г. Тюмень |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А46-5523/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Аникиной Н.А.,
судей Клат Е.В.,
Курындиной А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Муталиповым Р.Б., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Омскэлектро" на решение от 24.06.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Чулков Ю.П.) и постановление от 26.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-5523/2021 по иску акционерного общества "Омскэлектро" (644027, г. Омск, ул. Л. Чайкиной, д. 8, ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145) к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1, ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199) о взыскании фактически понесенных расходов в размере 4 148 256 руб. 09 коп. в рамках соглашения N 907-865/2019 о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) в заседании участвовал представитель акционерного общества "Омскэлектро" - Черкасова Ю.В., доверенность от 26.07.2021 N 06-10/120юр (сроком на 1 год).
Суд установил:
акционерное общество "Омскэлектро" (далее - истец, АО "Омскэлектро", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) расходов в размере 4 148 256 руб.
09 коп., фактически понесенных в рамках соглашения N 907-865/2019 о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Решением от 24.06.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования оставлены без удовлетворения.
АО "Омскэлектро" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что, исходя из толкования условий соглашения следует обязанность ответчика компенсировать истцу расходы, понесенные истцом в рамках выполнения своих обязательств по соглашению. Считает, что фактические расходы подтверждаются актами выполненных работ и справками, при этом, учитывая наличие экономии субсидии по конкретным объектам, у суда не имелось оснований для вывода о заявлении расходов сверх выделенных субсидий; отчет о расходовании сумм субсидии оценивается главным распорядителем относительно каждого объекта; судами не учтено, что истец является территориальной сетевой организацией с регулируемым видом деятельности; истцом правомерно уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии с нормами налогового законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами, между Администрацией города Омска и Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 08.10.2019 N 527010000-1-2019-013, предметом которого является предоставление из бюджета Омской области в 2019 году бюджету городского округа город Омск иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенные Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации. Общий размер иного межбюджетного трансферта составляет в 2019 году не более 1 000 000 000 руб.
В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" между Департаментом (главный распорядитель бюджетных средств) и АО "Омскэлектро" (получатель) заключено соглашение N 907-865/2019 о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 23.12.2019 (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление из бюджета города Омска в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, по адресам согласно приложению N 1 к настоящему соглашению.
Согласно пункту 2 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных средств как получателю средств бюджета города Омска, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I Соглашения, в размере 997 611 030 руб. 59 коп.
Положением о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п (далее - Положение) установлены цели, условия и порядок предоставления из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - субсидии), категории получателей субсидий, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
Согласно пункту 2 Положения субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - капитальный ремонт), в том числе на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (далее - мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области), а также многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации.
Главным распорядителем средств бюджета города Омска, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (пункт 3 Положения).
Значения результатов предоставления субсидии, а также показателей, необходимых для достижения указанных результатов, устанавливаются в соглашениях о предоставлении соответствующих субсидий (пункт 13 Положения).
Во исполнение своих обязательств по Соглашению АО "Омскэлектро" заключило с обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Уют" (далее - ООО УК "Дом-Уют") договоры от 28.02.2020 N 312-77/20, N 312-78/20, N 312-79/20 на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, по которым АО "Омскэлектро" исчислен и уплачен в бюджет НДС в сумме 4 148 256 руб. 09 коп.
Указывая на обязанность Департамента в соответствии с соглашением по возмещению понесенных обществом расходов в указанной сумме в виде уплаченного в бюджет НДС, неисполнение Департаментом требований, изложенных в претензии от 11.03.2021 N 11-02-02/исх-03-11/29 в добровольном порядке, АО "Омскэлектро" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из недоказанности ненадлежащего исполнения Департаментом своих обязательств в рамках Соглашения; отсутствия оснований для возмещения фактических расходов общества, превышающих установленный соглашением размер субсидии.
Суд кассационной инстанции, проверив законность решения и постановления в пределах заявленных доводов, считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими представленным доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам спора, нормам материального и процессуального права.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий указанным лицам, должны определять, в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 128 БК РФ получатель бюджетных обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив факт получения обществом субсидии в размере 997 611 030 руб. 59 коп., предусмотренном Соглашением, отсутствие доказательств ненадлежащего исполнения Департаментом своих обязательств по Соглашению, принимая во внимание отсутствие отчета о расходовании средств субсидии, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания предъявленных обществом расходов.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что, исходя из толкования условий Соглашения следует обязанность Департамента компенсировать истцу расходы, понесенные истцом в рамках выполнения своих обязательств по Соглашению; фактически понесенные расходы подтверждаются актами выполненных работ и справками, при этом, учитывая наличие экономии субсидии по конкретным объектам, не имеется оснований для вывода о заявлении расходов сверх выделенных субсидий; отчет о расходовании сумм субсидии оценивается главным распорядителем относительно каждого объекта; истец является территориальной сетевой организацией с регулируемым видом деятельности; истцом правомерно уплачен в бюджет НДС в соответствии с нормами налогового законодательства, по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств.
Судами учтено, что обязанности общества по Соглашению не исполнены полностью, отчет о расходовании средств субсидии не представлен, доказательств ненадлежащего исполнения Департаментом своих обязательств не имеется, факт получения обществом субсидии в полном размере 997 611 030 руб. 59 коп. не оспаривается.
Между тем из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
В обжалуемых судебных актах суды в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых они отказывают в удовлетворении заявленных требований, а также мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.06.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5523/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Аникина |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами учтено, что обязанности общества по Соглашению не исполнены полностью, отчет о расходовании средств субсидии не представлен, доказательств ненадлежащего исполнения Департаментом своих обязательств не имеется, факт получения обществом субсидии в полном размере 997 611 030 руб. 59 коп. не оспаривается.
Между тем из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2021 г. N Ф04-7148/21 по делу N А46-5523/2021
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8510/2021
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7148/2021
26.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8510/2021
24.06.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-5523/2021