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:120308:4760, в пределах которого частично расположен подъездной путь, также принадлежит заявителю на праве аренды на основании договора от 06.02.2015 N Д-0-14-10930 и распоряжения Департамента от 19.01.2015 N 100-р "О предоставлении ООО "Трест Железобетон "Октябрьский" в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена", на указанном участке расположены железнодорожные пути, протяженностью 5,743 км, которые принадлежат заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.12.2012 N 55-АА N 790093, на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 55:36:120308:4482 расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 55:36:120308:4823, суды пришли к правильному выводу о том, что существование такого объекта как железнодорожный тупик, его эксплуатация без соединения с основным железнодорожным путем не имеет смысла, в связи с чем признали обоснованными требования общества о признании недействительным распоряжения Департамента от 25.12.2020 N 1913 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 в Октябрьском административном округе города Омска" и обязали Департамент заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482.
Выводы судов соответствуют предоставленным в материалы дела доказательствам и подлежащим применению нормам материального права, в связи с чем оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
В целом доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.04.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 30.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-731/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив все представленные в материалы дела доказательства их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет только в целях эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости - железнодорожного пути необщего пользования и предоставлен обществу в аренду исключительно для целей размещения последнего, конфигурация испрашиваемого земельного участка, а также фактическое назначение и использование находящегося на нем объекта (железнодорожные подъездные пути для отстоя вагонов с железнодорожным тупиком) не позволяют использовать указанный земельный участок иными лицами для иных целей, поскольку других примыканий к линейному объекту не имеется, подъездной путь заканчивается тупиком и исключает возможность как транзита вагонов иных лиц, так и возможность движения на занимаемом им земельном участке других видов транспорта, а также пешеходное движение, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что обременение земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 сервитутом для размещения вышеуказанного объекта недвижимости не будет соответствовать существу возникших между сторонами настоящего спора правоотношений, а общество в рассматриваемом случае обладает исключительным правом на приобретение земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4482 в собственность для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимого имущества.
При этом судами обоснованно указано, что положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ вопреки доводам Департамента не направлены на исключение из правового регулирования исключительного права собственника объекта недвижимости на приобретение земельного участка, на котором такой объект размещен, в собственность или в аренду, поскольку указанная норма введена с целью упрощения размещения линейных объектов и не регулирует спорные правоотношения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2021 г. N Ф04-6894/21 по делу N А46-731/2021