г. Тюмень |
|
3 февраля 2022 г. |
Дело N А75-6902/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.
судей Зиновьевой Т.А.
Севастьяновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) помощником судьи Туз П.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 05.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 11.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6902/2021 по заявлению акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Привольная, д. 15, ОГРН 1078601003788, ИНН 8601033125) к администрации муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энгельса, 8, ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Путем использования системы веб-конференции в онлайн-заседании участвовал представитель акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" - Гималетдинова М.Р. во доверенности от 23.12.2021 N 249/21.
Суд установил:
акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - АО "ЮТЭК - Региональные сети", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации муниципального образования городской округ Сургут Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - администрация, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на размещение линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство "строительство 2 КЛ - 10 кВ от ячейки N 11 РП 10 кВ 143 до опоры N ВЛ - 10 кВ фидер N 11 "Виктория" г. Сургут" на части земельного участка с условным номером N 86:10:00000000: ЗУ площадью 416 кв.м, выраженном в письме от 17.02.2021; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением от 05.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 11.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда заявление удовлетворено. Отказ администрации в выдаче разрешения на размещение линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство "строительство 2 КЛ - 10 кВ от ячейки N 11 РП 10 кВ 143 до опоры N ВЛ - 10 кВ фидер N 11 "Виктория" г. Сургут" на части земельного участка с условным номером N 86:10:00000000: ЗУ площадью 416 кв.м, выраженном в письме от 17.02.2021, признан незаконным. Суд обязал администрацию выдать обществу разрешение на размещение указанного объекта в течение 15 календарных дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу. С администрации в пользу общества взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 руб.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на неполное установление судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податель жалобы указывает, что испрашиваемые земли находятся в составе и границах территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования, установленный утвержденным документом территориального планирования муниципального образования, а именно в пределах границы объекта "Дорога автомобильная от улицы Автомобилистов до СОТ "Виктория" и Дорога автомобильная по улице Автомобилистов" в связи с чем предоставление земельного участка невозможно; в оспариваемом отказе заинтересованным лицом указано на возможный способ размещения линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; отмечает, что заявитель вправе обратиться за получением разрешения на производство земляных работ, после чего проложить линию электропередач не воздушным, а подземным путем.
В отзыве на кассационную жалобу АО "ЮТЭК - Региональные сети", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей администрации в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 03.02.2021 в рамках реализации технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на территории ПСК N 26 "Виктория" к электрическим сетям АО "ЮТЭК - Региональные сети", общество направило в адрес и.о. главы города Сургута заявление N 01-04/0751 о выдаче разрешения на размещение линий электропередач, классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, с наименованием объекта "Строительство 2КЛ - 10 кВ от ячейки N 11 РП-10 кВ N 134 до опоры N 1 ВЛ-10 кВ фидер N 11 "Виктория"2 г. Сургут", расположенного по адресу: г. Сургут, Западный промрайон, ул. Автомобилистов, сроком на 15 лет, с условными номерами 86:10:0000000:ЗУ, площадь. 416 кв.м; 86:10:0101000:6782/чзу, площадью 33 кв.м.
В ответ на указанное заявление администрация направила в адрес заявителя уведомление N 01-02-1215/1 от 17.02.2021 об отказе в выдаче разрешения на размещение упомянутого объекта на землях площадью 416 кв.м, указав, что испрашиваемые земли находятся в составе и границах территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования, установленный утвержденным документом территориального планирования муниципального образования, а именно в пределах границы объекта "Дорога автомобильная от улицы Автомобилистов до СОТ "Виктория" и Дорога автомобильная по улице Автомобилистов" в связи с чем предоставление земельного участка невозможно.
Полагая, что указанный отказ администрации не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 7, 39.33, 39.36, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 1, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Перечень N 1300), Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (далее - Классификатор), Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п "О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Порядок N 174-п), и исходили из доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого отказа в выдаче разрешения на размещение линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, законодательству и нарушении этим отказом прав и законных интересов общества.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии со статьями 39.33 (подпункт 6 пункта 1) и 39.36 (пункт 3) ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Перечня N 1300, к указанным объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.07.2014 N 257-п "Об установлении Перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" строительство и (или) реконструкцию территориальными сетевыми организациями, определенными в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и включенными органами регулирования естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно.
Судами установлено, что спорный объект, о размещении которого обществом были заявлены требования о выдаче разрешения, соответствует указанным выше критериям, что не оспаривается ответчиком.
Пунктом 2 Порядка N 174-п предусмотрено, что размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании соответствующего разрешения, выданного исполнительным органом государственной власти автономного округа или органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для получения разрешения на размещение объектов заинтересованное лицо либо его представитель подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения в свободной форме (пункт 3 Порядка N 174-п)
Пунктами 5 и 6 Порядка N 174-п определены содержание указанного заявления и документы, которые прилагаются к заявлению. В частности, в заявлении указывается вид размещаемых объектов в соответствии с перечнем N 1300 (подпункт 5.5 пункта 5).
В пункте 10 Порядка N 174-п определены основания для отказа в выдаче разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано, если:
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 Порядка N 174-п;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо в отношении него (испрашиваемых земель) заключено соглашение об установлении сервитута, принято решение об установлении публичного сервитута;
- на земли или земельный участок, на использование которых испрашивается разрешение, ранее выдано разрешение другому физическому или юридическому лицу;
- размещение объектов не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
В рассматриваемом случае отказ администрации в выдаче разрешения на использование необходимого заявителю земельного участка для размещения объекта мотивирован тем, что размещение объекта не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования, что испрашиваемые земли находятся в составе границ территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора.
Согласно кодам 12.0.1 и 12.0.2 Классификатора содержание видов разрешенного использования земельных участков общего пользования включает в себя, размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
Примечанием N 2 к Классификатору установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Примечание N 2 к Классификатору следует понимать, как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
С учетом изложенного, судами верно отмечено, что размещение линейных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в Перечень N 1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования, в том числе и на землях общего пользования, без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий/(пункт 7 статьи 96 ЗК РФ).
Исследовав и оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что спорный объект, о размещении которого обществом были заявлены требования о выдаче разрешения, соответствует критериям указанным в пункте 5 Перечня N 1300, верно указывая, что действующее законодательство не препятствует использованию земель или земельных участков общего пользования в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ, в целях размещения отдельных видов объектов, указанных в Перечне N 1300, принимая во внимание, что общество, учитывая особенности генерального плана муниципального образования городской округ город Сургут, согласовало производство строительно-монтажных работ по технологическому присоединению ПСК "Виктория" с муниципальным казенным учреждением "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса" (N 50-02-4247/0 от 16.10.2020), в ведении которого находятся вопросы содержания и использования дорог на территории г. Сургута, придя к правильному выводу о том, что у администрации отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения по основаниям, изложенным в письме от 17.02.2021, суда обоснованно удовлетворили заявленные АО "ЮТЭК - Региональные сети" требования.
Аргументы кассатора, о необходимости в рассматриваемом случае обратится в департамент архитектуры и строительства Администрации для получения разрешения на производство земляных работ на спорных земельных участках были предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены как не основанные на положениях федерального и регионального законодательства.
Отклоняя доводы кассационной жалобы, в целом аналогичные доводам апелляционной жалобы, суд округа считает необходимым отметить, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 11.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6902/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что спорный объект, о размещении которого обществом были заявлены требования о выдаче разрешения, соответствует критериям указанным в пункте 5 Перечня N 1300, верно указывая, что действующее законодательство не препятствует использованию земель или земельных участков общего пользования в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ, в целях размещения отдельных видов объектов, указанных в Перечне N 1300, принимая во внимание, что общество, учитывая особенности генерального плана муниципального образования городской округ город Сургут, согласовало производство строительно-монтажных работ по технологическому присоединению ПСК "Виктория" с муниципальным казенным учреждением "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса" (N 50-02-4247/0 от 16.10.2020), в ведении которого находятся вопросы содержания и использования дорог на территории г. Сургута, придя к правильному выводу о том, что у администрации отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения по основаниям, изложенным в письме от 17.02.2021, суда обоснованно удовлетворили заявленные АО "ЮТЭК - Региональные сети" требования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2022 г. N Ф04-8291/21 по делу N А75-6902/2021