город Омск |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А75-6902/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10036/2021) Администрации муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.07.2021 по делу N А75-6902/2021.
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации муниципального образования городской округ Сургут - Демакова Т. Н. (по доверенности от 11.12.2019 N 539 сроком действия 3 года),
от акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" - Абрамова М.Р. (по доверенности от 11.01.2021 N 02/21 сроком действия 31.12.2021),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - заявитель, АО "ЮТЭК - Региональные сети") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации муниципального образования городской округ Сургут Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на размещение линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство "строительство 2 КЛ - 10кВ от ячейки N 11 РП 10 кВ 143 до опоры N BЛ - 10 кВ фидер N11 "Виктория" г Сургут" на части земельного участка с условным номером N 86:10:00000000: ЗУ площадью 416 кв. м, выраженном в письме от 17.02.2021, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.07.2021 по делу N А75-6902/2021 заявление удовлетворено, признан незаконным отказ администрации муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в выдаче разрешения на размещение линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство "строительство 2 КЛ - 10кВ от ячейки N11 РП 10 кВ 143 до опоры N BЛ - 10 кВ фидер N 11 "Виктория" г Сургут" на части земельного участка с условным номером N 86:10:00000000: ЗУ площадью 416 кв.м, выраженном в письме от 17.02.2021.
Указанным решением суд обязал администрацию муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выдать акционерному обществу "ЮТЭК - Региональные сети" разрешение на размещение указанного объекта в течение 15 календарных дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу; взыскал с администрации муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на правомерности оспариваемого отказа, изложенного в уведомлении от 17.02.2021 N 01-02-1215/1, указал на то, что испрашиваемые земли находятся в составе и границах территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования, установленный утвержденным документом территориального планирования муниципального образования, а именно в пределах границы объекта "Дорога автомобильная от улицы Автомобилистов до СОТ "Виктория" и Дорога автомобильная по улице Автомобилистов" в связи с чем предоставление земельного участка невозможно. Административный орган также отмечает, что в оспариваемом отказе заинтересованным лицом указано на возможный способ размещения линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. По мнению подателя апелляционной жалобы, заявитель вправе обратиться за получением разрешения на производство земляных работ, после чего проложить линию электропередач не воздушным, а подземным путем.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве АО "ЮТЭК - Региональные сети" не соглашается с доводами апелляционной жалобы административного органа, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель АО "ЮТЭК - Региональные сети" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 03.02.2021 в рамках реализации технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на территории ПСК N 26 "Виктория" к электрическим сетям АО "ЮТЭК - Региональные сети", АО "ЮТЭК - Региональные сети" направило в адрес и.о. главы города Сургута заявление N01-04/0751 о выдаче разрешения на размещение линий электропередач, классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, с наименованием объекта "Строительство 2KJI- 10 кВ от ячейки N 11 РП-10 кВ N 134 до опоры N1 BJI-10 кВ фидер N11 "Виктория" г. Сургут", расположенного по адресу: г. Сургут, Западный промрайон, ул. Автомобилистов, сроком на 15 лет, с условными номерами 86:10:0000000:ЗУ, площадь. 416 кв. м; 86:10:0101000:6782/чзу, площадью 33 кв.м. (л.д. 21)
В ответ на указанное заявление Администрации направила в адрес заявителя уведомление N 01-02-1215/1 от 17.02.2021 об отказе в выдаче разрешения на размещение упомянутого объекта на землях площадью 416 кв.м. При этом Администрация указала, что испрашиваемые земли находятся в составе и границах территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования, установленный утвержденным документом территориального планирования муниципального образования, а именно в пределах границы объекта "Дорога автомобильная от улицы Автомобилистов до СОТ "Виктория" и Дорога автомобильная по улице Автомобилистов" в связи с чем предоставление земельного участка невозможно (л.д. 22).
Полагая, что указанный отказ Администрации не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, АО "ЮТЭК - Региональные сети" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
05.07.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая
ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (часть 3 статьи 39.33 ЗК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
Согласно пункту 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам относятся ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Как верно указано судом первой инстанции, спорный объект, о размещении которого Обществом были заявлены требования о выдаче разрешения, соответствует указанным критериям, что ответчиком не оспаривается.
Порядок размещения объектов, предусмотренных пунктом 6 статьи 39.33 ЗК РФ, определен в статье 39.36 ЗК РФ, согласно которой предусмотренные Перечнем N 1300 объекты размещаются в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, к полномочиям которых относятся, в том числе установление платы за размещение указанных объектов.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры данный порядок определен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п (далее - Порядок N 174-п).
Размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании соответствующего разрешения, выданного исполнительным органом государственной власти автономного округа или органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 2 Порядка N 174-п).
Для получения разрешения на размещение объектов заинтересованное лицо либо его представитель подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения в свободной форме. Пунктами 5 и 6 Порядка N 174-п определены содержание указанного заявления и документы, которые прилагаются к заявлению.
Пунктом 10 Порядка N 174-п определены основания для отказа в выдаче разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано, если:
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 Порядка N 174-п;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо в отношении него (испрашиваемых земель) заключено соглашение об установлении сервитута, принято решение об установлении публичного сервитута;
- на земли или земельный участок, на использование которых испрашивается разрешение, ранее выдано разрешение другому физическому или юридическому лицу;
- размещение объектов не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
В силу пункта 11 Порядка N 174-п в решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа, предусмотренное пунктом 10 Порядка N 174-п.
Оспаривая возможность предоставления испрашиваемых земель в порядке части 3 статьи 39.36 ЗК РФ, заинтересованное лицо указывает на то, что размещение испрашиваемого объекта не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования. Отказ основан на выводе о том, что испрашиваемые земли находятся в составе и границах территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об ошибочности указанного вывода на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ в Российской Федерации земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков Указанный классификатор в спорный период времени утвержден приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (далее - Классификатор).
Согласно кодам 12.0.1 и 12.0.2 Классификатора содержание видов разрешенного использования земельных участков общего пользования включает в себя, размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
Примечанием N 2 к Классификатору установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Примечание N 2 к Классификатору следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
В силу подпункта 10.1 пункта 1 ГрК РФ линия электропередач, классом напряжения до 35 кВ является линейным объектом.
Таким образом, размещение линейных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в Порядок N 1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. При этом данное положение применимо ко всем категориям земель, в том числе и к землям общего пользования, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий (пункт 7 статьи 95 ЗК РФ).
Суд апелляционной инстанции отдельно отмечает, что действующее законодательство не препятствует использованию земель или земельных участков общего пользования в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ, в целях размещения отдельных видов объектов, указанных в Порядке N 1300, в том числе линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования городской округ город Сургут, а также постановлением Администрации города от 20.03.2020 N 1865 "Об утверждении корректировки проекта межевания и проекта планировки (в части красных линий) территории улично-дорожной сети города Сургута" испрашиваемые Обществом земли расположены на территории ограниченной красными линиями и предназначенной для размещения объектов транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги "улица Автомобилистов" и автомобильной дороги "Дорога автомобильная от улицы Автомобилистов до СОТ "Виктория".
Учитывая особенности генерального плана муниципального образования городской округ город Сургут АО "ЮТЭК - Региональные сети" направило в муниципальное казенной учреждение "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса" запрос N 01-04/7108 от 09.10.2020 о получении разрешения на производство работ в районе расположения автомобильной дороги улица Автомобилистов, в ответ на которое получило согласование N 50-02-4247/0 от 16.10.2020 на производство строительно-монтажных работ по технологическому присоединению ПСК "Виктория" (л.д. 28). Таким образом, АО "ЮТЭК - Региональные сети" было получено согласие на размещение объектов электросетевого хозяйства со стороны дорожной службы, в ведении которой находятся вопросы содержания и использования дорог на территории г. Сургута.
С учетом изложенного, отказ Администрации от 17.02.2021 в выдаче разрешения на размещение линейного объекта противоречит вышеупомянутым нормам права и нарушает права и законные интересы заявителя поскольку препятствуют ему в исполнении своих обязательств по технологическому присоединению объекта ПСК N 26 "Виктория".
Доводы апелляционной жалобы относительно необходимости в рассматриваемом случае обратится в департамент архитектуры и строительства Администрации для получения разрешения на производство земляных работ на спорных земельных участках не основаны на положениях федерального и регионального законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Следовательно, отказ Администрации в выдаче разрешения на размещение линии электропередач на землях или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не основан на нормах закона, а также нарушает права и законные интересы АО "ЮТЭК - Региональные сети" в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина по ее апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.07.2021 по делу N А75-6902/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6902/2021
Истец: АО "ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА