г. Тюмень |
|
25 января 2022 г. |
Дело N А46-2380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Зиновьевой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Советского административного округа города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 22.06.2021 (судья Ширяй И.Ю.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021 (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-2380/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Поповой Ирины Петровны (ОГРНИП 320554300016592) к администрации Советского административного округа города Омска (644033, город Омск, улица Красный путь, дом 107, ОГРН 1025500536962, ИНН 5502040895) о признании недействительным распоряжения.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Попова Ирина Петровна (далее - ИП Попова И.П., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании распоряжения главы администрации Советского административного округа города Омска (далее - администрация) от 10.02.2021 N 50 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" недействительным в части подпункта 7 пункта 1.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.06.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021, заявление удовлетворено.
С администрации в пользу ИП Поповой И.П. взыскано 3 300 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, в том числе по заявлению о принятии обеспечительных мер, а также 10 185 руб. 14 коп. на проведение экспертизы.
Не согласившись с решением и постановлением, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель не согласен с выводами судов, что спорный объект обладает признаками капитальности, ссылаясь при этом на то, что судебная экспертиза является лишь одним из доказательств по делу.
Кроме того, администрация ссылается на то, что разрешение на строительство предпринимателем не получено, размещение объекта капитального строительства на спорном земельном участке не предусмотрено, право собственности ИП Поповой И.П. на объект торговли не оформлено, на кадастровый учет объект не поставлен, иных действий по признанию спорного объекта капитальным собственником не предпринималось.
В дополнении к кассационной жалобе ответчик указывает, что позиция администрации подтверждается судебными актами по делам N N А46-21845/2020, А46-14445/2021, А46-21785/2020.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, изучив материалы дела, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 02.11.2015 между администрацией (уполномоченный орган) и индивидуальным предпринимателем Щерба Ольгой Геннадьевной (далее - ИП Щерба О.Г., владелец) заключен договор N 137-С на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) согласно схеме размещения НТО на территории Советского административного округа города Омска.
В соответствии с пунктами 1.1 - 1.5 договора уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 5 лет с момента подписания договора место под размещение НТО общей площадью 56 кв. м, тип НТО: павильон, местоположение объекта: город Омск, Советский административный округ, улица Заозерная, дом 32, вид торговой деятельности: специализированная торговля, специализация НТО: общественное питание.
На основании договора купли-продажи 20.09.2019 спорный торговый павильон передан в собственность ИП Поповой И.П., которая договор на размещение НТО с администрацией не заключала.
09.01.2020 между администрацией и ИП Поповой И.П. заключено соглашение N 64 о возмещении стоимости неосновательного обогащения, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что ИП Попова И.П. с 01.01.2020 использует место под размещение НТО общей площадью 56 кв. м, расположенного по адресу: улица Заозерная, дом 32, для размещения павильона "Продукты питания" зона N 1602, подзона N 160202, без правоустанавливающих документов (договора на размещение НТО).
Соглашение не является правоустанавливающим документом на место размещения НТО и не дает прав заключения договора на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории Советского административного округа города Омска (пункт 1.3 соглашения).
Администрацией проведена проверка соблюдения порядка размещения НТО на территории Советского административного округа города Омска в соответствии с Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 422 "Об администрации Советского административного округа города Омска".
Руководствуясь постановлением администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (далее - постановление N 95-п), ответчиком принято распоряжение от 10.02.2021 N 50 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества".
Подпунктом 7 пункта 1 распоряжения N 50 принадлежащий предпринимателю НТО площадью 56 кв. м, установленный в 49 м восточнее относительно многоквартирного дома (далее - МКД), имеющего почтовый адрес: город Омск, улица Заозерная, дом 32 (приложение N 7), определен самовольно размещенным движимым имуществом.
Также заинтересованным лицом установлен срок, в который должен быть добровольно вынесен и (или) демонтирован самовольно размещенный объект - до 18.02.2021 (пункт 2 распоряжения N 50).
Пунктом 3 распоряжения N 50 предписано осуществить принудительный вынос и (или) демонтаж самовольно размещенного объекта в срок с 19.02.2021 по 05.04.2021.
Полагая, что распоряжение администрации от 10.02.2021 N 50 в части подпункта 7 пункта 1 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ИП Попова И.П. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" по вопросу: является ли объект площадью 56 кв. м, находящийся в 49 м восточнее относительно многоквартирного дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица Заозерная, дом 32, технические характеристики которого отражены в техническом паспорте от 16.03.2009, объектом капитального строительства?
Согласно заключению судебной экспертизы от 29.04.2021 спорный объект обладает признаками капитальности: имеет заглубленный фундамент; не является легковозводимой, сборно-разборной конструкцией, для которой возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций. Эксперт пришел к выводу, что обследуемый объект по конструктивным особенностям в соответствии с пунктами 10, 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является капитальным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались статьями 2, 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), Порядком размещения НТО на территории города Омска, утвержденным постановлением администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении НТО на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п), и исходили из того, что у ответчика отсутствовали основания для определения спорного торгового объекта в качестве движимого имущества.
Оснований для отмены обжалуемых администрацией судебных актов судом округа не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО (далее - схема размещения) в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ НТО является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
На основании части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Принятый на территории муниципального образования город Омск Порядок N 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений администрации города Омска при разработке схемы размещения НТО на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Постановлением администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов".
В силу Порядка размещения НТО на территории города Омска, утвержденного приведенным постановлением, этот правовой акт определяет процедуру размещения НТО на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе заключением судебной экспертизы, исходя из того, что спорный объект является капитальным сооружением, удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что подпункт 7 пункта 1 распоряжения принят на основании не подлежащего применению в рассматриваемом случае постановления N 95-п и при отсутствии у районной администрации полномочий на принятие решения о сносе объекта капитального строительства.
Выводы судов по фактическим обстоятельствам дела заявителем кассационной жалобы документально не опровергнуты; администрация не привела возражений по результату проведенной судебной экспертизы, не заявляла о назначении повторной судебной экспертизы; в кассационной жалобе не приведено ссылок на то, какими имеющимися в деле доказательствами подтверждается некапитальность объекта исследования, тогда как капитальность спорного объекта установлена также представленным в деле техническим паспортом нежилого строения.
Доводы администрации о том, что предпринимателем как собственником не принималось мер по признанию спорного объекта капитальным, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку фактически данные обстоятельства относятся к вопросам сноса объекта капитального строительства как самовольной постройки, что не охватывается оспариваемым постановлением. При этом орган местного самоуправления не лишен возможности судебной защиты посредством предъявления самостоятельного иска в отношении объекта капитального строительства.
Ссылка кассатора на иные дела судом округа не принимается во внимание, поскольку в приведенных делах имели место иные фактические обстоятельства, а именно не установлена капитальность спорных объектов.
В кассационной жалобе не содержится доводов о том, какие конкретно доказательства по делу свидетельствует об иных фактических обстоятельствах, чем установлены судами, но не были судебными инстанциями учтены.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 22.06.2021 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021 по делу N А46-2380/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.