г. Тюмень |
|
28 декабря 2021 г. |
Дело N А03-1384/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на решение от 07.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление от 13.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А03-1384/2019 по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Калманская центральная районная больница" (659040, Алтайский край, Калманский район, село Калманка, улица Дзержинского, дом 42, ИНН 2246000195, ОГРН 1022202768147) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, дом 72, ИНН 2221002257, ОГРН 1022200906903) о признании незаконным и отмене акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования и соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Калманская ЦРБ" от 17.12.2018, в части нецелевого расходования средств ОМС на оплату дополнительных дней отпуска за вредные и (или) опасные условия труда работникам КГБУЗ "Калманская ЦРБ" в размере 774 105,40 руб. и штрафf в размере 77 410,54 руб.; в части нецелевого расходования средств ОМС при проведении текущего ремонта в зданиях и помещениях КГБУЗ "Калманская ЦРБ" в размере 188 644,00 руб. и штрафf в размере 18 864,40 руб.; в части возмещения в бюджет территориального фонда ОМС 20 500 руб., перечисленных на мероприятия по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников.
С привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства здравоохранения Алтайского края (656031, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, дом 95А, ОГРН 1022200912030, ИНН 2221007858).
Суд установил:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранение "Калманская ЦРБ" (далее - КГБУЗ "Калманская ЦРБ", Учреждение) обратилось в арбитражный суд к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - Фонд) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования и соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Калманская ЦРБ" от 17.12.2018 в части нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на оплату дополнительных дней отпуска за вредные и (или) опасные условия труда работникам КГБУЗ "Калманская ЦРБ" в размере 774 105,40 руб. и штрафа в размере 77 410,54 руб.; в части нецелевого расходования средств ОМС при проведении текущего ремонта в зданиях и помещениях КГБУЗ "Калманская ЦРБ" в размере 188 644 руб. и штрафа в размере 18 864,40 руб.; в части предложения возместить в бюджет Фонда ОМС 20 500 руб., перечисленных на мероприятия по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников, а также в части предложения возместить в бюджет Фонда денежные средства в сумме 53 094 руб. и уплатить штраф 5 309,04 руб. по эпизоду заключения договоров с ООО "Издательство Вечерний Новоалтайск" на подписку профильного журнала "Здоровье Алтайской семьи".
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство здравоохранения Алтайского края (далее - Министерство).
Решением от 07.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 13.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования Учреждения удовлетворены частично.
Фонд, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворенных Учреждению требований, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит изменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в обжалуемой части и отказать Учреждению в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 22.12.2021 до 27.12.2021 до 15 часов 00 минут по тюменскому времени (до 13 часов 00 минут по московскому времени), о чем представители сторон извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими частичной отмене.
Из материалов дела следует, что полномочия Фонда по осуществлению контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе по проведению проверок и ревизий установлены пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), а также подпунктом 12 абзаца второго пункта 3.1. Положения о ТФОМС Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 04.02.2011 N 48 (в ред. от 20.04.2011 N 201, от 19.05.2014 N 239) (далее - Положение о ТФОМС).
Контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизий осуществляется территориальным фондом в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73.
На основании приказа ТФОМС Алтайского края от 15.11.2018 N 600 рабочей группой Фонда проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС и соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Калманская ЦРБ" в период с 01.10.2016 по 30.09.2018.
В ходе проверки, проведенной Фондом в период с 19 ноября по 18 декабря 2018 года, в том числе было установлено, что в проверяемом периоде Учреждением нарушено требование пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ и обязательство, предусмотренное пунктом 5.10. договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, об использовании средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой ОМС. Использование не по целевому назначению Учреждением средств ОМС выразилось в их расходовании, в том числе: на оплату дней дополнительного отпуска за вредные и (или) опасные условия труда работникам, по результатам специальной оценки условий труда, в количестве, превышающем установленное Трудовым Кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), в размере 689 231,25 руб.; на оплату дней дополнительного отпуска за вредные и (или) опасные условия труда работникам, которым по результатам специальной оценки условия труда признаны безопасными, в размере 84 874,15 руб.; на затраты, не включенные в состав тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, а именно на капитальный ремонт помещений в размере 188 644 руб.; нарушено обязательство Соглашения, заключенного Фондом с Учреждением, о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации в сумме 20 500 руб.; на затраты, не включенные в состав тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а именно расходы на оплату подписки на журнал "Здоровье Алтайской семьи" по договорам с ООО "Издательство Вечерний Новоалтайск" в размере 53 094 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Учреждения к ответственности в виде штрафа, а также предложения по итогам проверки возместить данные суммы Фонду.
