г. Тюмень |
|
13 января 2022 г. |
Дело N А46-5569/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
Щанкиной А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение от 14.07.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Кливер Е.П.) и постановление от 30.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Воронов Т.А., Краецкая Е.Б.) по делу N А46-5569/2021 по иску Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" (644116, г. Омск, ул. 27-я Северная, д. 42А, ОГРН 1055504023651, ИНН 5503088339) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, пер. Никольский, д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, г. Омск, ул. Тарская, д. 11, ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827) об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Суд установил:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ответчик), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, территориальное управление, ответчик), в котором просит:
- обязать ТУ Росимущества в Омской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истца путем осуществления действий в течение тридцати рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения, связанных с прекращением права оперативного управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" на нежилое помещение с кадастровым номером 55:26:310117:100 площадью 151,1 кв. м, расположенное по адресу: Омская обл., Таврический р-н, р.п. Таврическое, ул. Кирова, д. 48;
- обязать Росимущество устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истца путем издания в течение тридцати рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения распоряжения об изъятии в состав имущества казны Российской Федерации и подписания с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" акта приема-передачи нежилого помещения с кадастровым номером 55:26:310117:100 площадью 151,1 кв. м, расположенного по адресу: Омская обл., Таврический р-н, р.п. Таврическое, ул. Кирова, д. 48.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор).
Решением от 14.07.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 30.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
ТУ Росимущества в Омской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, считая их незаконными, необоснованными, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований учреждения.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: у истца отсутствует право распоряжаться имуществом без согласия собственника; заявленные истцом требования к ТУ Росимущества в Омской области выходят за пределы полномочий ТУ Росимущества в Омской области, поскольку полномочия по принятию решений об изъятии объектов в состав имущества казны Российской Федерации у территориального управления отсутствуют; действия ТУ Росимущества в Омской области ограничиваются рамками проведения первичной экспертизы на предмет соответствия законодательству документов и их комплектности без рассмотрения по существу, для принятия решения пакет документов направляется в Росимущество; ответ ТУ Росимущества в Омской области от 02.04.2021 N 55-МУ-01/1878 не может рассматриваться как отказ в изъятии объектов в состав имущества казны Российской Федерации, поскольку конкретного решения по заявлению истца не принималось;
ТУ Росимущества в Омской области действовало в рамках своей компетенции, приняло все возможные меры по реализации прав ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" на изъятие у него излишнего неиспользуемого имущества, то есть никак не нарушило права истца.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном процессуальным законодательстве порядке не представлен.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, нежилое здание с кадастровым номером 55:26:310117:100 общей площадью 151,1 кв. м, расположенное по адресу: Омская обл., Таврический р-н, р.п. Таврическое, ул. Кирова, д. 48, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (номер записи в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 55:26:310117:100-55/001/2018-1 от 13.08.2018) (далее - объект недвижимости).
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 N 23-Р указанный объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" (номер записи в ЕГРН 55-55-25/003/2006-730 от 13.06.2006).
Как указывает истец, в результате проведения мероприятий по оптимизации структуры, сети подразделений и штатной численности учреждения указанный объект недвижимости длительное время не используется для решения уставных задач.
На основании решения Роспотребнадзора от 19.11.2015 N 1013-РИ данный объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", решено согласовать прекращение права оперативного управления с последующей передачей в казну Российской Федерации неиспользуемого учреждением спорного объекта недвижимости; информацию об изменении сведений о недвижимом имуществе представить в ТУ Росимущества в Омской области, для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества.
Учреждение ранее обращалось в ТУ Росимущества в Омской области с письмом от 09.12.2015 N 4669 об отказе от указанного нежилого здания и его изъятии в казну Российской Федерации.
ТУ Росимущества в Омской области указанный объект не изъят.
Письмом от 29.07.2019 N 02-15/899 администрация Таврического муниципального района Омской области обратилась в адрес истца с просьбой заключить договор безвозмездного пользования на данный объект недвижимого имущества с последующей передачей его в муниципальную собственность Таврического муниципального района Омской области.
Учреждением 02.09.2020 получено решение Роспотребнадзора от 01.09.2020 N 436-РИ о передаче по договору безвозмездного пользования вышеуказанного недвижимого имущества.
Письмом от 24.09.2020 N 02-03/1028 администрация Таврического муниципального района Омской области сообщила, что не намерена принимать в собственность вышеуказанный объект недвижимости, в связи с чем просит оставить заявление от 29.07.2019 N 02-15/899 без рассмотрения.
В связи с неиспользованием объекта недвижимости учреждение 17.11.2020 обратилось в Роспотребнадзор письмом исх. N 55-20-01/9550-2020 об отказе от прав на недвижимое имущество и земельный участок, изъятии их в казну Российской Федерации.
Письмом от 28.12.2020 N 02/26650-2020-27 Роспотребнадзор согласовал прекращение права оперативного управления, с последующей передачей в казну Российской Федерации неиспользуемого истцом объекта недвижимости.
Одновременно Роспотребнадзор согласовал учреждению прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 394 +/- 14 кв. м с кадастровым номером 55:26:310117:5, расположенным по адресу: Омская обл., Таврический р-н, р.п. Таврическое, ул. Кирова, д. 48.
22.01.2021 N 55-20-01/453-2021 учреждение обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с письмом об отказе от недвижимого имущества и земельного участка, закрепленных на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования, и их передаче в казну Российской Федерации.
В соответствии с требованиями письма Росимущества от 19.07.2016 N ДП-08/29736 "О порядке распоряжения федеральным недвижимым имуществом" заявителем размещено обращение с необходимым пакетом документов от 22.01.2021 N 55-20-01/453-2021 "Об отказе от недвижимого имущества и земельного участка, закрепленных на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования, и их передаче в казну Российской Федерации" в личном кабинете межведомственного портала по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (MB Портал).
До настоящего времени на объект недвижимости право оперативного управления истца не прекращено, в казну Российской Федерации объект не изъят, что послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования учреждения, исходили из того, что неустановление надлежащего лица, заинтересованного в пользовании и владении спорным имуществом, так же как и состояние указанного имущества, не отнесены к законным препятствиям для изъятия у учреждения, как лица, отказавшегося от права оперативного управления этим имуществом из-за неиспользования его по назначению ввиду ненадобности; у заявителя имеется право на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его территориальному управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения; доказательства, подтверждающие правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, отсутствуют.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) Росимущество закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4.1.9 Типового Положения о ТУ Росимущества в Омской области, управление закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего (соответствующих) субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 Положения); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (пункт 5.22 Положения).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, поскольку неустановление надлежащего лица, заинтересованного в пользовании и владении спорным имуществом, так же как и состояние указанного имущества, не отнесены к законным препятствиям для изъятия у учреждения, как лица, отказавшегося от права оперативного управления этим имуществом из-за неиспользования его по назначению ввиду ненадобности, учитывая, что у заявителя имеется право на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его территориальному управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, ввиду того, что доказательства, подтверждающие правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, отсутствуют, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований учреждения.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.07.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 30.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5569/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5.22 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) Росимущество закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
...
Агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 Положения); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (пункт 5.22 Положения)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 января 2022 г. N Ф04-7643/21 по делу N А46-5569/2021