г. Тюмень |
|
22 декабря 2021 г. |
Дело N А27-2631/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегастройкомплекс" на решение от 24.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 26.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А27-2631/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегастройкомплекс" (630083, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Большевистская, дом 126, этаж 1, ОГРН 1104217001415, ИНН 4217122643) к Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 60/Б, 228, ОГРН 1064205113620, ИНН 4205109976) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мегастройкомплекс" (далее -ООО "Мегастройкомплекс", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса (далее - административный орган, инспекция) от 29.05.2020 N 03-12-19-04 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением от 24.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты и снизить размер штрафа до 250 000 руб.
По мнению подателя кассационной жалобы, в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 20.08.2019 по 22.08.2019 инспекцией на основании приказа от 02.08.2019 N 207/03-ОС в отношении акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" (застройщик) проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлен факт осуществления ООО "Мегастройкомплекс" работ по строительству объекта капитального строительства - "Строительство бытового корпуса N 3 АБК шахты Талдинская-Западная-1", расположенного по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, 2,5 км на северо-восток от села Большая Талда (договор от 12.04.2019 N 18/02/2019МСК) в период с 12.02.2019 по 02.07.2019 в отсутствие разрешения на строительство; на момент проведения проверки на объекте выполнены следующие работы: устройство котлована, щебеночной и бетонной подготовки подпорной стены; армирование, бетонирование, и гидроизоляция подпорной стены; устройство щебеночного основания, бетонной подготовки, армирование и бетонирование монолитного железобетонного плитного ростверка; устройство монолитного железобетонного цоколя, армирование и бетонирование приямков, фундаментов под оборудование; устройство монолитного железобетонного фундамента перехода; монтаж металлического каркаса трехэтажного здания (колонны, балки, ригели, прогоны, связи, распорки); выполнены монолитные железобетонные перекрытия по несъемной опалубке из профилированного листа; смонтированы три лестницы со сборными железобетонными ступенями по металлическим косоурам; произведен монтаж наружных стен из горизонтальных трехслойных панелей с утеплителем; производятся работы по монтажу металлоконструкций кровли, устройству внутренних стен и перегородок из кирпича, устройству бетонных полов первого этажа.
По результатам проверки административным органом составлены акт проверки от 22.08.2019, протокол об административном правонарушении от 20.09.2019 и вынесено постановление от 29.05.2020 N 03-12-19-04 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство, если получение такого разрешения являлось необходимым.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10); строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункт 13); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14).
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
По смыслу части 4 статьи 52 ГрК РФ юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, не вправе приступать к строительству, не получив от указанных лиц разрешение на строительство.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что разрешение на строительство объекта капитального строительства "Строительство бытового корпуса N 3 АБК шахты Талдинская-Западная-ас1" N 42-RU 42509000-018-2019 выдано отделом архитектуры и строительства администрации Прокопьевского муниципального района 02.07.2019; при этом работы по строительству объекта капитального строительства начаты 12.02.2019 (раздел 3 общего журнала работ N 1 "Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства"), следовательно, в период с 12.02.2019 по 02.07.2019 общество осуществляло строительство объекта без разрешения на строительство в нарушение части 2 статьи 51 ГрК РФ.
Поскольку доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований градостроительного законодательства, в материалы дела не представлено, вывод судов о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, является верным.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для признания совершенного им правонарушения малозначительным.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 руб.
Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, его общественную опасность (строительство объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство), степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, суды пришли к выводу, что назначенный административный штраф отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания содеянному.
С учетом изложенного суд округа считает правомерным привлечение общества к административной ответственности.
Кроме того, согласно части 1 статьи 30.3 КоАП РФ и части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения.
В силу части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 данного Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Процессуальный срок может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ и часть 2 статьи 208 АПК РФ).
Суд первой инстанции рассмотрел причины пропуска обществом срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности и обоснованно посчитал их неуважительными.
Таким образом, судами в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявленного обществом требования правомерно признан пропуск процессуального срока для обжалования постановления административного органа.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда нижестоящей инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2631/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.