г. Тюмень |
|
2 декабря 2021 г. |
Дело N А03-14818/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу акционерного общества "Сетевая компания "Алтайкрайэнерго" на решение от 11.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление от 01.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А03-14818/2020 по заявлению акционерного общества "Сетевая компания "Алтайкрайэнерго" (656002, Алтайский край, город Барнаул, улица Воровского, дом 163, ИНН 2224143922, ОГРН 1102224005718) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Другое лицо, участвующее в деле - общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом ЗЕВС" (111141, город Москва, улица Перовская, дом 31, этаж 2, помещение 14, комната 3, ИНН 7722351995, ОГРН 1167746058534).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Чайка А.А.) в заседании участвовали представители:
от акционерного общества "Сетевая компания "Алтайкрайэнерго" - Гилёв Р.Д. по доверенности от 25.11.2019,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - Остапенко О.О. по доверенности от 31.12.2020.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом ЗЕВС" - Карелина Е.Г. по доверенности от 14.05.2021.
Суд установил:
акционерное общество "Сетевая компания "Алтайкрайэнерго" (далее - общество, АО "СК "Алтайкрайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 28.07.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом ЗЕВС" (далее - ООО "ТД ЗЕВС").
Решением от 11.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 01.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и признать оспариваемые им акты антимонопольного органа незаконными.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что требование о предоставлении документов, подтверждающих срок гарантии на поставляемое оборудование, содержится в подпункте 9 пункта 6.4.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного решением от 17.01.2020 Совета директоров АО "СК Алтайкрайэгнерго" (далее - Положение о закупке).
В отзывах на кассационную жалобу ООО "ТД ЗЕВС" и управление, соглашаясь с выводами судов, просят вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Шохиревой С.Т. в связи с нахождением ее в очередном ежегодном отпуске на судью Черноусову О.Ю., кассационная жалоба рассмотрена сначала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 30.06.2020 организатором торгов АО "СК Алтайкрайэнерго" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. в сети "Интернет" размещено извещение N 32009280311 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки электро-, бензоинструмента (извещение N 32009280311).
Согласно протоколу от 15.07.2020 N 1815787/1 на участие в закупке было подано 9 заявок; 2 из них признаны соответствующими требованиям документации и Положению о закупках; заявка ООО "ТД ЗЕВС" отклонена на основании пункта 10.1.3 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, поскольку в ее составе отсутствовало подтверждение гарантийного срока, установленного техническим заданием.
Решением от 28.07.2020 N 022/07/3-587/2020 управление признало жалобу ООО "ТД ЗЕВС" обоснованной, а действия закупочной комиссии общества - несоответствующими условиям закупочной документации и положениям пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Выданным на основании указанного решения предписанием от 28.07.2020 N 02/07/3-587/2020 на общество возложена обязанность в срок до 07.08.2020 аннулировать запрос котировок в электронной форме на право заключения договора поставки электро-, бензоинструмента (извещение N 32009280311).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, АО "СК Алтайкрайэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что оспариваемые акты управления соответствуют действующему законодательству.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 названного Закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Законом N 223-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика
Из пункта 6.4.3. Положения о закупке следует, что извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке
На основании пункта 6.4.4 Положения о закупке в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: способ осуществления закупки; наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика; предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ (при необходимости); место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа; порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки); адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки); иные сведения, определенные настоящим Положением о закупке.
Подпунктом 1 пункта 6.4.5. Положения о закупке установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В пункте 5.1 приложения N 1 к Извещению (техническое задание на проведение закупки на поставку электро-, бензоинструмента) содержатся требования к объему документации, предоставляемой участником закупок для оценки предложения по лоту. Участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям, а именно: сертификаты (декларации) соответствия требованиям ГОСТ Р (ГОСТ или ТУ (с приложением данных ТУ)) и безопасности; документальное подтверждение производителем предлагаемой продукции срока службы, гарантии и изготовления; данное подтверждение допускается предоставлять в рамках подтверждения дилерских либо иных прав на поставку предлагаемой продукции (для участников- производителей не требуется).
Пунктом 6 Технического задания установлены требования гарантийного обязательства. Срок гарантии на поставляемые материалы и оборудование должен быть не менее 24 месяцев. Время начала исчисления гарантийного срока - с момента поставки продукции.
Согласно пункту 10.1.3 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что в составе заявки ООО "ТД ЗЕВС" представляло письмо, в котором указывало, что срок гарантии поставляемой продукции составляет срок, который устанавливает производитель.
Закон N 223-ФЗ не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
В рассматриваемом случае участник запроса котировок может не являться производителем требуемого заказчику оборудования и не иметь с ним договорных отношений, что не препятствует ему осуществлять поставку товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
Принимая во внимание отсутствие у производителя/дилера товара обязанности как-либо реагировать на запросы участников закупки о представлении в срок до окончания подачи заявок подтверждающих документов, возможность участников закупки подать заявку на участие в запросе котировок в соответствии с вышеуказанными требованиями документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера/поставщика, его официального представителя и ограничивает возможность участия в закупке.
При таких обстоятельствах выводы судов о нарушении обществом при проведении спорной закупки пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ следует признать верными.
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных АО "СК Алтайкрайэнерго" требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 01.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-14818/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.