г. Тюмень |
|
7 декабря 2021 г. |
Дело N А45-7299/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Иркутска на решение от 25.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 07.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А45-7299/2021 по заявлению Администрации города Иркутска (664025, Иркутская область, город Иркутск, улица Ленина, дом 14, ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, Проспект Красный, дом 44, ОГРН 1095406039860, ИНН 5406553541) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - акционерное общество "Международный Аэропорт Иркутск" (664009, Иркутская область, город Иркутск, улица Ширямова, дом 13, ОГРН 1113850006676, ИНН 3811146038).
Суд установил:
Администрация города Иркутска (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) от 26.11.2020 серия ВС N 20.22-АД.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Международный Аэропорт Иркутск" (далее - общество, оператор аэродрома).
Решением от 21.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 07.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить указанные судебные акты и признать оспариваемое предписание недействительным.
По мнению подателя жалобы, ограничения для размещения объектов в шестой подзоне приаэродромной территории установлены с 01.07.2017 и не распространяются на объекты, которые существовали до указанной даты; судами не учтено, что на момент вынесения предписания сведения о границах выделенных на приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск подзон в Единый государственный реестр недвижимости внесены не были; указанные в предписании объекты не являются объектами, способствующими массовому привлечению птиц; предписание выдано в адрес ненадлежащего лица, администрация не уполномочена на принятие каких-либо мер при осуществлении деятельности иных юридических лиц; оспариваемое предписание является неисполнимым.
В отзывах на кассационную жалобу управление и аэропорт просят судебные акты оставить без изменения.
Администрация направила в суд округа письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью обеспечить явку представителей в судебное заседание.
Рассмотрев данное ходатайство, с учетом возражений управления, суд округа не нашел предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для его удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 (далее - Правила установления), оператор аэродрома Иркутск (общество) заключил с обществом с ограниченной ответственностью "ИжИЦА" договор на разработку Проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск (далее - проект решения).
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 29.05.2019 N 421-П установлена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Иркутск.
Оператор аэродрома, выявив нарушения установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, подготовил и направил в адрес административного органа заключение от 06.11.2020 N 16.1.7-1740, согласно которому в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Иркутск имеются объекты - "Роща еврейского кладбища", ОАО Мясокомбинат "Иркутский", "Ботанический сад", деятельность и размещение которых создают условия по привлечению и массовому скоплению птиц, что угрожает безопасности полетов воздушных судов.
Во исполнение требования абзаца 2 пункта 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) управление выдало администрации предписание от 26.11.2020 серия ВС N 2020.22-АД об устранении в срок до 12.03.2021 нарушений подпункта 6 пункта 3 статьи 47 ВК РФ.
Не согласившись с указанным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи администрации оспариваемого предписания.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 47 ВК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 47 ВК РФ на приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности; в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Аналогичные положения закреплены в подпункте "е" пункта 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 (далее - Правила выделения).
Выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома (подпункт "д" пункта 3 Правил выделения).
На основании пункта 7 статьи 47 ВК РФ в случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что аэродром является правомерно размещенным объектом, в отношении которого в целях обеспечения безопасности полетов, исключения возможности возникновения аварийных ситуаций действуют особые условия использования приаэродромной территории; осуществление какой-либо деятельности в границах данной территории и размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома, не допускается (приказ Росавиации от 29.05.2019 N 421-П); расстояние от контрольной точки аэродрома до указанных в предписании объектов - "Роща еврейского кладбища", ОАО Мясокомбинат "Иркутский", "Ботанический сад" составляет менее 15 километров; размещение (расположение) в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома объектов, поименованных в заключении оператора аэродрома Иркутск от 06.11.2020 N 16.2.7-1740, является нарушением обеспечения безопасности полетов, выраженным в виде массового скопления (гнездования) птиц, в том числе в период сезонной миграции, что подтверждает "Отчет о научно-исследовательской работе "Эколого-орнитологическое обследование аэродрома Иркутск и приаэродромной территории" разработанный акционерным обществом "Проектно-Изыскательский и Научно-Исследовательский институт воздушного транспорта "ЛенАэроПроект"" 2019 года.
Принимая во внимание положения части 7 статьи 47 ВК РФ, суды обосновано сочли, что оспариваемое предписание выдано надлежащему лицу.
Доводы администрации о том, что поименованные в предписании объекты недвижимости были расположены на указанной территории до начала действия редакции статьи 47 ВК РФ (с 01.07.2017) и на них не распространяются ограничения, предусмотренные данной статьей, правомерно отклонены судами со ссылкой на абзац 2 пункта 1 статьи 137 ВК РФ.
Вопреки позиции подателя жалобы наличие на территории муниципального образования аэродрома в отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах приаэродромной территории как зоны с особыми условиями использования территории не свидетельствует о том, что ее правовой режим не определен.
Кроме того, как обоснованно отмечено судами первой апелляционной инстанции, отсутствие в оспариваемом предписании перечня конкретных действий, которые необходимо совершить администрации, не свидетельствует о его неисполнимости, поскольку административный орган не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующего субъекта, который по своему усмотрению выбирает способ, обеспечивающий соблюдение требований законодательства.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали администрации в удовлетворении заявленного требования.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и мотивированно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 07.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-7299/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что аэродром является правомерно размещенным объектом, в отношении которого в целях обеспечения безопасности полетов, исключения возможности возникновения аварийных ситуаций действуют особые условия использования приаэродромной территории; осуществление какой-либо деятельности в границах данной территории и размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома, не допускается (приказ Росавиации от 29.05.2019 N 421-П); расстояние от контрольной точки аэродрома до указанных в предписании объектов - "Роща еврейского кладбища", ОАО Мясокомбинат "Иркутский", "Ботанический сад" составляет менее 15 километров; размещение (расположение) в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома объектов, поименованных в заключении оператора аэродрома Иркутск от 06.11.2020 N 16.2.7-1740, является нарушением обеспечения безопасности полетов, выраженным в виде массового скопления (гнездования) птиц, в том числе в период сезонной миграции, что подтверждает "Отчет о научно-исследовательской работе "Эколого-орнитологическое обследование аэродрома Иркутск и приаэродромной территории" разработанный акционерным обществом "Проектно-Изыскательский и Научно-Исследовательский институт воздушного транспорта "ЛенАэроПроект"" 2019 года.
Принимая во внимание положения части 7 статьи 47 ВК РФ, суды обосновано сочли, что оспариваемое предписание выдано надлежащему лицу.
Доводы администрации о том, что поименованные в предписании объекты недвижимости были расположены на указанной территории до начала действия редакции статьи 47 ВК РФ (с 01.07.2017) и на них не распространяются ограничения, предусмотренные данной статьей, правомерно отклонены судами со ссылкой на абзац 2 пункта 1 статьи 137 ВК РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2021 г. N Ф04-7143/21 по делу N А45-7299/2021