город Омск |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А70-3627/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8955/2021) акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.06.2021 по делу N А70-3627/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ОГРН 1118901002153, ИНН 8901025421, адрес: 629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, Салехард город, Республики улица, дом 67, офис 600) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Росприроднадзора (Отдел государственного экологического надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу) (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, Тюменская область, Тюмень город, Республики улица, дом 55, офис 403) о признании незаконным предписания от 04.12.2020 N 65,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (далее - заявитель, Общество, АО "Ямалкоммунэнерго") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, Управление, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) о признании незаконным предписания от 04.12.2020 N 65 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением от 18.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Возражая против принятого по делу судебного акта, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что у заинтересованного лица отсутствовали основания по проведению внеплановой документарной проверки на предмет выполнения (невыполнения) Обществом раннее выданного предписания.
Апеллянт указывает также, что судом первой инстанции не учтено, что до вынесения Управлением оспариваемого предписания N 65, земельный участок с кадастровым номером 89:13:010302:204 был снят с учета, в силу чего административным органом выдано предписание, которое невозможно исполнить.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность определения по делу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 118-р от 16.11.2020, была проведена внеплановая выездная и документарная проверка в отношении: АО "Ямалкоммунэнерго".
В ходе проведения проверки установлено, что согласно предписанию N 44 от 11.12.2019 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выданного на основании части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды); частей 2, 5 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); пунктов 3, 5, 30 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", Общество было обязано в срок до 12.10.2020 обеспечить проведение рекультивации земельного участка с кадастровым номером N 89:13:010302;204, местоположение; Россия, Ямало-Ненецкий автономный округу, г. Муравленко, 2 км от федеральной дороги.
Предписание в установленный срок не исполнено.
Результаты проверки оформлены актом от 04.12.2020 N 100 (т. 1, л.д.24-29),
Обществу выдано новое предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 04.12.2020 N 65 (т.1, л.д.23), в соответствии с которым заявитель обязан в срок до 06.09.2021 обеспечить проведение рекультивации вышеназванного земельного участка.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 18.06.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Пунктом 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона об охране окружающей среды).
В силу статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу части 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с частью 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель установлены Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила N 800, Правила проведения рекультивации и консервации земель).
Согласно пункту 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель "деградация земель" - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов; "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Пунктами 5, 6 Правил N 800 предусмотрено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
При этом согласно пункту 2.1.3. Методических рекомендаций по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденных Роскомземом 28.12.1994, Минсельхозпродом России 26.01.1995, Минприроды России 15.02.1995, "земли" - это территории, ограниченные однотипным хозяйственным использованием или назначением в рамках естественных или искусственных оконтуривающих границ и обладающие тем или иным почвенным покровом.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание Управления от 04.12.2020 N 65 было выдано в связи с неисполнением предписания от 11.12.2019 N 44, которое в свою очередь было обжаловано Обществом в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2020 по делу N А70- 12066/2020, оставленным в силе судом апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В рамках дела N А70-12066/2020 арбитражным судом установлено, что согласно поступившей в Управление информации об аварийной ситуации от 16.08.2018 на одном из эксплуатируемых Обществом объектов (КОС-700-15000) вследствие обрушения резервуара обработки осадка произошел разлив сточной жидкости на прилегающую территорию.
В рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении Общества было назначено проведение административного расследования, в ходе которого выявлен факт загрязнения песчаного грунта, произрастающей растительности неочищенными стоками на территории 1,8 га земельного участка.
В соответствии с актами отбора проб почвы от 17.08.2018, протоколами количественного химического анализа почв от 11.10.2018, заключением федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" от 10.11.2018 на загрязненном участке обнаружено превышение содержания загрязняющих веществ в почве (нефтепродуктов, сульфат-ионов) по сравнению с незагрязненным участком.
Данное обстоятельство послужило основанием для выдачи Обществу предписания от 11.12.2019 N 44, в соответствии с которым Обществу необходимо в срок до 12.10.2020 обеспечить проведение рекультивации вышеназванного земельного участка, поскольку заявитель при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности в августе 2018 года допустил загрязнение арендованного земельного участка с кадастровым номером 89:13:010302:204 (земли поселений) неочищенными стоками.
