г. Тюмень |
|
3 февраля 2022 г. |
Дело N А46-23679/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Буровой А.А. Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области на решение от 21.06.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 01.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-23679/2020 по заявлению Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ОГРН 1045504010925, ИНН 5503080121) к Администрации Шербакульского муниципального района Омской области (ОГРН 1025502132182, ИНН 5540005041) о взыскании 3 846 977,64 руб.
Суд установил:
Министерство строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Шербакульского муниципального района Омской области (далее - Администрация) о взыскании 3 846 977,64 руб., предоставленных в качестве субсидии, в том числе: 70 751,45 руб. по объекту "Реконструкция подъезда к деревне Елизаветино Шербакульского муниципального района Омской области" (далее - объект деревня Елизаветино), 3 776 226,19 руб. по объекту "Реконструкция подъезда к аулу Койчубай Шербакульского муниципального района Омской области" (далее - объект аул Койчубай).
Решением от 21.06.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований. Министерство указывает, что заявление в суд подано в связи с недостижением Администрацией показателей результативности использования субсидий в установленный срок (до 31.12.2018), а не из-за нецелевого использования ею бюджетных средств, что не принято во внимание судами. Поскольку недостижение показателей результативности в установленный срок Администрацией в настоящем деле не оспаривается, Министерство считает необоснованным ссылки судов на определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609 по делу А56-4672/2016, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234 по делу N А73-13126/2017, при рассмотрении которых установлены иные обстоятельства, а также полагает, что суды необоснованно не применили положения статьи 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания лиц, участвующих в деле, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела следующее.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-П утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" (далее - Государственная программа), в рамках реализации которой принято постановление Правительства Омской области от 01.03.2018 N 55-п "О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2018 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области" (далее - Постановление N 55-п).
Согласно пункту 200 приложения N 1 к Постановлению N 55-п на реконструкцию подъезда к деревне Елизаветино Шербакульского муниципального района Омской области из бюджета Омской области выделены денежные средства в размере 3 212 680 руб.; на реконструкцию подъезда к аулу Койчубай Шербакульского муниципального района Омской области - 76 710 526,95 руб.
На основании Государственной программы и Постановления N 55-п между Министерством и Администрацией заключены соглашения:
- от 25.05.2018 N ДТ-177п (далее - соглашение от 25.05.2018), определяющее порядок взаимодействия сторон в целях реализации мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции согласно приложению N 1 к настоящему соглашению (с дополнительным соглашением от 22.10.2018);
- от 26.10.2018 N 52659000-1-2018-003 (далее - соглашение от 26.10.2018), предметом которого является предоставление из бюджета Омской области в 2018 году бюджету Шербакульского муниципального района субсидии на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными субъекту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации соответствующим кодам классификации.
В соглашении от 25.05.2018 предусмотрены обязанности Администрации, в том числе обеспечить в срок до 31.12.2018 выполнение целевого показателя результативности предоставления субсидии - процент готовности проектно-сметной документации на реконструкцию объекта, 100 % - процент готовности реконструкции подъезда к объекту, 100 % - ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения - 5,37 км (пункт 2.3.9); обеспечить заключение муниципального контракта на выполнения работ на объекте (пункт 2.3.3).
Ссылаясь на недостижение Администрацией показателей результативности предоставления субсидии в рамках соглашений в установленные сроки, Министерство произвело расчет суммы денежных средств, подлежащих возврату из бюджета Шербакульского муниципального района Омской области в доход областного бюджета (70 751,45 руб. - по объекту деревня Елизаветино и 3 776 226,19 руб. - по объекту аул Койчубай) и направило уведомления о возврате сумм субсидий.
Неисполнение Администрацией указанных требований послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Оставляя требования Министерства без удовлетворения, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 1, 2, 34, 139 БК РФ, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 1 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), положениями Государственной программы, учитывая правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в определениях от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609 по делу N А56-4672/2016, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234 по делу N А73-13126/2017, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами и установленными обстоятельствами, пришли к выводу об отсутствии оснований для возврата субсидий.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 БК РФ (здесь и далее положения БК РФ приведены в редакции, действовавшей в период предоставления субсидий) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ (пункт 3 статьи 139 БК РФ в соответствующей редакции).
Согласно пункту 4 статьи 139 БК РФ (в соответствующей редакции) распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судами установлено и из материалов дела следует, что условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам, критерии отбора муниципальных образований Омской области для предоставления субсидий, определены подразделом X.II раздела X подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы (в редакции от 03.05.2018).
Показателем результативности предоставления субсидии на реконструкцию автомобильных дорог общего пользования является ввод в эксплуатацию автомобильной дороги (км). Оценка результативности и эффективности предоставления субсидий осуществляется Министерством на основании анализа предоставленной муниципальными образованиями Омской области отчетности.
Значения показателей результативности предоставления субсидий, а также форма, сроки и порядок предоставления муниципальными образованиями Омской области отчетности об исполнении условий предоставления и расходования субсидий, в том числе о достижении показателей результативности предоставления субсидий, устанавливаются соглашением.
