г. Тюмень |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А45-17075/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Куприной Н.А.,
судей Мальцева С.Д.,
Шабаловой О.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" на решение от 21.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нефедченко И.В.) и постановление от 07.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сластина Е.С., Аюшев Д.Н., Назаров А.В.) по делу N А45-17075/2020 по иску акционерного общества "Региональные электрические сети" (630102, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Якушева, дом 16А, ОГРН 1045402509437, ИННН 5406291470) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление - Ремстрой" (630008, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Толстого, дом 149, ОГРН 1035401911324, ИНН 5405247125), обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "ТемпСервис" (630112, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Державина, дом 73, офис 30, ОГРН 1155476031281, ИНН 5406580584) о взыскании денежных средств.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Орджоникидзе, дом 32, ОГРН 1065407151127, ИНН 5407025576).
Суд установил:
акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление - Ремстрой" (далее - управление), обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "ТемпСервис" (далее - компания) о взыскании 1 273 460,70 руб. стоимости бездоговорного потребления электрической энергии за период с 19.05.2017 по 30.05.2018, 192 952,16 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.08.2018 по 17.07.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт" (далее - организация).
Решением от 21.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 07.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, организация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в объеме и стоимости электрической энергии, определенным по нормативу потребления коммунальных услуг по аналогии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены следующие доводы: выводы судов, что электрическая энергия в исковой период поставлялась энергоснабжающей организацией (далее - ЭСО) в виде коммунального ресурса в многоквартирный дом (далее - МКД) для целей оказания проживающим в нем гражданам коммунальных услуг, о наличии у ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) права на взыскание стоимости энергии с исполнителя коммунальных услуг не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; в отсутствие надлежащего технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства организация не поставляла и не могла поставлять электрическую энергию в МКД в качестве коммунального ресурса; апелляционный суд в нарушение пункта 13 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), сделал вывод о праве организации обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения в отсутствие акта о технологическом присоединении; судами не учтено, что ЭСО (гарантирующий поставщик) не принимает участия в технологическом присоединении энергопринимающих устройств, не является стороной договора о технологическом присоединении, не оказывает услуги по передаче электроэнергии; судебные акты в обход запрета на заключение договора ресурсоснабжения ранее даты технологического присоединения "узаконили" самовольное присоединение МКД к электрическим сетям сетевой организации в исковой период в отсутствие технологического присоединения; при таких обстоятельствах право на взыскание стоимости самовольно потребленной энергии не принадлежит и не может принадлежать РСО.
Отзывы на кассационную жалобу суду округа не представлены.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, управление в период с октября 2014 года по апрель 2019 года осуществляло управление МКД N 9 по адресу: город Новосибирск, улица 2-ая Портовая.
Согласно протоколу от 24.03.2020 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД управляющей организацией выбрана компания.
МКД подключен к сетям электрической энергии посредством прокладки двух подземных кабельных линий трехфазным проводом марки АПаБбШиг 4х240 от принадлежащей обществу трансформаторной подстанции N 5584 к расположенному внутри дома входному распределительному устройству.
Указанный МКД включен в договор ресурсоснабжения между организацией и управлением с 01.07.2018.
До заключения договора ресурсоснабжения сетевой организацией при осмотре электроустановок управляющей компании неоднократно составлялись акты, в которых зафиксированы факты потребления электрической энергии без заключенного договора энергоснабжения путем подключения к трансформаторной подстанции. Общий период бездоговорного потребления определен в актах с 19.05.2017 по 30.05.2018.
Претензией от 25.10.2019 N 53-12-5760 истец обратился к ответчикам с требованием об оплате долга за период бездоговорного потребления в размере 1 259 753,25 руб., неисполнение которой послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 307, 438, 445, 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 4, 155, 157, 161, 162 ЖК РФ, статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктами 84, 192, 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), правовой позицией, отраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138, от 22.10.2018 N 303-КГ18-16489, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016 N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, далее - Обзор N 3 (2016), и исходили из отсутствия у общества права взыскивать с исполнителей коммунальных услуг стоимость коммунального ресурса, наличия такого права у РСО.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"), суд округа считает выводы судов соответствующими установленным обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что электрическая энергия, оплату которой требует общество в качестве бездоговорно потребленной, передавалась организацией (ЭСО, гарантирующий поставщик) в МКД в виде коммунального ресурса и потреблялась проживающими в нем гражданами в рамках соответствующей коммунальной услуги.
