г. Тюмень |
|
1 февраля 2022 г. |
Дело N А02-799/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Севастьяновой М.А. -
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с. Бийка "БИЙ" на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 13.08.2021 (судья Якшимаева Ф.Ю.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А02-799/2021 по заявлению Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с. Бийка "БИЙ" (649156, Республика Алтай, Турочакский район, село Бийка, улица Центральная, 1А, ОГРН 1030400608985, ИНН 0407006084) к министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Ленкина, дом 12, ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302) о признании незаконным ответа министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай N 3921 от 28.04.2021.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство лесного хозяйства.
Суд установил:
Семейно-родовая община коренных малочисленных народов с. Бийка "БИЙ" (далее - община "БИЙ", община, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - Минприроды РА, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа общине в передаче в безвозмездное пользование для целей рекреационной деятельности земельного участка из земель лесного фонда, изложенного в письме 28.04.2021 N 3921 и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 13.08.2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, община "БИЙ" обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт, ее требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что доказательством возможности предоставления лесного участка в безвозмездное пользование, а не только в аренду для рекреационной деятельности, может быть Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), предусматривающий возможность получения земельных участков в безвозмездное пользование.
Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 279 АПК РФ не представили отзывы на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ община "БИЙ" создана с государственной регистрацией 01.04.2013, юридический адрес: Республика Алтай, Турочакский район, с. Бийка. Как следует из устава общины, она создана с целью реализации социально-экономических, культурных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, касающихся коренных малочисленных народов.
В соответствии с пунктом 6 Устава община может иметь имущество, денежные средства и заниматься традиционными промыслами, доходы от которых подлежат распределению между членами общины.
Согласно ответу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N 14110/2173-42 от 10.02.2020 на запрос общины "БИЙ" народность челканцев по данным статистико-экономического исследования населения волостей Кузнецкого округа Томской губернии на 1889 г. 7 семей Курускановых, семья Сумачаковых, Яскиных проживали преимущественно по рекам Каба, Байгол, Сандри, впадающих в реку Лебедь (Турочакский район). Основной вид деятельности - охота, рыболовство, мотыжное земледелие, сбор дикоросов, в том числе, кедрового ореха. Члены семейно-родовой общины "БИЙ", ныне семьи Курускановых, Пустогачевых, Трапеевых и т.д. являются челканцами, проживающими в местах традиционного проживания своих предков.
Судами установлено, что община "БИЙ" обращалась в Минприроды РА в 2019-2020 гг. с заявлениями о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование, просила разрешение на использование заявленного участка для занятий традиционными промыслами и получало отказы на свои заявления.
Община "БИЙ" обжаловала отказы Минприроды РА в выдаче разрешения в суд (дела N N А02-1922/2019, А02-565/2020), в удовлетворении заявлений отказано.
07.01.2021 письмом N 2 община "БИЙ" обратилась в администрацию МО "Турочакский район" с заявлением об образовании территории традиционного природопользования площадью 5000 кв.м из земель лесного фонда с местоположением: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Бийкинское участковое лесничество, Бийкинское урочище, частично в кварталах N 74, 83, 84 для осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов челканцев как коренного малочисленного народа без ограничения срока.
Письмом N 221 от 01.01.2021 администрация МО "Турочакский район" отказала общине в образовании заявленной территории традиционного природопользования, ссылаясь на отсутствие полномочий распоряжаться федеральной собственностью, каковыми являются земли лесного фонда. Полагая данный отказ незаконным, община обратилась в суд с его обжалованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь положениями лесного, земельного и иного законодательства, пришли к выводу, что у заявителя отсутствует право безвозмездного пользования участком лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности, а оснований для применения аналогии закона в рассматриваемом случае не имеется.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела.
Защита прав национальных меньшинств и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 82-ФЗ малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.
Территории традиционного природопользования на основании статьи 10 Федерального закона N 49-ФЗ включают в себя:
- поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
- участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
- объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.
Судами установлено, что испрашиваемые общиной "БИЙ" земли являются землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
В соответствие с подпунктом 5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может осуществляться без предоставления земельных участков в случае осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 ЛК РФ.
Статьей 48 ЛК РФ предусмотрено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Сибири и Дальнего Востока, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом N 82-ФЗ.
Вместе с тем для имущественных отношений в силу статьи 3 ЗК РФ и статьи 3 ЛК РФ сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
В соответствии со статьей 101 ЗК РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется земельным и лесным законодательством. В соответствии со статьей 3 ЗК РФ к отношениям по использованию лесов применяется лесное законодательство.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
В силу статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1).
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений (часть 2 статьи 41 ЛК РФ).
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4 статьи 41 ЛК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Община коренных малочисленных народов Российской Федерации в силу Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является некоммерческой организацией. Такие организации, как это закреплено в статье 2 данного Федерального закона, не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между своими участниками - они создаются для целей, направленных на достижение общественных благ; община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана (статья 6.1).
При рассмотрении гражданских дел N N А02-1922/2019, А02-565/2020 судами установлено, что целью заявленных требований о выдаче разрешения на использование лесного участка является собирательство, то есть заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений без ограничения срока, то есть предпринимательская деятельность.
Как указано выше, основными видами деятельности общины "БИЙ" являются охота, рыболовство, земледелие, сбор дикоросов, в том числе, кедрового ореха, а в силу положений Федерального закона N 82-ФЗ малочисленные народы имеют право безвозмездно пользоваться землями различных категорий в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности, необходимыми лишь для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами.
Поскольку вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не предназначен для ведения тех видов деятельности, которые осуществляет община, а земельный участок не образован в установленном законом порядке в качестве территории традиционного природопользования, оснований для безвозмездного пользования данным земельным участком судами не установлено.
Отклоняя доводы заявителя о необходимости применения по аналогии Федерального закона N 119-ФЗ к рассматриваемому спору, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
По общему правилу, аналогия закона, то есть применение нормы, регулирующей сходные отношения, допускается при отсутствии прямого правового регулирования.
Однако нормы Лесного кодекса Российской Федерации, как и нормы Земельного кодекса Российской Федерации в части порядка предоставления земельных участков из числа публичных земель, являются императивными, в силу чего не подлежат ни расширительному толкованию, ни применению по аналогии закона или права.
Суды обоснованно указали, что Федеральный закон N 119-ФЗ, допускающий возможность предоставления гражданину, на основании его заявления однократно (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи) в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, действует на территориях, прямо указанных в статье 1 названного закона и направлен на содействие переселению граждан из иных территорий Российской Федерации, соотечественников из-за рубежа на обозначенные в законе местности.
Республика Алтай не указана в перечне субъектов Российской Федерации, на которые распространяется действие Федерального закона N 119-ФЗ.
Таким образом, суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов о том, что положения Федерального закона N 82-ФЗ, Федерального закона N 49-ФЗ, положения статьи 39.10 ЗК РФ, статьи 48 ЛК РФ являются нормами дозволительного характера, направленными на реализацию и гарантию конституционных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири безвозмездно и неограниченно пользоваться природными ресурсами в местах традиционного проживания, но вместе с тем не наделают эти коренные малочисленные народы вещными правами в отношении используемых территорий традиционного проживания.
Поскольку заявитель не относится к числу субъектов, которым предоставляются лесные участки для осуществления рекреационной деятельности в постоянное (бессрочное) пользование, Минприроды РА обоснованно отказало общине "БИЙ" на основании части 4 статьи 41 ЛК РФ.
С учетом приведенных правовых положений, суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций, что при рассмотрении обращения заявителя заинтересованным лицом не допущено нарушений законодательства о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в связи с чем общине "БИЙ" в ее требованиях отказано правомерно.
В целом доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 13.08.2021 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А02-799/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.