Согласно пункту 3.4 соглашения от 25.05.2018 в случае, если муниципальным образованием Омской области по состоянию на 31.12.2018 не достигнуты показатели результативности предоставления субсидии, а также допущены нарушения обязательств в части соблюдения графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции), предусмотренные соглашением, объем средств, подлежащий возврату в областной бюджет, а также сроки возврата определяются в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Пунктом 4.1.5 соглашения от 26.10.2018 определено, что в случае, если по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 настоящего соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующем за годом предоставления субсидии в соответствии с настоящим соглашением, указанные нарушения не устранены, и (или) в случае, если Муниципалитетом (Администрация) по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Министерство вправе рассчитать в соответствии с абзацами 81-99 подраздела X.II. раздела Х Подпрограммы объем средств, подлежащих возврату из бюджета Шербакульского муниципального района в бюджет Омской области, направить Муниципалитету требование о возврате субсидии в бюджет Омской области в указанном объеме.
Подразделом X.II раздела Х подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы также предусмотрено, что в случае если муниципальным образованием Омской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты показатели результативности предоставления субсидии, предусмотренные соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Омской области в доход областного бюджета в срок до 20 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, определяется по утвержденной формуле.
Министерство в рамках настоящего спора просит возвратить средства субсидии, рассчитанные по формуле, предусматривающей возврат за недостижение показателей результативности по состоянию на 31.12.2018.
Суды, проанализировав условия соглашений, заключенных между Министерством и Администрацией, полно и всесторонне исследовав иные представленные в материалы дела доказательства (в том числе муниципальные контракты от 30.07.2018 N Ф.2018.364890 - по объекту деревня Елизаветино и от 12.07.2018 N Ф.2018.329335 - по объекту аул Койчубай, решение Администрации об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением своих обязательств подрядчиком от 06.12.2018 (деревня Елизаветино), соглашение о расторжении муниципальных контракта от 26.12.2018 (аул Койчубай), разрешения на ввод в эксплуатацию от 20.07.2020 N 55-32-02-2020 (аул Койчубай) и от 26.11.2020 N 55-32-04-2020 (деревня Елизаветино), отчет строительного контроля ООО "СтройПодряд" от 20.11.2018), установили, что Администрацией предприняты все зависящие от нее меры для освоения предоставленной субсидии в рамках 2018 финансового года; работы в рамках контракта по реконструкции подъезда к деревне Елизаветино (укладка дорожного полотна) в срок не выполнены по вине подрядчика (спор, возникший в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, является предметом судебного разбирательства в рамках дела N А46-3872/2020); при исполнении контракта по объекту аул Койчубай работы в установленные сроки не были выполнены из-за погодных условий, низких температур (устройство дорожной разметки) с учетом положений пункта 15.10 СП 78.13330.2012 "Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 272.
Судами также отмечено, что Министерство не опровергло доводы Администрации о позднем доведении бюджетных средств, что привело к заключению муниципальных контрактов лишь 12.07.2018 и 30.07.2018, как следствие невозможности выполнить обязательства по ним с соблюдением установленных требований и норм в отведенные сроки.
Установив данные обстоятельства, свидетельствующие об исполнении Администрацией обязанностей по соглашениям от 25.05.2018, от 26.10.2018 (объекты введены в эксплуатацию), то есть о фактическом достижении показателей результативности с нарушением сроков, отсутствии нецелевого, нерезультативного или неэффективного использования Администрацией средств субсидии, о наличии препятствий для своевременного исполнения обязательств по соглашениям, не зависящих от Администрации и находившихся вне зоны ее контроля, то есть об отсутствии нарушений, в связи с которыми объекты были введены в эксплуатацию после 31.12.2018, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для возврата субсидий.
Несвоевременное исполнение Администрацией обязанностей по соглашениям, на которое указывает Министерство в качестве основания для удовлетворения исковых требований, при установленном факте их полного исполнения и ввода объектов в эксплуатацию на дату обращения Министерства в суд (декабрь 2020 года) не является безусловным основанием для обязания вернуть выделенные субсидии.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Министерства по делу, не опровергают выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Министерства не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 01.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-23679/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, проанализировав условия соглашений, заключенных между Министерством и Администрацией, полно и всесторонне исследовав иные представленные в материалы дела доказательства (в том числе муниципальные контракты от 30.07.2018 N Ф.2018.364890 - по объекту деревня Елизаветино и от 12.07.2018 N Ф.2018.329335 - по объекту аул Койчубай, решение Администрации об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением своих обязательств подрядчиком от 06.12.2018 (деревня Елизаветино), соглашение о расторжении муниципальных контракта от 26.12.2018 (аул Койчубай), разрешения на ввод в эксплуатацию от 20.07.2020 N 55-32-02-2020 (аул Койчубай) и от 26.11.2020 N 55-32-04-2020 (деревня Елизаветино), отчет строительного контроля ООО "СтройПодряд" от 20.11.2018), установили, что Администрацией предприняты все зависящие от нее меры для освоения предоставленной субсидии в рамках 2018 финансового года; работы в рамках контракта по реконструкции подъезда к деревне Елизаветино (укладка дорожного полотна) в срок не выполнены по вине подрядчика (спор, возникший в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, является предметом судебного разбирательства в рамках дела N А46-3872/2020); при исполнении контракта по объекту аул Койчубай работы в установленные сроки не были выполнены из-за погодных условий, низких температур (устройство дорожной разметки) с учетом положений пункта 15.10 СП 78.13330.2012 "Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 272."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2022 г. N Ф04-8259/21 по делу N А46-23679/2020
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8259/2021
03.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8503/2021
01.10.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8503/2021
21.06.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-23679/20