г. Тюмень |
|
14 декабря 2021 г. |
Дело N А27-829/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационные жалобы Региональной энергетической комиссии Кузбасса и публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) на решение от 30.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-829/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "CибЭнергоСеть" (652726, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Дзержинского, дом 25, офис 25, ОГРН 1204200011432, ИНН 4223127110) к Региональной энергетической комиссии Кузбасса (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Николая Островского, дом 32, ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509) об оспаривании бездействия.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "СибЭнергоТранс-42" (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Кузнецкий, дом 33Д, помещение 1, офис 103, ОГРН 1154223001624, ИНН 4223086707).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Камышова Ю.С.) в заседании участвовали представители:
от Региональной энергетической комиссии Кузбасса - Шипачева Е.Б. по доверенности от 09.01.2020,
от общества с ограниченной ответственностью "CибЭнергоСеть" - Чебекова Т.А. по доверенности от 14.10.2020,
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Зуева А.А. по доверенности от 03.12.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "CибЭнергоСеть" (далее - ООО "CибЭнергоСеть", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК, регулирующий орган), выразившегося в не установлении ему парных индивидуальных тарифов и необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2021 год; об обязании РЭК установить парные индивидуальные тарифы и НВВ в отношении ООО "СибЭнергоСеть" на 2021 год.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СибЭнергоТранс-42" (далее - ООО "СЭТ-42").
Решением от 30.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 28.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, регулирующий орган просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178) и Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования); все необходимые действия РЭК были совершены; судами не учтено, что ООО "СибЭнергоСеть" не соответствует Критериям отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии); судебные акты в части возложения на регулирующий орган обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем установления для него парных индивидуальных тарифов и НВВ на 2021 год не исполнимы.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в порядке статьи 42 АПК РФ, публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь") просит состоявшиеся по настоящему делу судебные акты отменить на основании пункта 4 части 4 статьи 288 АПК РФ.
В отзыве на кассационные жалобы общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
ООО "СЭТ-42" отзывы на кассационные жалобы в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "СибЭнергоСеть" 13.11.2020 впервые обратилось в РЭК с заявлением об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Письмом от 19.11.2020 N М-8-81/4139-02 регулирующий орган уведомил общество об открытии тарифного дела N ОЦО/2021-26.
По результатам рассмотрения представленных обществом материалов тарифное дело в отношении ООО "СибЭнергоСеть" было закрыто ввиду несоответствия его Критериям (протокол заседания Правления РЭК от 31.12.2020 N 91, вопрос 13). Регулирующий орган пришел к выводу, что в аренде у общества находится имущество, идентичное заявленному на регулирование ООО "СЭТ-42" до 01.05.2020, которое осуществляло эксплуатацию этого имущества годами ранее; факт расторжения договоров документально не подтвержден. В этой связи была осуществлена корректировка предлагаемого обществом объема суммарной мощности трансформаторных и иных подстанций в сторону уменьшения.
31.12.2020 РЭК принято постановление N 845, в котором установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2021 год (приложение N 1); единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасс, поставляемой населению и приравненных к нему категориям потребителям на 2021 год (приложение N 2);
индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год (приложение N 3).
Ввиду не установления по заявлению общества парных индивидуальных тарифов и НВВ на 2021 год в отношении ООО "СибЭнергоСеть", а также не включения общества в перечень регулируемых организаций (электроэнергетика), последнее 13.01.2021 обратилось в РЭК за разъяснениями, ответ на которое получен не был.
Полагая указанное бездействие РЭК незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой инстанции и апелляционной инстанций исходили из несоблюдения РЭК порядка рассмотрения заявления ООО "СибЭнергоСеть" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год и необоснованности закрытия тарифного дела N ОЦО/2021-26 в отношении общества по причине его не соответствия Критериям.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (абзац 2 пункта 24 Правил N 1178).
Одним из Критериев является владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
По общему правилу тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 7 Правил N 1178). При этом в силу пункта 7 Основ ценообразования установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения ФАС России, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения ФАС России об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), а также при выявлении нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы).
Пунктом 12 Правил N 1178 предусмотрено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил N 1178. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме, за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней. Индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с начала очередного расчетного периода регулирования (пункт 18 Правил N 1178).
