г. Тюмень |
|
27 декабря 2021 г. |
Дело N А46-9293/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусова О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" на решение от 05.07.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 01.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-9293/2021 по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (644043, Омская область, город Омск, улица Певцова, дом 13, ОГРН 1135543040742, ИНН 5503245214) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644007, Омская область, город Омск, улица Булатова, дом 68, ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Левобережье" (далее - ЗАО "УК "Левобережье", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - административный орган, инспекция) от 17.05.2021 N 1-650/М о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением от 05.07.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ЗАО "УК "Левобережье" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование;
в случае установления вины общества снизить размер административного штрафа до 125 000 руб.
По мнению подателя кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие факт совершения обществом административного правонарушения и его вину; инспекцией нарушен порядок проведения внеплановой выездной проверки, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); судами необоснованно не применены положения статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество на основании лицензии от 10.06.2015 N 055 000168, договоров управления от 01.04.2015 N 37/4, от 01.03.2015 N 42/44, от 01.03.2015 N 54/4 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: город Омск, улица Ватутина, дом 6, улица Путилова, дом 13, дом 13 А (далее - многоквартирные дома).
На основании распоряжения заместителя начальника инспекции от 11.03.2021 N 000000545 в рамках осуществления лицензионного контроля уполномоченным должностным лицом инспекции 25.03.2021 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены факты нарушения ЗАО "УК "Левобережье" пунктов 3.6.1, 3.6.8, 3.6.21, 3.6.22, 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), подпункта "б" пункта 10, подпункта "г" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
По результатам проверки инспекцией 25.03.2021 составлены акт проверки N 05-03-10/46, протокол об административном правонарушении N 16 и вынесено постановление от 17.05.2021 N 1-650/М о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения и соблюдении процедуры привлечения его к административной ответственности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В пункте 24 Минимального перечня N 290 перечислены работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в холодный период года, к которым отнесены: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
В силу пункта 3.6.21 Правил N 170 участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
Согласно пункту 3.6.22 Правил N 170 снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами обществом допущено нарушение вышеназванных норм при содержании общего имущества многоквартирных домов; 25.03.2021 в ходе проверки в присутствии представителя общества выявлено, что в квартире N 136 (улица Ватутина, дом 6) на потолочном перекрытии (в туалете) имеются сырые следы протекания кровли, над указанной квартирой на кровле наблюдаются повреждения кровельного покрытия у вентиляционной шахты (на обрешетке наблюдается скопление снега); часть канализационного стояка выходящего за периметр кровли отсоединена от основного стояка, в чердачном помещении, на канализационном стояке, проходящем через квартиру N 70 установлен клапан; на придомовой территории входы в подъезды N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 не очищены от снега до усовершенствованного покрытия, имеется уплотненный снег; при визуальном обследовании придомовых территорий многоквартирных домов (улица Путилова, дом 13, дом 13 А) выявлено, что проезжая часть имеет снежный наст, придомовая территория не очищена полностью до асфальта, не обработана пескосоляной смесью, не обеспечено удаление снежных навесов и сосулек с кровли (акт проверки от 25.03.2021 N 05-03-10/46 с приложением фотоматериалов, протокол об административном правонарушении от 25.03.2021 N 16).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирными домами, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Существенных нарушений инспекцией положений КоАП РФ при проведении проверки и привлечении общества к административной ответственности не выявлено.
Административное наказание назначено в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Суды признали соразмерным, отвечающим требованиям справедливости и разумности, назначенный обществу административный штраф, в связи с чем обоснованно не усмотрели оснований для снижения его размера по правилам частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, так же как и для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Доводы подателя кассационной жалобы о том, что проверка в отношении общества проведена с нарушением требований, установленных Законом N 294-ФЗ, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку распоряжение от 11.03.2021 N 000000545 о проведении внеплановой проверки в отношении общества было принято в связи с поступлением обращения граждан от 09.03.2021 N К-1771(21);
иные нарушения были непосредственно обнаружены сотрудниками инспекции, что в соответствии с положениями части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным оспариваемого постановления инспекции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, как и иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.07.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 01.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-9293/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административное наказание назначено в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Суды признали соразмерным, отвечающим требованиям справедливости и разумности, назначенный обществу административный штраф, в связи с чем обоснованно не усмотрели оснований для снижения его размера по правилам частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, так же как и для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Доводы подателя кассационной жалобы о том, что проверка в отношении общества проведена с нарушением требований, установленных Законом N 294-ФЗ, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку распоряжение от 11.03.2021 N 000000545 о проведении внеплановой проверки в отношении общества было принято в связи с поступлением обращения граждан от 09.03.2021 N К-1771(21);
иные нарушения были непосредственно обнаружены сотрудниками инспекции, что в соответствии с положениями части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2021 г. N Ф04-7586/21 по делу N А46-9293/2021