г. Тюмень |
|
15 декабря 2021 г. |
Дело N А70-3627/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение от 18.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 06.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-3627/2021 по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (629004, город Салехард, улица Республики, дом 67, офис 600, ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153; 629604, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Муравленко, а/я 740) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789) об оспаривании предписания.
Суд установил:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 02.04.2021 N 29.
Решением от 18.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 06.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, проверка в отношении общества проведена в нарушение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); оспариваемое предписание является не исполнимым, поскольку земельный участок снят с кадастрового учета.
Управление отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2018 году общество оказывало услуги водоотведения с использованием объектов канализационных сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 89:13:010302:204 (категория: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; адрес: город Муравленко, 2 км от федеральной дороги Сургут - Салехард) на основании заключенных с администрацией города Муравленко концессионного соглашения от 19.11.205 и договора аренды земельного участка от 10.02.2016 N 30-16.
Согласно поступившей в управление информации об аварийной ситуации от 16.08.2018 на одном из эксплуатируемых обществом объектов (КОС-700-15000) вследствие обрушения резервуара обработки осадка произошел разлив сточной жидкости на прилегающую территорию.
В рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении общества было назначено проведение административного расследования, в ходе которого выявлен факт загрязнения песчаного грунта, произрастающей растительности неочищенными стоками на территории 1,8 га земельного участка. В соответствии с актами отбора проб почвы от 17.08.2018, протоколами количественного химического анализа почв от 11.10.2018, заключением федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" от 10.11.2018 на загрязненном участке обнаружено превышение содержания загрязняющих веществ в почве (нефтепродуктов, сульфат-ионов) по сравнению с незагрязненным участком.
Данное обстоятельство послужило основанием для выдачи управлением предписания от 11.12.2019 N 44, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 12.10.2020 обеспечить проведение рекультивации вышеназванного земельного участка.
Установив в ходе внеплановой выездной и документарной проверки (распоряжение от 16.11.2020 N 118-р, акт проверки от 04.12.2020 N 100) факт неисполнения обществом данного предписания, управление вновь выдало ему аналогичное предписание от 04.12.2020 N 65 об устранении выявленного нарушения в срок до 06.09.2021.
Не согласившись с указанным предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, поскольку обществом не соблюдаются требования в сфере природопользования.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 17 Закона N 294-ФЗ, пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пунктов 1, 4.1 Положения о Северо-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 489, должностные лица управления, осуществляющие государственный экологический надзор, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 34 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (пункт 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности (абзац четвертый); не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац восьмой).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности в августе 2018 года допустило загрязнение арендованного земельного участка с кадастровым номером 89:13:010302:204 (земли поселений) неочищенными стоками; постановлением управления от 12.11.2019 N 505/2018, оставленным без изменения решением Муравленковского городского суда от 09.01.2019 и решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019, общество привлечено к административной ответственности по статье 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; предписанием управления от 11.12.2019 N 44 на общество возложена обязанность в срок до 12.10.2020 обеспечить проведение рекультивации вышеназванного земельного участка; законность данного предписания была подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А70-12066/2020 Арбитражного суда Тюменской области; вместе с тем по истечении срока исполнения названного предписания обществом не представлены доказательства проведения мероприятий по рекультивации загрязненного земельного участка в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Ссылка общества на несоблюдение инспекцией ограничений, установленных пунктами 1, 2 Постановления N 438, при проведении в ноябре-декабре 2020 года внеплановой проверки, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, обоснованно отклонена судами, поскольку в рассматриваемом случае основанием проведения такой проверки (согласованной с прокурором 18.11.2020) в отношении общества послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, влекущего непосредственную угрозу причинения вреда здоровью граждан (подпункт "б" пункта 1 Постановления N 438).
Доводы общества о неисполнимости предписания управления от 04.12.2020 N 65 по причине снятия земельного участка с кадастровым номером 89:13:010302:204 с государственного кадастрового учета в период действия первоначального предписания являются несостоятельными. Как верно отмечено судами, осуществление обществом раздела указанного земельного участка на три самостоятельных участка не освобождает его от устранения загрязнения нарушенных земель, границы которых не изменились и возможность определения местонахождения подлежащей рекультивации территории не утрачена.
Поскольку оспариваемое предписание управления соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования о признании его недействительным.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении норм права судами первой и апелляционной инстанций.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 06.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3627/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности в августе 2018 года допустило загрязнение арендованного земельного участка с кадастровым номером 89:13:010302:204 (земли поселений) неочищенными стоками; постановлением управления от 12.11.2019 N 505/2018, оставленным без изменения решением Муравленковского городского суда от 09.01.2019 и решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019, общество привлечено к административной ответственности по статье 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; предписанием управления от 11.12.2019 N 44 на общество возложена обязанность в срок до 12.10.2020 обеспечить проведение рекультивации вышеназванного земельного участка; законность данного предписания была подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А70-12066/2020 Арбитражного суда Тюменской области; вместе с тем по истечении срока исполнения названного предписания обществом не представлены доказательства проведения мероприятий по рекультивации загрязненного земельного участка в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Ссылка общества на несоблюдение инспекцией ограничений, установленных пунктами 1, 2 Постановления N 438, при проведении в ноябре-декабре 2020 года внеплановой проверки, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, обоснованно отклонена судами, поскольку в рассматриваемом случае основанием проведения такой проверки (согласованной с прокурором 18.11.2020) в отношении общества послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, влекущего непосредственную угрозу причинения вреда здоровью граждан (подпункт "б" пункта 1 Постановления N 438)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2021 г. N Ф04-7053/21 по делу N А70-3627/2021