город Омск |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А46-5523/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8510/2021) акционерного общества "Омскэлектро" на решение Арбитражного суда Омской области от 24.06.2021 по делу N А46-5523/2021 (судья Чулков Ю.П.), принятое по иску акционерного общества "Омскэлектро" (ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145, адрес: 644027, Омская область, город Омск, улица Л. Чайкиной, 8) к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1) о взыскании фактически понесенных расходов в размере 4 148 256 руб. 09 коп. в рамках соглашения N 907-865/2019 о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Омскэлектро" - Черкасовой Юлии Викторовны по доверенности от 26.07.2021 N 06-10/120юр.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омскэлектро" (далее - истец, АО "Омскэлектро", общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (далее - ответчик, Департамент) расходов в размере 4 148 256 руб. 09 коп., фактически понесенных в рамках соглашения N 907-865/2019 о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.06.2021 по делу N А46-5523/2021 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то. что из смысла абзаца третьего пункта 8 Соглашения следует обязанность ответчика компенсировать истцу расходы, понесенные истцом в рамках Соглашения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя общества, установил следующие обстоятельства.
Между Администрацией города Омска и Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 08.10.2019 N 527010000-1-2019-013, предметом которого является предоставление из бюджета Омской области в 2019 году бюджету городского округа город Омск иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенные Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации. Общий размер иного межбюджетного трансферта составляет в 2019 году не более 1 000 000 000 (один миллиард) рублей.
В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" между Департаментом (главный распорядитель бюджетных средств) и АО "Омскэлектро" (получатель) заключено соглашение N 907-865/2019 о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 23.12.2019 (далее - Соглашение).
Предметом указанного Соглашения является предоставление из бюджета города Омска в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя на оказание услуг и (или) выполнение работ по капительному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, по адресам согласно приложению N 1 к настоящему соглашению (пункт соглашения).
АО "Омскэлектро" для исполнения своих обязательств по Соглашению заключены с обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Уют" договоры от 28.02.2020 N 312-77/20, N 312-78/20, N 312-79/20 для проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
АО "Омскэлектро" по взаимоотношениям в рамках указанных, являющихся договорами подряда, договоров с обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Уют" исчислен и уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 4 148 256 руб. 09 коп.
Полагая, что Департамент обязан в соответствии с Соглашением возместить понесенные обществом расходы в указанной сумме в виде уплаченного в бюджет НДС, истец направил Департаменту претензию от 11.03.2021 3 11-02-02/исх-03-11/29.
Поскольку претензионные требования Департаментом не исполнены, АО "Омскэлектро" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 24.06.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий указанным лицам, должны определять, в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (часть 3.1 указанной статьи БК РФ).
Положением о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п (далее - Положение) установлены устанавливает цели, условия и порядок предоставления из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - субсидии), категории получателей субсидий, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
Согласно пункту 2 Положения субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - капитальный ремонт), в том числе на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (далее - мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области), а также многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации.
Главным распорядителем средств бюджета города Омска, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является департамент городского хозяйства Администрации города Омска (пункт 3 Положения).
Результат предоставления субсидии:
- количество многоквартирных домов, на которых выполнены отдельные виды работ по капитальному ремонту в рамках исполнения судебных актов - по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансирование которых осуществляется из бюджета города Омска;
- количество жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт, - при проведении мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута;
- количество многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту, - при проведении мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области.
Значения результатов предоставления субсидии, а также показателей, необходимых для достижения указанных результатов, устанавливаются в соглашениях о предоставлении соответствующих субсидий (пункт 13 Положения).
Согласно пункту 2 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных средств как получателю средств бюджета города Омска, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I Соглашения, в размере 997 611 030 руб. 59 коп.
Иными словами Соглашением определен предел предоставляемой обществу субсидии и он не может быть преодолен ни при каких обстоятельствах, в том числе при превышении фактических расходов Общества на исполнение своих обязательств в соответствии с Соглашением в любом его размере.
Вопреки доводам общества, пунктами 1, 2 8 Соглашения не предусмотрена обязанность Департамента возместить расходы общества, превышающие размер полученной субсидии.
При этом довод истца о наличии у Департамента обязанности фактически возместить расходы Общества, превышающие размер субсидии, противоречат содержанию Соглашения и основан, на ошибочном толковании пунктов 1, 8 Соглашения по причине изъятия из контекста этих пунктов словосочетаний "финансовое обеспечение затрат" и "фактически осуществленные затраты", в то время как с учетом имеющих для разрешения настоящего спора аспектов эти пункты регламентируют лишь цель предоставления субсидии и способ подтверждения расходов получателя субсидии соответственно, с корреспондирующей такому способу установленной пунктом 11 Соглашения обязанностью предоставить Департаменту отчет об использовании субсидии по целевому назначению в полученном размере без остатка.
Само по себе превышение расходов Общества над суммой субсидии, фактически являющееся несовпадением предполагаемых и фактических затрат Общества в сторону превышения последних, является следствием риска предпринимательской деятельности Общества и основанием возникновения обязанности Департамента их компенсировать признано быть не может, поскольку это не предусмотрено ни договором между сторонами спора, ни какой-либо нормой закона.
Более того, вывод о превышении фактических расходов Общества над полученными по Соглашению денежными средствами по результатам исполнения обязанности по капитальному ремонту только части многоквартирных домов является преждевременным, поскольку по пояснениям сторон обязанности Общества по Соглашению полностью до настоящего времени не исполнены и отчет о расходовании средств субсидии не представлен.
Такие обстоятельства как применение подрядчиком Общества упрощенной системы налогообложения, исчисление и уплата Обществом в бюджет НДС, являющегося в действительности такой же составной частью затрат как и остальные в локальном сметном расчете, на которых истцом акцентировано внимание, значения для разрешения спора не имеют, в предмет доказывания по настоящему делу не входят.
Учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств ненадлежащего исполнения Соглашения со стороны Департамента, обществом не оспаривается факт получения субсидии в размере 997 611 030 руб. 59 коп., судом первой инстанции правомерно не усмотрено оснований для возмещения фактических расходов Общества, превышающий установленный Соглашением размер субсидии.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 24.06.2021 по делу N А46-5523/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5523/2021
Истец: АО "ОМСКЭЛЕКТРО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8510/2021
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7148/2021
26.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8510/2021
24.06.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-5523/2021