г. Тюмень |
|
8 декабря 2021 г. |
Дело N А27-3546/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабаловой О.Ф.,
судей Дерхо Д.С.,
Хлебникова А.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Горячкиной Д.А., рассмотрел кассационные жалобы акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" и открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" на решение от 17.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Шикин Г.М.) и постановление от 30.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Аюшев Д.Н., Назаров А.В.) по делу N А27-3546/2021 по иску открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Кузбасская, дом 6, ОГРН 1084205006600, ИНН 4205153492) к акционерному обществу "СУЭК-Кузбасс" (652507, Кемеровская область - Кузбасс, город Ленинск-Кузнецкий, улица Васильева, дом 1, ОГРН 1074212001368, ИНН 4212024138) о взыскании задолженности и неустойки.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Алференко А.В.) в заседании участвовали представители: открытого акционерного общества "СевероКузбасская энергетическая компания" - Алхимов С.В. по доверенности от 20.12.2019, акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" - Нехорошев К.Б. по доверенности от 17.02.2021.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - общество "СКЭК", компания) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к акционерному обществу "СУЭК-Кузбасс" (далее - общество "СУЭК-Кузбасс", общество) о взыскании 35 354 924,65 руб. основного долга и 3 103 220,28 руб.
Решением от 17.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 30.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен в части взыскания с ответчика в пользу истца 35 354 924,65 руб. платы за сброс сточных вод с нарушением нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод за период с марта по июнь 2020 года, 2 353 809,42 руб. пени.
Общества "СКЭК" и "СУЭК-Кузбасс", не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, обратились в суд с кассационными жалобами, в которых просят их отменить.
Общество "СКЭК" просит принять новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судами при принятии судебных актов статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в результате чего они необоснованно снизили неустойку.
Общество "СУЭК-Кузбасс" просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь: на неправомерное применение судами постановления Совета народных депутатов города Ленинска-Кузнецкого от 06.06.2002 N 21, устанавливающего нормативы водоотведения по составу сточных вод на территории города Ленинск-Кузнецка (далее - Постановление N 21), так как оно не соответствует Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П, от 06.12.2017 N 37-П и абзацу четвертому пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25); не учтено, что с 16.01.2015 органы местного самоуправления могли устанавливать нормативы загрязняющих веществ только для целей защиты окружающей среды, а нормативы для целей защиты сетевого хозяйства теперь устанавливаются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), что нормативы, установленные Постановлением N 21, не пересмотрены; взыскание с общества "СУЭК-Кузбасс" повышенной платы за превышение предельно допустимой концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и загрязнений в сточных водах является неправомерным и экономически необоснованным; расчет осуществлен истцом не соответствует действующему законодательству; судами не дана надлежащая оценка расчету исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу истец возражает против позиции ответчика.
В судебном заседании представитель общества "СУЭК-Кузбасс" поддержал доводы кассационной жалобы, также привел новый довод о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон N 127-ФЗ) Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее - постановление N 428), которым введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении организаций, включенных в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики, в который входит холдинг АО "СУЭК" и входящее в него общество "СУЭК-Кузбасс", в связи с чем с учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление N 44) начисление финансовых санкций на требования о взыскании задолженности до введения моратория, то есть до 06.04.2020 невозможно.
Представитель общества "СКЭК" поддержал доводы своей кассационной жалобы, полагает, что доводы общества "СУЭК-Кузбасс" необоснованные и не могут его освобождать от гражданско-правовой ответственности.
Определением от 16.11.2021 рассмотрение кассационных жалоб откладывалось в соответствии со статьей 158 АПК РФ на 01.12.2021.
Обществом "СКЭК" ко дню судебного заседания представлены письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ.
Общество "СУЭК-Кузбасс" в судебном заседании поддержало свое письменное ходатайство неприменении к нему моратория и просит в любом случае не применять к нему пункт 1 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ, постановлений N 44, 428, не предоставив в обоснование нового довода соответствующие пояснения и доказательства.