В силу пункта 19 Правил N 1178 в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.
Абзацем 3 пункта 24 Правил N 1178 предусмотрено, что в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что основным видом деятельности ООО "СибЭнергоСеть" является оказание услуг по передаче электрической энергии; на момент обращения в РЭК обществу на праве аренды принадлежали объекты электросетевого хозяйства мощностью более 10 МВА; все договоры аренды были оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и в необходимых случаях прошли государственную регистрацию; на дату рассмотрения заявления общества об установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2021 год регулирующему органу было известно о расторжении с ООО "СЭТ-42" договоров аренды спорного имущества (письма ООО "СЭТ-42" от 24.11.2020 N 208 и от 25.11.2020 N 209 с приложением дополнительных соглашений к договорам аренды, от 24.12.2020 N 218); уведомление о несоответствии Критериям обществу не направлялось, информация о "задвоенности" договоров аренды имущества не сообщалась, дополнительные документы и пояснения у него не запрашивались; в данном случае как таковой отказ в установлении парных индивидуальных тарифов и НВВ в отношении ООО "СибЭнергоСеть" не выносился и ему не направлялся.
При таких обстоятельствах суд округа соглашается с выводами нижестоящих судов о незаконности оспариваемого бездействия РЭК.
Между тем, возлагая на регулирующий орган в порядке части 5 статьи 201 АПК РФ обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СибЭнергоСеть" путем установления для него парных индивидуальные тарифы и НВВ на 2021 год, суды не учли следующее.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России), устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы, тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет (пункт 31 Правил N 1178).
В силу пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому между территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Из содержания пункта 81 Основ ценообразования, пунктов 49, 50 и 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, следует, что для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения; индивидуальные тарифы для взаиморасчетов сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций); при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и индивидуальных тарифов для взаиморасчетов пары сетевых организаций, используются показатели электрической энергии и мощности, учтенные в Сводном прогнозном балансе, который формируется на основании плановых показателей, подаваемых территориальными сетевыми организациями.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год установлены постановлением РЭК от 31.12.2020 N 845. Данное решение учитывает экономически обоснованные потребности всех электросетевых организаций, входящих в "котел".
Таким образом, установление ООО "CибЭнергоСеть" тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год в середине периода тарифного регулирования повлечет изменение размера НВВ территориальных сетевых организаций всего региона в целом, а также перераспределение котловой тарифной выручки не в соответствии с уже утвержденным тарифным решением для электросетевого комплекса Кемеровской области.
Однако территориальные сетевые организации Кузбасса, в том числе ПАО "Россети Сибирь", на права и обязанности которых повлияет исполнение судебных актов, к участию в настоящем деле не привлечены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебных актов является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанции не устанавливался факт владения обществом на праве собственности и (или) на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства на момент вынесения судебных актов.
Вместе с тем регулирующим органом и ПАО "Россети Сибирь" представлены договоры субаренды на спорные объекты электросетевого хозяйства, согласно которым ООО "СибЭнергоСеть" передало их в субаренду "СЭТ-42" с 01.01.2021. Данные объекты были учтены при установлении тарифа ООО "СЭТ-42" на 2021 год.
При таких обстоятельствах возложение судами на РЭК обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "CибЭнергоСеть" путем установления для него парных индивидуальных тарифов и НВВ на 2021 год на услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2021 нельзя признать обоснованным.
Поскольку устранение допущенных судами нарушений связано с необходимостью исследования и оценки доказательств, что в силу части 2 статьи 287 АПК РФ невозможно в суде кассационной инстанции, решение от 30.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть вышеизложенное, исследовать и оценить в соответствии с требованиями статей 64-68, 71 АПК РФ все доказательства, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений; установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства; принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-829/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания пункта 81 Основ ценообразования, пунктов 49, 50 и 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, следует, что для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения; индивидуальные тарифы для взаиморасчетов сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций); при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и индивидуальных тарифов для взаиморасчетов пары сетевых организаций, используются показатели электрической энергии и мощности, учтенные в Сводном прогнозном балансе, который формируется на основании плановых показателей, подаваемых территориальными сетевыми организациями."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2021 г. N Ф04-6692/21 по делу N А27-829/2021