Не согласившись с актом проверки в части, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования и соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Калманская ЦРБ" от 17.12.2018 в части: нецелевого расходования средств ОМС на оплату дополнительных дней отпуска за вредные и (или) опасные условия труда работникам КГБУЗ "Калманская ЦРБ" в размере 689 231,25 руб., а также привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 68 923,13 руб.; нецелевого расходования средств ОМС при проведении текущего ремонта в зданиях и помещениях КГБУЗ "Калманская ЦРБ" в размере 172 631 руб., а также привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 17 263,10 руб.; возмещения в бюджет Фонда 20 500 руб., перечисленных на мероприятия по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников. Суд обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов КГБУЗ "Калманская ЦРБ". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Из материалов дела следует, что Фондом в ходе проведения проверки было выявлено расходование Учреждением средств ОМС на затраты, связанные с проведением капитального ремонта помещений КГБУЗ "Калманская ЦРБ", не предусмотренные структурой тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, в размере 188 644 руб.
При рассмотрении спора, суды двух инстанций признали позицию Фонда необоснованной, в связи с чем удовлетворили требования Учреждения в данной части спора.
Суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что спорные работы по своему характеру относятся к работам, проводимым при текущем ремонте.
Материалами дела установлено, что на основании представленных в ходе проверки акта о списании материальных запасов от 30.11.2016 N 438, акта о списании материальных запасов от 30.04.2018 N 507 (всего на сумму 23 343 руб. (12 393 руб. +10 950 руб.) Фондом было установлено, что в КГБУЗ "Калманская ЦРБ" произведены работы по замене радиаторов отопления. Согласно представленному в ходе проверки акту о списании материальных запасов от 31.08.2018 N 379 в Учреждении произведена замена 80 кв.м покрытий из линолеума на сумму 29 600 руб. в хирургическом отделении.
Согласно акту о списании материальных запасов от 31.08.2018 N 380 в медицинской организации произведена замена компакт-унитазов на сумму 6 768 руб. В соответствии с актами о списании материальных запасов от 30.11.2016 N 434, 435 от 31.01.2018 N 3, от 31.08.2018 NN 289, 381, 379, 380, в Учреждении произведена замена дверей (всего на сумму 75 833 руб.) и окон (на сумму 53 100 руб.).
Рассматривая спор в данной части, суды верно руководствовались положениями пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сопоставив их с понятийным содержанием текущего и капитального ремонта, ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - ВСН N 58-88 (р)) (пункт 5.1 Положения, Приложение N 7 к Положению), МДС 13-14.2000 "Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" (утвержден постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279), с учетом заключений строительно-технических экспертиз (первоначальной и дополнительной), а также установленными по данному эпизоду обстоятельствами.
При этом судебные инстанции указали, что экспертными заключениями установлено, что исходя из приведенного ряда основных терминов, определений и нормативных требований, относящихся к объекту исследований, все выполненные работы относятся к текущему ремонту, так как замена частично окон, дверей, приборов отопления, линолеума выполнена с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей, а не восстановления их ресурса. Экспертом установлено, что вышеуказанный перечень работ не относится к работам, проводимым при капитальном ремонте зданий.
Кроме того, судами отмечено, что в ходе экспертного исследования было установлено отсутствие в помещениях, принадлежащих больнице, приобретенного линолеума на общую сумму 5 613 руб. (15,17 м2 * 370 руб.), а также поворотно-откидного окна размерами 1400*1730 мм, стоимостью 10 400 руб.
