город Томск |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А02-799/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е. В.
рассмотрел апелляционную жалобу Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с.Бийка "БИЙ" (N 07АП-9225/2021) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 13.08.2021 по делу N А02-799/2021 (судья Якшимаева Ф.Ю.) по заявлению Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с.Бийка "БИЙ" (ОГРН 1030400608985, ИНН 0407006084, ул. Центральная, д. 1, литер А, с. Бийка, р-н. Турочакский, Республика Алтай) к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) о признании незаконным ответа Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай N 3921 от 28.04.2021.
При участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840, ул. Пятницкая, д. 59/19, стр. 5, г. Москва),
УСТАНОВИЛ:
Семейно-родовая община коренных малочисленных народов с.Бийка "БИЙ" (далее - Община "БИЙ", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - Минприроды РА, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа общине коренных малочисленных народов в передаче в безвозмездное пользование для целей рекреационной деятельности земельного участка из земель лесного фонда, изложенного в письме 28.04.2021 N 3921 и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением от 13.08.2021 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Община "БИЙ" обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой простит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, ее требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что прямым доказательством того, что лесной участок для рекреационной деятельности может быть предоставлен также в безвозмездное пользование, а не только в аренду, служит Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
От лиц, участвующих в деле отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны своих представителей в судебное заседание не направили, Община "БИЙ" просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании статей 123, 156 АПК РФ.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Община "БИЙ" создана с государственной регистрацией 01.04.2013, юридический адрес: Республика Алтай, Турочакский район, с.Бийка.
Как следует из устава Общины, она создана с целью реализации социально-экономических, культурных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, касающихся коренных малочисленных народов. В соответствии с п. 6 Устава Община может иметь имущество, денежные средства и заниматься традиционными промыслами, доходы от которых подлежат распределению между членами Общины.
Согласно приложенного к материалам дела ответа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (исх. N 14110/2173-42 от 10.02.2020) на запрос Общины "БИЙ", _народность челканцев по данным статистико-экономического исследования населения волостей Кузнецкого округа Томской губернии на 1889 г. 7 семей Курускановых, семья Сумачаковых, Яскиных проживали преимущественно по рекам Каба, Байгол, Сандри, впадающихв реку Лебедь (Турочакский район). Основной вид деятельности - охота, рыболовство, мотыжное земледелие, сбор дикоросов, в том числе, кедрового ореха. Члены семейно-родовой общины "БИЙ" ныне семьи Курускановых, Пустогачевых, Трапеевых и т.д. являются челканцами, проживающими в местах традиционного проживания своих предков.
Из материалов дела следует, что Община "БИЙ" обращалась в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма РА в 2019-2020 гг. с заявлением о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование, просила разрешение на использование заявленного участка для занятий традиционными промыслами и получало отказы на свои заявления.
Община "БИЙ" обжаловала отказы Министерства природных ресурсов, экологии и туризма РА в выдаче разрешения в суд (дело N А02-1922/2019, N А02-565/2020), в удовлетворении заявлений отказано.
Из материалов дела следует, что 07.01.2021 письмом (исх. N 2) Община "БИЙ" обратилась в Администрации МО "Турочакский район" с заявлением об образовании территории традиционного природопользования площадью 5000 м.кв. из земель лесного фонда с местоположением: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Бийкинское участковое лесничество, Бийкинское урочище, частично в кварталах N 74, 83, 84 для осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов челканцев как коренного малочисленного народа без ограничения срока.
Письмом N 221 от 01.01.2021 Администрация МО "Турочакский район" отказала Общине в образовании заявленной территории традиционного природопользования, ссылаясь на отсутствие полномочий распоряжаться федеральной собственностью, каковыми являются земли лесного фонда.
Полагая данный отказ незаконным, Община обращалась в суд с его обжалованием.
Решением суда от 21.04.2021 г. (дело N А02-186/2021) в удовлетворении заявления было отказано, в связи с отсутствием полномочий муниципального образования распоряжаться землями лесного фонда. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
По настоящему делу Община "Бий" просила предоставить в безвозмездное пользование земельный участок площадью 1,453 га из земель лесного фонда Турочакского лесничества Иогачского участкового лесного квартала 98, часть выдела N 6, лесосека N 26, кадастровый N 04:03:000000:170 (иной участок лесного фонда относительно ранее испрашиваемых). Целью использования заявленного участка лесного фонда указано осуществление рекреационной деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Защита прав национальных меньшинств и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N82-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 82-ФЗ малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.
Территории традиционного природопользования на основании статьи 10 Федерального закона N 49-ФЗ включают в себя:
- поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
- участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
- объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.
Судом установлено, что испрашиваемые Общиной "БИЙ" земли являются землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 ЛК РФ.
Как верно отметил суд первой инстанции, из указанной нормы следует полномочие Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай разрешать заявления о предоставлении лесных участков для ведения рекреационной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно части 2 статьи 41 ЛК РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4 статьи 41 ЛК РФ).
Поскольку заявитель не относится к числу субъектов, которым предоставляются лесные участки для осуществления рекреационной деятельности в постоянное (бессрочное) пользование, как и в аренду, Минприроды РА обоснованно отказало Общине "Бий" на основании ч. 4 ст. 41 ЛК РФ.
Отклоняя доводы заявителя об аналогии норм закона и применении Федерального закона N 119 от 01.05.2016, суд первой инстанции верно указал, что данный специальный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действует на территориях, прямо указанных в статье 1 названного закона и направлен на содействие переселению граждан из иных территорий Российской Федерации, соотечественников из-за рубежа на обозначенные в законе местности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что положения Федерального закона N 82-ФЗ "О гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Федерального закона N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", положения ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 48 ЛК РФ являются нормами дозволительного характера, направленными на реализацию и гарантию конституционных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири безвозмездно и неограниченно пользоваться природными ресурсами в местах традиционного проживания, но вместе с тем не наделают эти коренные малочисленные народы вещными (обязательственными правами) в отношении используемых территорий традиционного проживания.
С учетом приведенных правовых положений, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что при рассмотрении обращения заявителя заинтересованным лицом не допущено нарушений законодательства о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в связи с чем Общине "БИЙ" в его требованиях обоснованно отказано.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 13.08.2021 по делу N А02-799/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с.Бийка "БИЙ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-799/2021
Истец: Семейно-родовая община коренных малочисленных народов с.Бийка "БИЙ".
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства, Пустогачева Любовь Васильевна