г. Тюмень |
|
24 декабря 2021 г. |
Дело N А67-3281/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтаж" на решение от 29.06.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Идрисова С.З.) и постановление от 02.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А67-3281/2021 по заявлению отделения лицензионного контроля, организации контроля за оборотом пожарно-технической продукции и предоставления государственных услуг управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (634059, Томская область, город Томск, проспект Мира, дом 26, кабинет 307, ИНН 7017106784, ОГРН 1047000286739) к обществу с ограниченной ответственностью "Спецмонтаж" (634061, Томская область, город Томск, улица Вершинина, дом 6, офис 4, ОГРН 1047000307749, ИНН 7017108478) о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
отделение лицензионного контроля, организации контроля за оборотом пожарно-технической продукции и предоставления государственных услуг управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтаж" (далее - ООО "Спецмонтаж", общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 29.06.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 02.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку на дату составления протокола об административном правонарушении у общества имелось оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения, прошедшие поверку; при осуществлении лицензионной деятельности обществом не используются секундомер Decathlon Onstart 110, рулетка "Кобальт 247-231 "Вектор" 5 м, следовательно, требования административного органа о предоставлении технической документации и свидетельства о поверке на указанные технические средства незаконны; управлением не представлено доказательств совершения обществом действий, повлекших последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.06.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российсской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением 31.03.2021 на основании распоряжения от 18.03.2021 N 7 и утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в отношении ООО "Спецмонтаж", осуществляющего лицензируемый вид деятельности по лицензии от 20.09.2011 N 70-Б/00142 (виды работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ), в ходе которой выявлены факты нарушения обществом подпункта 1 пункта 3 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, подпункта "б пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128).
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 31.03.2021 N 7, протокол об административном правонарушении от 22.04.2021 N 11 и подано заявление в суд о привлечении ООО "Спецмонтаж" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем привлек его к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определен Положением N 1128.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения N 1128 лицензионным требованием при осуществлении лицензируемой деятельности является наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.
Пунктом 5 Положения N 1128 определено, что к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Как следует из части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ, части 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (статья 24 Закона N 69-ФЗ).
Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 571 утвержден Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Минимальный перечень).
Под поверкой средств измерений понимается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям; под средством измерений - техническое средство, предназначенное для измерений (пункты 17, 19 части 1 статьи 2 Закона N 102-ФЗ).
Частью 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ определено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности, суды двух инстанций установили, что в нарушение пунктов 1, 4, 5, 6, 7, 8 раздела I, пунктов 1-5 раздела II, пунктов 1-4 раздела V Минимального перечня на момент проведения проверки (составления акта проверки) у лицензиата ООО "Спецмонтаж" частично отсутствовало оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения (клещи электроизмерительные APPA-36RII с заводским номером 35450658, дефектоскоп ультразвуковой А1211 Mini с заводским номером 2140227, мегаомметр ЭС0202/2-Г с заводским номером 35788, измеритель влажности и температуры воздуха в помещении testo 410-2 с заводским номером 38550569/312, люксметр testo 540 с заводским номером 39052663/407), техническая документация и сведения о действующей поверке; на представленное обществом в ходе проверки оборудование (осциллограф VDS 1022, секундомер Decathlon Onstart 110 с заводским номером 2698415, рулетка "Кобальт 247-231 "Вектор" 5 м) техническая документация и сведения о поверке отсутствовали.
То обстоятельство, что после установления факта правонарушения, зафиксированного актом проверки, поверка оборудования и технических средств была проведена, не опровергает факт невыполнения обществом лицензионных требований.
Материалами дела подтверждается, что поверка оборудования осуществлена за пределами срока плановой проверки; необходимость направления оборудования на поверку в период проведения плановой проверки, о которой общество было уведомлено надлежащим образом, общество не обосновало; сведений об окончании срока ранее действовавшей поверки оборудования, управлению и суду обществом не представлено.
Поскольку доказательств невозможности соблюдения требований лицензионного законодательства при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности обществом не представлено, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Срок давности и процедура привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности судами не установлено. Рассматриваемое административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок осуществления лицензируемого вида деятельности, в связи с чем данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и, соответственно, не может быть признано малозначительным.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. назначено в пределах минимальной санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Доводы общества об отсутствии состава вменяемого ему административного правонарушения направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами на основании представленных в материалы доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.06.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 02.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-3281/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку доказательств невозможности соблюдения требований лицензионного законодательства при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности обществом не представлено, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности судами не установлено. Рассматриваемое административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок осуществления лицензируемого вида деятельности, в связи с чем данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и, соответственно, не может быть признано малозначительным.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. назначено в пределах минимальной санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2021 г. N Ф04-7364/21 по делу N А67-3281/2021