Постановлением Управления от 12.11.2019 N 505/2018, оставленным без изменения решением Муравленковского городского суда от 09.01.2019 и решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019, Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.6 КоАП РФ за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Мероприятия по рекультивации загрязненного земельного участка Обществом не проведены.
При таких обстоятельствах суды признали обоснованным изложенное в оспариваемом предписании от 11.12.2019 N 44 требование Управления об обеспечении Обществом проведения рекультивации данного земельного участка и отказали в удовлетворении заявления.
Как верно указано судом первой инстанции, указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Оспаривая предписание Управления от 04.12.2020 N 65, податель апелляционной жалобы полагает, что у заинтересованного лица отсутствовали основания по проведению внеплановой документарной проверки на предмет выполнения (невыполнения) Обществом раннее выданного предписания, ссылаясь на ограничение в рассматриваемый период проведения проверок действием Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление Правительства N 438).
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы на основании следующего.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Предписание уполномоченного органа государственной власти носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.
При этом, вопреки утверждению Общества об обратном, подпунктом "б" пункта 1 Постановление Правительства N 438 в указанный период предусмотрено проведение внеплановых проверок, назначенных в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Как следует из представленного в материалы дела акта проверки N 100 от 04.12.2020 (страница 2 поименованного акта, т.1, л.д. 24), указанная проверка согласована решением прокурора (его заместителя) б/н от 18.11.2020.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ N 438 установлены ограничения по проведению проверок в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций. Доказательств отнесения заявителя к указанным субъектам в материалы дела не представлено.
Как следует из доводов апелляционной жалобы, Общество полагает, что выданное предписание является неисполнимым, поскольку земельный участок с кадастровым номером 89:13:010302:204 был снят с учета.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод на основании следующего.
В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Высший Арбитражный Суд в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 3413/11 по делу N А56-7754/2009 указал, что специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, границы которой сформированы посредством землеустройства. Снятие с кадастрового учета земельного участка не исключает фактическое использование данного земельного участка, как части земной поверхности.
Как следует из материалов дела, согласно письму Управления муниципального имущества Администрации города Муравленко от 15.04.2021 N 11-01-11/2755 земельный участок с кадастровым номером 89:13:010302:204, площадью 1,5255 Га, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Муравленко, 2 км от федеральной дороги Сургут-Салехард, находящийся в муниципальной собственности, был предоставлен на праве аренды АО "Ямалкоммунэнерго" по договору аренды земельного участка от 10.02.2016 N 30-16 сроком с 19.11.2016 по 18.11.2020.
Таким образом, загрязнение земельного участка произошло в период его использования именно АО "Ямалкоммунэнерго".
Несмотря на то, что в связи с проведением кадастровых работ земельный участок с кадастровым номером 89:13:010302:204 снят с государственного кадастрового учета 19.12.2019 в связи с его разделом на три земельных участка, это не освобождает Общество от проведения работ по рекультивации загрязненного земельного участка в результате произошедшего инцидента.
Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 89:13:010302:204 ранее были определены в установленном порядке и сведения о них были представлены в материалы дела, то возможность определить местонахождение подлежащей рекультивации территории не утрачена. За разъяснением порядка исполнения оспариваемого предписания в связи с указанными обстоятельствами Общество в адрес административного органа не обращалось.
Кроме того, с учетом того, что снятие с кадастрового учета произведено 19.12.2019, то есть после вынесения первоначального предписания от 11.12.2019 N 44, действия Общества расцениваются апелляционным судом в качестве злоупотребления правом и фактически направлены на уклонение от обязательного к исполнению предписания Управления, что является недопустимым.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции в полном объеме, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям законодательства.
Существенных процессуальных нарушений при проведении проверки со стороны административного органа не допущено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительным оспариваемого предписания, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.06.2021 по делу N А70-3627/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3627/2021
Истец: АО "ЯМАЛКОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования