г. Тюмень |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А81-165/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение от 14.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 15.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-165/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Харампурнефтегаз" (629830, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, панель 1, дом 3, производственная база N 0028, этаж 2, кабинет 9, ОГРН 1127536001262, ИНН 7536125117) к Федеральной антимонопольной службе (123001, город Москва, улица Садовая-Кудринская, дом 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании приняли участие представители:
от Федеральной антимонопольной службы - Муталапова Е.А. по доверенности от 30.09.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "Харампурнефтегаз" -Асатрян Д.С. по доверенности 01.01.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Харампурнефтегаз" (далее - общество, ООО "Харампурнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган) от 25.12.2020 N 02/04/14.24-26/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 14.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 15.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, допущенное обществом правонарушение признано малозначительным, постановление административного органа отменено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, у судов не имелось оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ООО "Харампурнефтегаз" от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей антимонопольного органа и общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 N 623 (далее - Положение N 623), антимонопольным органом в адрес акционерного общества "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (далее - АО "СПбМТСБ") был направлен запрос о предоставлении информации, в том числе реестра внебиржевых договоров по поставкам нефтепродуктов с указанием сведений, предусмотренных пунктом 13 Положения N 623 (от 03.11.2017 N АГ/76674/17).
Согласно информации, поступившей в антимонопольный орган от АО "СПбМТСБ", общество 13.02.2020 предоставило на регистрацию сведения о дополнительном соглашении от 31.01.2020 N 1 к внебиржевому договору на поставку нефти (регистрационная запись АО "СПбМТСБ" N 2945575).
Письмом от 20.03.2020 N ПЗ/22303/20 антимонопольным органом в адрес общества направлен запрос о представлении информации по вопросу передачи сведений на биржу АО "СПбМТСБ", включая обоснование сроков направления данных о дополнительном соглашении от 31.01.2020 N 1 (регистрационная запись N 2945575).
ООО "Харампурнефтегаз" представлены пояснения, согласно которым регистрационная запись N 2945575 соответствует акту приема-передачи нефти от 31.01.2020 N 1 в рамках договора купли-продажи нефти от 10.12.2019 N 100019/05366Д//168191, заключенного между обществом и публичным акционерным обществом "НК "Роснефть".
Установив факт внесения сторонами 31.01.2020 изменений в условия договора, сведения о которых в силу пунктов 13 и 14 Положения N 623 общество должно было представить бирже не позднее трех рабочих дней со дня изменения соответствующих условий, а также предоставление обществом указанной информации АО "СПбМТСБ" только 13.02.2020 (на 9 рабочий день), антимонопольный орган 23.10.2020 составил в отношении ООО "Харампурнефтегаз" протокол об административном правонарушении и вынес постановление от 25.12.2020 N 02/04/14.24-26/2020 о привлечении его к административной ответственности по части 6 статьи 14.24 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии ООО "Харампурнефтегаз" состава вменяемого ему административного правонарушения и об отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, при этом сочли возможным в рассматриваемом случае признать допущенное правонарушение малозначительным и применить в отношении ООО "Харампурнефтегаз" положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации.
Судами установлено и лицами, участвующими в деле, по существу не оспаривается факт представления обществом АО "СПбМТСБ" информации об изменении договора (регистрационная запись N 2945575) с нарушением установленного Положением N 623 срока (информация подлежала передаче в срок не позднее 3 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений; фактически предоставлена только на 9 рабочий день).
Поскольку материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ.
Вместе с тем статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
На основании пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что информация о внесении изменений в договор (регистрационная запись N 2945575) представлена обществом АО "СПбМТСБ" с незначительной задержкой, неисполнение спорной обязанности не повлекло наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля, в том числе за соблюдением антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленный Конституцией Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, а также характер совершенного правонарушения, суды не усмотрели в данном случае реальной существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, расценили допущенное обществом правонарушение в качестве малозначительного и отменили постановление о привлечении общества к административной ответственности.
При этом в силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления N 10 оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам антимонопольного органа, совершение обществом правонарушения повторно не препятствует применению положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 15.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-165/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без движения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что информация о внесении изменений в договор (регистрационная запись N 2945575) представлена обществом АО "СПбМТСБ" с незначительной задержкой, неисполнение спорной обязанности не повлекло наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля, в том числе за соблюдением антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленный Конституцией Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, а также характер совершенного правонарушения, суды не усмотрели в данном случае реальной существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, расценили допущенное обществом правонарушение в качестве малозначительного и отменили постановление о привлечении общества к административной ответственности.
...
Вопреки доводам антимонопольного органа, совершение обществом правонарушения повторно не препятствует применению положений статьи 2.9 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 января 2022 г. N Ф04-6215/21 по делу N А81-165/2021