С учетом указанного ответчиком, а также ограниченности полномочий суда округа (глава 35 АПК РФ), новый довод общества, о котором не заявлялось в нижестоящих судах (судах факта) и который не исследовался последними, судом кассационной инстанции не рассматривается, поскольку при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Кроме того, в силу статей 9, 65 АПК РФ лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, на стадии кассационного рассмотрения недопустимо предоставление стороне новой возможности по доказыванию путем направления дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в кассационных жалобах, отзыве, письменных пояснениях.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, заслушав доводы и возражения сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Судами установлено и из материалов дела следует, что между обществами "СКЭК" (организация водопроводно-канализационного хозяйства, ОВКХ) и "СУЭК-Кузбасс" (абонент) заключены договоры холодного водоснабжения и водоотведения от 01.05.2019 N 1Л-К, 5Л-К, 8Л-К, 15Л-К, от 01.02.2020 N 142Л-К (далее - договоры от 01.05.2019 N 1Л-К, 5Л-К, 8Л-К, 15Л-К, от 01.02.2020 N 142Л-К (далее - договоры N 1Л-К, 5Л-К, 8Л-К, 15Л-К, 142Л-К, совместно - договоры).
В соответствии с пунктами 4.3.18 договоров абонент обязался соблюдать установленные нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
В свою очередь, ОВКХ обязалась осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (пункт 4.1.16. договоров).
Как следует из материалов дела, ОВКХ в период с марта по июнь 2020 года в отношении производственных единиц (объектов) абонента выполнены отборы проб сточных вод (контрольная и резервная) в контрольных канализационных колодцах, указанных в приложениях N 4 к договорам: шахта им. С.М. Кирова (договор N 1Л-К); шахта Комсомолец (договор N 5Л-К); шахта им. А.Д. Рубана (договор N 8Л-К); центр подготовки и развития персонала (договор N 15Л-К); спецналадка (договор N 142Л-К), о чем в рамках договоров составлены в присутствии уполномоченного представителя абонента акты, подписанные последним без возражений и замечаний: от 10.03.2020 N 191, от 21.04.2020 N 295, от 20.05.2020 N 385, от 17.06.2020 N 487 (N 1Л-К); от 10.03.2020 N 192, от 21.04.2020 N 296, от 20.05.2020 N 386, от 17.06.2020 N 488 (N 5Л-К); от 10.03.2020 N 193, от 21.04.2020 N 297, от 20.05.2020 N 387, от 17.06.2020 N 489 (N 8Л-К); от 10.03.2020 N 194, от 21.04.2020 N 298, от 20.05.2020 N 388, от 17.06.2020 N 490 (N 15Л-К); от 10.03.2020 N 195 и 196, от 21.04.2020 N 299 и 300, от 20.05.2020 N 389 и 390, от 17.06.2020 N 491 и 492 (N 142Л-К).
Согласно пункту 3.5 договоров размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод, в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Контроль состава и свойств сточных вод производился аккредитованной лабораторией ОВКХ в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
По результатам лабораторного исследования в отобранных пробах выявлено превышение нормативов допустимых значений концентрации загрязняющих веществ, установленных для системы канализации города Ленинска-Кузнецкого.
Отбор и исследование проб сточных вод осуществлялись аккредитованной лабораторией общества "СКЭК" (аттестат от 07.08.2015 N RA.RU.515548).
По результатам лабораторного исследования в отобранных пробах выявлено превышение нормативов допустимых значений концентрации загрязняющих веществ, установленных для системы канализации города Ленинска-Кузнецкого Постановлением N 21, устанавливающим нормативы водоотведения по составу сточных вод на территории города Ленинск-Кузнецка.
Согласно выпискам из журнала контроля состава и свойств сточных вод в отобранных пробах установлено превышение ПДК: в марте 2020 года по актам от 10.03.2020 N 191, 192, 193, 194, 195, 196 - по 25 показателям;
в апреле 2020 года по актам от 21.04.2020 N 295, 296, 297, 298, 299, 300 - по 29 показателям; в мае 2020 года по актам от 20.05.2020 N 385, 386, 387, 388, 389, 390 - по 22 показателям; в июне 2020 года по актам от 17.06.2020 N 487, 488, 489, 490, 491, 492 - по 16 показателям.
Поскольку выявлены превышения ПДК установленных нормативов, ОВКХ произведены расчеты повышенной платы за водоотведение на основе методики (формулы), утвержденной постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 30.06.2009 N 298 (далее - постановление N 298), которая составила всего 35 354 924,65 руб., что подтверждается спорными договорами, актами отбора проб, счетами фактурами.
Согласно пункту 3.2 договоров абонент самостоятельно получает счета-фактуры и акты сдачи-приемки оказанных услуг по адресу: город Ленинск-Кузнецкий, улица Телефонная, дом 7 (абонентный отдел общества "СКЭК"). Один экземпляр акта сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный и заверенный печатью абонента, необходимо вернуть ОВКХ в течение 30 дней после их получения. В случае невозвращения подписанного экземпляра акта сдачи-приемки оказанных услуг в 30-дневный срок, такой акт считается подписанным без замечаний, а услуги принятыми.
Поскольку в добровольном порядке плата за превышение ПДК загрязняющих веществ абонентом не внесена, ОВКХ предварительно направив обществу "СУЭК-Кузбасс" претензию от 18.01.2021 N 2021/000017/3, обратилась в арбитражный суд с иском.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение о частичном удовлетворении иска, руководствовался статьями 8, 307, 309, 333 ГК РФ, статьями 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктом 1 Положения о взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310" (далее - Положение N 1310), пунктами 65, 67 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644), Положением о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденным постановлением коллегией администрации Кемеровской области от 30.06.2009 N 298 (далее - Положение N 298), пунктами 26, 28, 35 Правил N 525, пунктами 71, 73, 74, 77, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), разъяснениями, изложенными в Определениях Конституционного суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О и от 15.01.2015 N 7-О, правовой позицией, изложенной определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2016 N 304-ЭС16-1525, от 30.09.2016 N 306-ЭС16-12205.
Арбитражный суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований, явной несоразмерности суммы взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательства, наличия оснований для снижения неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ ввиду ее несоразмерности, учитывая ее компенсационную природу, соотношение размера подлежащей к взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Спор по существу судами разрешен правильно.
В силу части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416 и Правилами N 644.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, в спорный период регулировались Правила N 167.
По договору холодного водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (часть 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (часть 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в центральную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоснабжения (ЦСВ), в размере и порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 30.1 Закона N 416-ФЗ в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод (часть 1). Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение (часть 2).
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ).
Контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 30.3 Закона N 416-ФЗ).
Из системного анализа норм действующего законодательства следует, что в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167; требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Закона N 7-ФЗ, выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
По подпункту "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В силу пункта 37 Правил N 644 абонент имеет право получать достоверные сведения о качестве питьевой воды, составе и свойствах сточных вод, полученной в результате производственного контроля качества воды, контроля за составом и свойствами сточных вод (подпункт "а"), принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе осуществлять параллельный отбор проб (подпункт "б").
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167, действовавшим в спорный период, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
В пункте 64 Правил N 167 установлена обязанность абонента обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 65 Правил N 167 установлено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 67 Правил N 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Таким образом, из системного анализа норм действующего законодательства следует, что в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167; требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями водопроводноканализационного хозяйства двух самостоятельных видов платы: платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
При этом согласно пункту 1 Постановления N 1310 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В обеспечение исполнения Постановления N 1310 принято Постановление N 298, которым предусмотрено, что абоненты обеспечивают соблюдение согласованных нормативов сброса сточных вод по качеству и объему, за превышение нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации населенных пунктов, вносится повышенная плата за превышение допустимых концентраций по соответствующей формуле:
П = Q x (N + 1) x Т, где:
П - плата за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов сброса по качеству (ДК), руб.;
Q - объем сточных вод, поступающих от юридического лица (абонента) за расчетный период, куб. м;
N - количество загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими установленные нормативы (ДК) в сточной воде, ограничиваемое десятью ингредиентами;
Т - тариф за услуги по приему сточных вод, руб.
С 01.01.2019 введена в действие глава 5.1 Закона N 416-ФЗ "Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)", закрепляющая новый порядок взаимоотношения ОВКХ и абонента в части сброса загрязняющих веществ сверх установленных нормативов, и регламентирующая, в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" признаны утратившими силу, в том числе Правила N 167, Постановления N 1310 (с 01.07.2020 - после искового периода).
То есть до принятия новых правил, устанавливающих нормативы состава сточных вод, а также порядок расчета размера платы за превышение загрязняющих веществ, действуют нормативные акты, принятые органами местного самоуправления и субъекта Российской Федерации до внесения вышеуказанных изменений.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64, 65, 67, 68, 71, 168 АПК РФ).
Исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, исследовав и оценив по правилам главы 7 АПК РФ доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи, суды констатировали доказанность факта превышения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонента, правильность расчета компании заявленной суммы платы и его соответствие нормативному регулированию, действующему в спорный период, мотивированно отклонив доводы общества о том, что расчет основан на положениях законодательства, не подлежащих применению к ответчику, несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушенных обязательств, в связи с чем правомерно частично удовлетворили исковые требования.
Суды обоснованно учли то, что до принятия новых правил, устанавливающих нормативы состава сточных вод, а также порядок расчета размера платы за превышение загрязняющих веществ, действуют нормативные акты, принятые органами местного самоуправления и субъекта Российской Федерации до внесения соответствующих изменений.
Проанализировав положения Закона N 416-ФЗ и нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, суды, вопреки утверждениям ответчика, верно отметили правомерное применение судами к спорным правоотношениям действующих (не отмененных) в заявленный период положений Правил N 167, Постановлений N 21, 298, 1310.
Иное, из чего обоснованно исходили суды, необоснованно поставит ответчика в преимущественное положение перед иными абонентами, обязанными вносить плату за сброс сточных вод с превышением нормативов допустимых сбросов в сточных водах.
Доводы ответчика (в том числе о неверности расчета истца и его несоответствии примененному законодательству) были предметом рассмотрения судов, получили должную правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений судами норм права и основаны на ином толковании норм действующего законодательства, в связи с чем отклоняются судом округа.
Аргументы истца о неверном применении положении статьи 333 ГК РФ в связи со снижением судами заявленной компанией неустойки подлежит отклонению, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права (абзац третий пункта 72 Постановления N 7), следовательно, вопрос о ее снижении относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 303-ЭС15-14198), то есть установление фактических обстоятельств по делу, к которым относится соотнесение баланса между размером неустойки и последствиями нарушения обязательства при рассмотрении ходатайства, оценка доказательств, являются полномочиями судов факта. В свою очередь, суду кассационной инстанции не предоставлены правомочия по исследованию и установлению фактических обстоятельств в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Судами, вопреки доводам кассаторов, существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не допущено; выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права; судебные акты содержат мотивированные обоснования отклонения судами доводов сторон, с чем суд округа соглашается ввиду отсутствия оснований для иных выводов (глава 35 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах, обжалуемые судебные акты по приведенным в кассационных жалобах доводам отмене не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение кассационных жалоб относится на их подателей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3546/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ф. Шабалова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 01.01.2019 введена в действие глава 5.1 Закона N 416-ФЗ "Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)", закрепляющая новый порядок взаимоотношения ОВКХ и абонента в части сброса загрязняющих веществ сверх установленных нормативов, и регламентирующая, в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" признаны утратившими силу, в том числе Правила N 167, Постановления N 1310 (с 01.07.2020 - после искового периода).
...
Проанализировав положения Закона N 416-ФЗ и нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, суды, вопреки утверждениям ответчика, верно отметили правомерное применение судами к спорным правоотношениям действующих (не отмененных) в заявленный период положений Правил N 167, Постановлений N 21, 298, 1310."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2021 г. N Ф04-6136/21 по делу N А27-3546/2021