г. Тюмень |
|
15 декабря 2021 г. |
Дело N А03-6902/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибТехПром" на решение от 21.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление от 28.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-6902/2021 по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "СибТехПром" (656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Короленко, дом 113, квартира 4, ИНН 2204071959, ОГРН 1142204004865) и общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Барнаул" (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Социалистический, дом 24, ИНН 2225184544, ОГРН 1172225032440) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) о признании незаконным постановления от 27.04.2021 по делу N 022/04/9.21-313/2021.
В заседании приняла участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Муталапова Е.А. по доверенности от 24.11.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "СибТехПром" (далее - общество, ООО "СибТехПром") и общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Барнаул" (далее - ООО "Газпром газораспределение Барнаул") обратились в Арбитражный суд Алтайского края с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления от 27.04.2021 по делу N 022/04/9.21-313/2021.
Определением от 01.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края дела по указанным заявлениям объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А03-6902/2021.
Решением от 21.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 28.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит изменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и признать незаконным оспариваемое постановление.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о том, что в рассматриваемом случае ООО "Газпром газораспределение Барнаул" было допущено одно правонарушение, поскольку общество обращалось в антимонопольный орган с двумя жалобами, указывающими на разные нарушения требований Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
ООО "Газпром газораспределение Барнаул" отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя антимонопольного органа, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.11.2020 ООО "СибТехПром" обратилось в ООО "Газпром газораспределение Барнаул" с запросом о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Письмом от 09.11.2020 N ООПУ0375 ООО "Газпром газораспределение Барнаул" вернуло документы общества без рассмотрения.
Не согласившись с указанными действиями ООО "Газпром газораспределение Барнаул", ООО "СибТехПром" 17.12.2020 обратилось в антимонопольный орган с заявлением (исх. N 36), в котором указано на отсутствие у ООО "Газпром газораспределение Барнаул" законных оснований для возвращения запроса от 03.11.2020 без рассмотрения, и жалобой (исх. N 37) на нарушение срока возврата запроса без рассмотрения.
По результатам рассмотрения указанных заявления и жалобы управление составило в отношении ООО "Газпром газораспределение Барнаул" протокол об административном правонарушении от 13.04.2021 N 022/04/9.21-313/2021 и вынесло постановление от 27.04.2021, которым ООО "Газпром газораспределение Барнаул" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Возражая против указанного постановления, ООО "Газпром газораспределение Барнаул" и ООО "СибТехПром" обратились в арбитражный суд с заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава одного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и об отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд округа, оставляя обжалуемый судебный акт без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение на него административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Из содержания статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статье 4 Закона N 147-ФЗ отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в период спорных правоотношений регулировался Правилами N 1314.
Согласно пункту 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);
б) выдача технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении); г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Требования к содержанию запроса и прилагаемым к нему документам приведены пунктах 7, 8 Правил N 1314.
Согласно пункту 12 Правил N 1314 в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.
При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий (пункт 13 Правил N 1314).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт нарушения ООО "Газпром газораспределение Барнаул" требований пунктов 12, 13 Правил N 1314, выразившегося в необоснованном возвращении запроса без рассмотрения и с нарушением срока установленного для его возвращения, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку ООО "Газпром газораспределение Барнаул" не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных соблюдение требований Правил N 1314 при рассмотрении заявки общества, суды, учитывая, что ООО "Газпром газораспределение Барнаул" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление 07.08.2019 N 022/04/9.21-418/2019, вступило в законную силу 01.06.2020, дело N А03-13097/2019 Арбитражного суда Алтайского края), пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции, установленной части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что в рассматриваемом случае ООО "Газпром газораспределение Барнаул" было допущено два самостоятельных административных правонарушения отклоняется судом округа в силу следующего.
Как следует из части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Такое регулирование гарантирует равенство всех перед законом, будучи основанным, в том числе на требованиях статьи 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Данное конституционное положение, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет общее значение и распространяется на законодательство об административных правонарушениях (определения от 17.02.2015 N 242-О и от 26.03.2019 N 824-О).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ООО "Газпром газораспределение Барнаул" к административной ответственности послужил выявленный антимонопольным органом факт нарушения указанным юридическим лицом требований пунктов 12, 13 Правил N 1314 при рассмотрении заявки общества.
Таким образом, вопреки позиции подателя кассационной жалобы, судами сделан обоснованный вывод о том, что данные нарушения образуют единый состав административного правонарушения и положения части 1 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае применению не подлежат.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным оспариваемого постановления управления.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 28.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-6902/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Такое регулирование гарантирует равенство всех перед законом, будучи основанным, в том числе на требованиях статьи 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Данное конституционное положение, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет общее значение и распространяется на законодательство об административных правонарушениях (определения от 17.02.2015 N 242-О и от 26.03.2019 N 824-О).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ООО "Газпром газораспределение Барнаул" к административной ответственности послужил выявленный антимонопольным органом факт нарушения указанным юридическим лицом требований пунктов 12, 13 Правил N 1314 при рассмотрении заявки общества.
Таким образом, вопреки позиции подателя кассационной жалобы, судами сделан обоснованный вывод о том, что данные нарушения образуют единый состав административного правонарушения и положения части 1 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае применению не подлежат."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2021 г. N Ф04-7174/21 по делу N А03-6902/2021