Доводы Фонда относительно недостоверности экспертного заключения были правомерно отклонены судебными инстанциями, с указанием на то, что заключение по результатам дополнительной экспертизы соответствует установленным статьей 25 Федерального закона от 31.05.2001 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" N 73-ФЗ требованиям; наличие признаков недостоверности, неясности, неполноты экспертного исследования судом не установлено; заключение является полным, не содержит каких-либо двусмысленных и противоречивых выводов, соответствует предъявляемым к экспертному заключению требованиям по форме и содержанию, компетентность эксперта подтверждена документами об образовании и повышении квалификации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что расходы Учреждения, понесенные в связи с проведением текущего ремонта зданий за счет средств ОМС, не могут быть квалифицированы как израсходованные нецелевым образом.
В части нарушения Учреждением обязательства Соглашения, заключенного Фондом с Учреждением о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, в сумме 20 500 руб.
Из материалов дела следует, что 26.04.2018 между Фондом и КГБУЗ "Калманская ЦРБ" было заключено Соглашение территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения, заключенного по типовой форме, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2016 N 354н, являлись реализация и финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации.
Исследовав представленные в материалы дела договоры N N 291-294 от 06.04.2018 об оказании платных образовательных услуг, заключенные Учреждением с ФГБОУ ВО "АГМУ" Минздрава России, платежные поручения, суды установили, что денежные средства нормированного страхового запаса Фонда на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации в соответствии с Соглашением были перечислены Учреждению в сумме 20 500 руб. платежным поручением N 170130 от 03.05.2018. В дальнейшем в ходе проверки было установлено, что оплата образовательных услуг, оказанных ФГБОУ ВО "АГМУ" Минздрава России, была произведена Учреждением по платежным поручениям N 101374, N 10375, N 101376, N 101377 от 27.04.2018.
Рассматривая спор в данной части, суды руководствуясь статьями 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 14.1 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суды правильно отметили, что использование средств внебюджетных фондов можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям и назначениям получения.
Суды указали, что в предмет доказывания по данной категории споров входят цели выделения бюджетных средств и направления их использования.
Полно и всесторонне исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что заключенные договоры на общую сумму 20 500 руб. исполнены в полном объеме. Специалисты получили дополнительное профессиональное образование, учебное заведение получило оплату в сумме 20 500 руб.
Учитывая, в том числе, что данные обстоятельства Фондом не оспариваются, суды сделали правильный вывод о том, что расходы Учреждения, понесенные в связи с повышением квалификации врачей за счет средств ОМС, не могут быть квалифицированы как израсходованные не по нецелевым назначению.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают вывод судов, в связи с чем подлежат отклонению.
Относительно требований Учреждения о признании недействительным акта проверки в части предложения возместить в бюджет Фонда денежные средства в сумме 53 094 руб. и уплатить штраф 5 309,04 руб. по заключению договоров с ООО "Издательство Вечерний Новоалтайск" на подписку профильного журнала "Здоровье Алтайской семьи" суды правомерно исходили из того, что данные затраты не являются необходимыми для обеспечения обязательств медицинских организаций, установленных законодательством Российской Федерации в сфере ОМС, не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и медицинская организация не вправе расходовать средства ОМС на их оплату.
Суд округа поддерживает данный вывод судебных инстанций.
Доводов относительного данного эпизода кассационная жалоба не содержит.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что при принятии обжалуемых судебных актов в части указанных выше эпизодов, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов в указанной части, не допущено.
При этом суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене в части эпизода, касающегося признания недействительным акта Фонда по эпизоду, связанному с нецелевым расходованием средств ОМС на оплату дополнительных дней отпуска за вредные и (или) опасные условия труда работникам КГБУЗ "Калманская ЦРБ" в размере 689 231,25 руб., а также привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 68 923,13 руб.
Из материалов дела следует, что Фондом в ходе проверки было выявлено, в том числе использование не по целевому назначению средств ОМС на оплату дополнительных дней отпуска за вредные и (или) опасные условия труда работникам КГБУЗ "Калманская ЦРБ" в размере 774 105,40 руб., которые требуется вернуть в бюджет Фонда и уплатить штраф за нецелевое использование средств ОМС в размере 77 410,54 руб. Указанная сумма сложилась из: 689 231,25 руб. расходов, произведенных Учреждением (за счет средств ОМС) на оплату дней дополнительного отпуска за вредные и (или) опасные условия труда работникам по результатам специальной оценки условий труда в количестве, по мнению Фонда, превышающем установленное ТК РФ; 84 874,15 руб. расходов, произведенных Учреждением (за счет средств ОМС) на оплату дней дополнительного отпуска за вредные и (или) опасные условия труда работникам, которым, по результатам специальной оценки, условия труда признаны безопасными.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая спор в данной части, признали ошибочными выводы Фонда о запрете оплачивать работникам, чьи условия аттестованы как вредные и опасные, за счет средств Фонда дни дополнительного отпуска в количестве более семи. Признали недействительным требование акта плановой комплексной проверки о возврате расходов в сумме 689 231,25 руб., произведенных Учреждением (за счет средств ОМС) на оплату дней дополнительного отпуска за вредные и (или) опасные условия труда работникам по результатам специальной оценки условий труда в количестве, превышающем 7 дней.
При этом суды исходили из того, что конкретная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в отношении каждого работника определяется условиями трудового договора на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Указали, что статьей 120 ТК РФ определено, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается; что Закон N 326-ФЗ, Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Территориальное соглашение и иные нормативные акты в сфере ОМС также не содержат ограничительных норм, устанавливающих условие о включении в тариф на оплату медицинской помощи лишь минимальный объем государственных гарантий, предоставляемых работникам, чей труд сопряжен с вредными и (или) опасными условиями труда.
Со ссылкой на разъяснения Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.05.2019 N 16-3/2-44536 и письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 702 от 18.07.2019 суды указали, что в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ расходы медицинской организации на выплату заработной платы, отнесенные на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ, включены в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС.
Суд кассационной инстанции считает, что данные выводы сделаны судами двух инстанций при неправильном применении норм материального права.
Судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии с требованиями пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, а также пункта 5.10. Договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой ОМС.
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы ОМС.
Территориальная программа ОМС формируется в соответствии с требованиями, установленными Базовой программой ОМС, являющейся составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Базовой программой ОМС предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Базовой программой ОМС.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату.
По смыслу положений статей 30 Закона N 326-ФЗ, статей 41, 116, 117, 135, 350 ТК РФ, статьи 72 Закона N 323-ФЗ, пунктов 158, 158.4 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС), предоставление работникам ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда гарантировано ТК РФ только в количестве 7 календарных дней. Предоставление такого отпуска в большем количестве дней не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Коллективным договором или иными локальными актами Учреждения может быть предусмотрено предоставление работникам ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями на условиях, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем наличие у Учреждения права устанавливать дополнительные гарантии работникам не свидетельствует о наличии возможности возмещать расходы на предоставление данных гарантий за счет средств ОМС.
Данный вывод обусловлен положениями пункта 1 части 1 и пункта 2 статьи 6 Закона N 326-ФЗ.
Исходя из норм действующего законодательства средний подушевой норматив финансирования за счет средств ОМС, установленный Базовой программой ОМС, включает только те расходы, которые гарантированы федеральным законодательством и, следовательно, являются обязательными для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в рамках программ ОМС (в нашем случае это 7 календарных дней дополнительного отпуска), и не включает иные расходы, связанные с дополнительными гарантиями, установленными, в частности работодателем. Иные (дополнительные к федеральным) расходы подлежат финансированию за счет иных соответствующих источников (за счет соответственно бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ) или с учетом финансово-экономического положения работодателя (статья 41 ТК РФ), но в федеральный норматив финансирования программы ОМС они не закладываются именно потому, что они не являются федеральными.
Таким образом, поскольку медицинская организация не вправе производить выплаты своим работникам, предусмотренные в коллективном договоре за дни дополнительного отпуска в количестве, превышающем установленное ТК РФ, за счет средств ОМС, суд округа считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в данной части спора подлежат отмене, а требование КГБУЗ "Калманская ЦРБ" удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 13.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1384/2019 отменить в части признания недействительным акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края от 17.12.2018 по результатам плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования и соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Калманская ЦРБ" по эпизоду, связанному с нецелевым расходованием средств ОМС на оплату дополнительных дней отпуска за вредные и (или) опасные условия труда работникам КГБУЗ "Калманская ЦРБ" в размере 689 231, 25 руб., а также привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 68 923, 13 руб.
В данной части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В остальной части оставить судебные акты без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.