В этой связи спорные отношения по поставке электрической энергии подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ) и в силу прямого указания части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются к ним постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Следовательно, Основные положения N 442 подлежат применению к спорным отношениям в части, не противоречащей ЖК РФ и иным нормативным правовым актам, регулирующим отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях их использования для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с РСО обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами-пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от РСО, минуя посредничество управляющей организации. Данный подход в равной мере относится как ко внутриквартирному потреблению соответствующих коммунальных ресурсов, так и потреблению этих ресурсов на содержание общего имущества МКД.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Поскольку перечисленными актами гражданского и жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами-потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена, пункт 84 Основных положений N 442, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с ЭСО, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в объеме, определяемом исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля), не подлежит применению к отношениям между исполнителем коммунальных услуг и сетевой организацией как противоречащий ЖК РФ и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Из изложенного следует, что ввиду невозможности в силу вышеприведенных положений гражданского и жилищного законодательства бездоговорного потребления исполнителем коммунальных услуг коммунальных ресурсов, поставляемых в МКД в целях оказания коммунальных услуг гражданам, сетевая организация не вправе взыскивать с исполнителя коммунальных услуг стоимость соответствующего коммунального ресурса. Право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в МКД в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), принадлежит РСО.
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138, вошедшем в Обзор N 3 (2016).
Правильно применив перечисленные нормы материального права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований сетевой организации о взыскании с компании и управления стоимости коммунального ресурса (электрической энергии), поставленного в находящийся в их последовательном управлении МКД, и в этой связи правомерно отказали в иске.
При этом, продолжая следовать позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138, суды правильно отметили, что указанные особенности правового положения исполнителя коммунальных услуг в отношениях по поставке коммунальных ресурсов в МКД не могут быть истолкованы как освобождающие его от предусмотренной жилищным законодательством обязанности заключить в письменной форме с РСО соответствующие договоры о приобретении коммунальных ресурсов.
Пунктом 12 статьи 161 ЖК РФ управляющим организациям запрещено отказываться от заключения договоров с РСО, которые осуществляют поставку коммунальных ресурсов. Более того, в силу принятых в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правил N 124 в случае уклонения указанных организаций от заключения соответствующих договоров с РСО, последние наделены правом на обращение в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения (пункт 11).
В кассационной жалобе организация указывает, что заключение договора энергоснабжения спорного МКД невозможно ввиду невыполнения всех мероприятий по его технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
Лицами, участвующими в деле, признается, что спорный МКД присоединен к сетям общества по временной схеме электроснабжения, что не может отвечать надлежащему технологическому присоединению объекта и потенциально влечет небезопасное использование потребителями своих энергопринимающих устройств (пункт 52 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861).
При этом организация не опровергает представленные в дело доказательства неоднократного обращения управляющей организации к третьему лицу с просьбой заключить договор с 2014 года, из чего правомерно исходили суды, указав на следующее из позиций истца и третьего лица их стремление снять с себя ответственность за безопасное и качественное электроснабжение граждан в плане организации должного технологического присоединения МКД к электрическим сетям сетевой организации, и переложить ее на своего оппонента, что не соотносится со стандартом добросовестного поведения участника гражданского оборота.
Поскольку МКД заселен, проживающие в нем граждане являются конечными потребителями поставляемой электрической энергии в виде коммунальной услуги электроснабжения (пункт 1 статьи 540 ГК РФ).
Согласно положениям пункта 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В этой связи, учитывая потребность в защите интересов граждан по бесперебойному и безопасному электроснабжению, как основы жизнеобеспечения и гарантии соблюдения конституционного права граждан на жилище, являющуюся одной из целей обязательства по энергоснабжению, (статья 40 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 1 ЖК РФ, абзац второй статьи 3 Закона об электроэнергетике), суды правомерно указали, что лицам, участвующим в деле, необходимо объединить усилия по исправлению порока технологического присоединения МКД к электрическим сетям общества, в том числе осуществить совместный осмотр МКД на предмет его подключения к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации и согласовать дальнейший способ выполнения необходимых мероприятий по его надлежащему технологическому присоединению с учетом фактически сложившейся ситуации.
При таких обстоятельствах оснований считать, что выводы судов нарушают нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики и коммунального ресурсоснабжения бытовых потребителей, у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 07.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17075/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Куприна |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям пункта 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В этой связи, учитывая потребность в защите интересов граждан по бесперебойному и безопасному электроснабжению, как основы жизнеобеспечения и гарантии соблюдения конституционного права граждан на жилище, являющуюся одной из целей обязательства по энергоснабжению, (статья 40 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 1 ЖК РФ, абзац второй статьи 3 Закона об электроэнергетике), суды правомерно указали, что лицам, участвующим в деле, необходимо объединить усилия по исправлению порока технологического присоединения МКД к электрическим сетям общества, в том числе осуществить совместный осмотр МКД на предмет его подключения к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации и согласовать дальнейший способ выполнения необходимых мероприятий по его надлежащему технологическому присоединению с учетом фактически сложившейся ситуации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2021 г. N Ф04-7046/21 по делу N А45-17075/2020