г. Тюмень |
|
7 февраля 2022 г. |
Дело N А46-16159/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел кассационные жалобы департамента имущественных отношений администрации города Омска и департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 19.07.2021 (судья Чернышев В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-16159/2020 по иску товарищества собственников жилья "Мишина 8" (644109, город Омск, улица И. Мишина, дом 8, ОГРН 1145543018279, ИНН 5505220818) к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644024, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003), департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) об обязании совершить действия по формированию земельного участка и постановке на кадастровый учет.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области, бюджетное учреждение Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области", публичное акционерное общество Коммерческий Банк "Промышленно-финансовое сотрудничество", публичное акционерное общество "Плюс Банк", публичное акционерное общество "Сбербанк России", Банк ВТБ (публичное акционерное общество), акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк", "Газпромбанк" (акционерное общество), Фонд развития жилищного строительства Омской области "Жилище", акционерное общество "Омская региональная ипотечная корпорация", департамент образования администрации города Омска, общества с ограниченной ответственностью: ЖКО "Московка", "Управляющая компания "Новый дом", Холдинговая компания "СтройТеплоМонтаж-Омск", "Мой Омск".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Шмаков Г.В.) в заседании, открытом 25.01.2022, до объявления в нем перерыва приняли участие представители: департамента имущественных отношений администрации города Омска - Пятков К.В. по доверенности от 13.09.2021; товарищества собственников жилья "Мишина 8" - управляющая Любочко А.В. согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Фролов А.А. по доверенности от 10.01.2022; после перерыва 01.02.2022: департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска - Бруева Е.А. по доверенности от 16.02.2021; департамента имущественных отношений администрации города Омска - Анненкова В.А. по доверенности от 01.10.2021; товарищества собственников жилья "Мишина 8" - управляющая Любочко А.В., Фролов А.А. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
товарищество собственников жилья "Мишина 8" (далее - ТСЖ "Мишина 8", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент архитектуры), департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент имущественных отношений), в котором просило:
- обязать департамент архитектуры образовать земельный участок площадью 10 078 кв. м, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Игоря Мишина, д. 8, в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905, путем утверждения схемы расположения земельного участка и ее направления в департамент имущественных отношений для осуществления кадастровых работ в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу;
- обязать департамент имущественных отношений организовать кадастровые работы по формированию земельного участка площадью 10 078 кв. м, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Игоря Мишина, д. 8, в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905, на основании утвержденной департаментом архитектуры схемы расположения земельного участка и осуществить действия, направленные на постановку на кадастровый учет земельного участка в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения от департамента архитектуры утвержденной схемы расположения земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области, Бюджетное учреждение Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области", публичное акционерное общество Коммерческий Банк "Промышленно-финансовое сотрудничество", публичное акционерное общество "Плюс Банк", публичное акционерное общество "Сбербанк России", Банк ВТБ (публичное акционерное общество), акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк", "Газпромбанк" (акционерное общество), Фонд развития жилищного строительства Омской области "Жилище", акционерное общество "Омская региональная ипотечная корпорация", департамент образования администрации города Омска, общества с ограниченной ответственностью: ЖКО "Московка", "Управляющая компания "Новый дом", Холдинговая компания "СтройТеплоМонтаж-Омск", "Мой Омск".
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.07.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021, заявленные требования удовлетворены. Суд возложил на департамент архитектуры обязанность образовать земельный участок площадью 10 078 кв. м, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Игоря Мишина, д. 8, в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905, путем утверждения схемы расположения земельного участка и ее направления в департамент имущественных отношений для осуществления кадастровых работ в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу. Также возложил на департамент имущественных отношений обязанность организовать кадастровые работы по формированию земельного участка площадью 10 078 кв. м, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Игоря Мишина, д. 8, в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905, на основании утвержденной департаментом архитектуры схемы расположения земельного участка и осуществить действия, направленные на постановку на кадастровый учет земельного участка в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения от департамента архитектуры утвержденной схемы расположения земельного участка. С обоих департаментов в пользу товарищества судом взыскано в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по 1 500 руб. с каждого.
Не согласившись с решением и постановлением, департамент имущественных отношений и департамент архитектуры обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных товариществом требований.
В обоснование своей кассационной жалобы департамент архитектуры, ссылаясь на положения пункта 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приводит доводы о том, что образование земельных участок в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, который применительно к территории, в границах которой предусмотрено образование спорного земельного участка, отсутствует, при этом подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими и юридическими лицами за счет их средств.
Департамент архитектуры в кассационной жалобе обращает внимание на то, что согласно выводам судов, изложенным во вступивших в законную силу решениях Арбитражного суда Омской области от 10.07.2019 по делу N А46-20987/2018, от 22.01.2020 по делу N А46-21414/2019, основания для постановки на кадастровый учет нового земельного участка в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905, отсутствуют, так как восстановление земельного участка на кадастровом учете нарушило бы права иных собственников исходного земельного участка с учетом выделения из него участков, учет которых также был аннулирован, и кроме того, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ.
Кроме того, департамент архитектуры ссылается на то, что на обращение товарищества от 15.06.2020 об образовании спорного земельного участка и постановки его на кадастровый учет, заявителю сообщено, что указанный вопрос к компетенции департамента не отнесен, в связи с чем обращение было направлено в департамент имущественных отношений.
Департамент имущественных отношений, обжалуя судебные акты, считает, что, указав на то, что отсутствие проекта межевания территории не является препятствием для удовлетворения требований товарищества, поскольку образование земельного участка осуществляется в частности на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суд апелляционной инстанции не учел, что указанная схема, подготовка которой входит в полномочия департамента архитектуры, на момент отказа товариществу в предоставлении земельного участка не была подготовлена и отсутствует в настоящее время, в связи с чем департамент имущественных отношений прав заявителя не нарушал.
В судебном заседании объявлялся перерыв для предоставления сторонами письменных пояснений.
Поступившие от департамента архитектуры дополнительные пояснения, а также отзыв ТСЖ "Мишина 8" на кассационные жалобы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представители департамента архитектуры и департамента имущественных отношений поддержали доводы кассационных жалоб, представители товарищества поддержали доводы отзыва и просили отказать в удовлетворении кассационных жалоб, оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Учитывая надлежащее извещение неявившихся в судебное заседание иных участвующих в деле лиц о времени и месте его проведения, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 10.01.2008 N Д-Л-31-7318 департамент имущественных отношений предоставил государственному учреждению Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" в аренду для строительства многоэтажных домов земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:3023 площадью 141 902 кв. м.
Согласно межевому плану от 19.12.2013 из указанного участка выделены 4 участка с кадастровыми номерами 55:36:170110:5905, 55:36:170110:5906, 55:36:170110:5907, 55:36:170110:5908 под фактически построенные дома.
На одном из образованных участков с кадастровым номером 55:36:170110:5905 площадью 10 078 кв. м полностью построен и сдан в эксплуатацию в две очереди многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 55:36:170110:3508, адрес: Омская область, г. Омск, ул. Мишина, д. 8. Строительство первой очереди площадью 5 137,9 кв. м завершено в 2009 году, второй площадью 12 497,5 кв. м - в 2012 году.
Между тем согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:5905 снят с кадастрового учета по заявлению департамента имущественных отношений 22.12.2015.
Полагая аннулирование кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:5905 нарушающим права собственников многоквартирного дома по адресу г. Омск, ул. Мишина, д. 8, товарищество обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2019 по делу N А46-20987/2018, которое в вышестоящих инстанциях не обжаловалось, заявленные товариществом требования удовлетворены в части. Суд признал незаконными действия департамента имущественных отношений, выраженные в направлении заявления в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Омской области от 11.12.2015, регистрационный N 55-0-1-21/3003/2015-13202 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:5905, площадью 10 078 кв. м, расположенного по адресу: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, ул. И. Мишина, д. 8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для многоэтажной застройки.
Суд исходил из того, что указанный жилой дом введен в эксплуатацию и на земельный участок возникло право долевой собственности собственников квартир дома, а незаконные действия департамента имущественных отношений, направленные на снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:5905, порождают для собственников многоквартирного дома дополнительные затраты в настоящий момент, связанные с формированием и постановкой на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен жилой дом, так как собственники квартир выразили мнение формировать участок именно под своим домом, а не считаться сособственниками земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:3023 общей площадью - 141 902 кв. м, находящемся по адресу: Омская область, г Омск, р-н Ленинский АО, пр-кт Сибирский, д. 12, на котором также расположены иные объекты недвижимости.
При этом оснований для применения такого способа восстановления прав как восстановление аннулированных сведений в отношении указанного земельного участка суд не усмотрел со ссылкой на то, что все земельные участки, выделенные из земельного участка 55:36:170110:3023, сняты с государственного кадастрового учета, и восстановление на учете земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:5905 нарушило бы права иных собственников земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:3023 (в том числе и с учетом выделения из него земельных участков, учет которых также был также аннулирован на основании заявления департамента имущественных отношений).
ТСЖ "Мишина 8", полагая, что восстановление его прав возможно путем возложения на заинтересованных лиц обязанности по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905, обратилось в арбитражный суд с заявлением с соответствующим заявлением к департаменту имущественных отношений и департаменту архитектуры, рассмотренным в рамках дела N А46-21414/2019.
Решением Арбитражного суда Омской области по делу от 22.01.2020 по делу N А46-21414/2019, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2020, товариществу в удовлетворении требований к департаменту имущественных отношений отказано в связи с тем, что на момент рассмотрения дела данный департамент не является лицом, уполномоченным на принятие решения об образовании земельного участка, а к департаменту архитектуры отказано поскольку ТСЖ "Мишина 8" заявлением о формировании земельного участка в этот департамент не обращалось. Кроме того, арбитражный суд указал на то, что в рамках дела N А46-20987/2018 была установлена невозможность восстановления на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 55636:170110:5905. Судом отмечено также отсутствие основания для постановки на кадастровый учет нового земельного участка в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905, так как согласно пункту 4 статьи 11.2, пункту 3 статьи 11.3 ЗК РФ для этого требуется наличие в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, и утвержденный проект межевания территории.
Полагая действия заинтересованных лиц, направленные на снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:5905, порождающими для собственников многоквартирного дома дополнительные затраты, связанные с формированием и постановкой на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен жилой дом, ТСЖ "Мишина 8" обратилось с заявлением об образовании испрашиваемого земельного участка в департамент архитектуры и в департамент имущественных отношений.
На указанное заявление департамент архитектуры сообщил в письме от 19.06.2020 о том, что вопрос, изложенный в обращении, к его полномочиям не отнесен в связи с чем обращение товарищества направлено в департамент имущественных отношений для дальнейшего рассмотрения в пределах компетенции.
Департамент имущественных отношений на обращение ТСЖ "Мишина 8" по вопросу образования (формирования) земельного участка и постановки на государственный кадастровый учет образованного земельного участка, для последующей передачи в собственность собственникам квартир, в своем ответе указал, что образование земельных участков (путем раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельных участков) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами, в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории, при этом на территорию, в границах которой располагается многоквартирный дом по адресу: улица И. Мишина, дом 8, проект межевания не утвержден, и также согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Отсутствие удовлетворения департаментами заявления товарищества послужило ему основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением, рассмотренным в рамках настоящего дела.
Удовлетворяя заявленные товариществом требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались положениями пункта 4 части 1 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 5, 6 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ (далее - Закон о введении в действие ЖК РФ), пунктов 1, 4 статьи 11.2, подпункта 3 пункта 1, пункта 2, пункта 4 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ, Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 (далее - Положение о департаменте архитектуры), Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, и исходили из того, что даже в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами образование земельного участка из земель публичной собственности при отсутствии утвержденного проекта межевания предусмотрено в исключительных случаях, в частности для целей предоставления образуемого участка собственникам расположенных на нем зданий в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при этом вопросы, связанные с образованием участка и утверждением схемы расположения земельного участка, реализуются департаментом архитектуры, а постановка на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами относится к полномочиям департамента имущественных отношений.
В отношении довода заинтересованных лиц о необходимости получения согласия арендатора и залогодержателей на раздел земельного участка, суды отметили, что все заинтересованные лица (банки, арендатор земельного участка, субарендатор, застройщики и т.д.) привлечены к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, и никаких возражений против удовлетворения заявленных требований не высказали, спора о размере площади испрашиваемого товариществом земельного участка не имеется, более того, в судебном заседании апелляционной инстанции третьи лица ссылались на отсутствие возражений в части размера и расположения границ земельного участка. При этом управление Росреестра в судебном заседании указало, что формирование нового земельного участка возможно при наличии письменного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей, которое и должно быть получено в процессе формирования земельного участка.
Оснований для отмены обжалуемых департаментом судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании пункта 4 статьи 16 Закона Закон о введении в действие ЖК РФ образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 6 статьи 16 приведенного Закона разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, выдается только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По общему правилу образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
По правилу статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 К РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В пункте 3 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрены случаи, когда образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, но за исключением случаев образования земельного участка: для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
На основании приведенных правовых положений, учитывая безусловное право собственников помещений многоквартирного дома на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, занятого многоквартирным домом и необходимого для его эксплуатации, и безусловную обязанность органа местного самоуправления образовать такой земельный участок, руководствуясь подпунктами 8, 18 пункта 19 Положения о департаменте архитектуры, к полномочиям которого отнесено принятие решения об образовании земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена; рассмотрение заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и по результату рассмотрения указанных заявлений, в случаях отсутствия утвержденного проекта межевания территории, - совершение действий, предусмотренных подпунктами 1, 3 пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ (принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка и направление этого решения с приложением указанной схемы заявителю, либо об отказе в утверждении такой схемы), а также исходя из полномочий департамента имущественных отношений, определенных пунктами 19-20, 22 Положения о названном департаменте, а именно по организации кадастровых работ в отношении объектов земельных отношений на территории города Омска, за исключением работ, организуемых департаментом архитектуры; по обращению в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение ЕГРН, с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков (их частей), находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков (их частей), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков (их частей), в отношении которых кадастровые работы организованы департаментом архитектуры; по согласованию в установленных законодательством Российской Федерации случаях документации, подготовленной при проведении кадастровых работ на территории города Омска, суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили заявленные товариществом требования, распределив в соответствии с компетенцией департаментов выполнение работ по образованию испрашиваемого заявителем земельного участка и по постановке его на кадастровый учет.
Доводы кассационных жалоб обоих департаментов, ссылающихся на невозможность образования испрашиваемого товариществом земельного участка, расположенного в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, применительно к спору по настоящему делу суд кассационной инстанции считает ошибочными, поскольку такие доводы не учитывают положений подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, определяющих исключение из указанного правила для рассматриваемого случая образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенного на нем многоквартирного дома, которое осуществляется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Установив в ходе судебного разбирательства отсутствие возражений всех привлеченных судом к участию в деле заинтересованных лиц (смежных землепользователей, арендаторов, субарендаторов, залогодержателей) на образование товариществу земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома N 8 по ул. И. Мишина в границах, аналогичных тем, с которыми земельный участок ранее был поставлен на кадастровый учет и неправомерно снят с кадастрового учета, суды обоснованно указали на то, что обязание департаментов образовать земельный участок путем утверждения схемы и организовать кадастровые работы по его формированию не нарушает прав и законных интересов заинтересованных лиц.
При этом ссылка департамента архитектуры на то, что судами не учтено, что в рамках дела N А46-20987/2018 товариществу отказано в применении такого способа восстановления прав как восстановление аннулированных сведений в отношении указанного земельного участка в связи с тем, что восстановление на учете земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:5905 нарушило бы права иных собственников исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:3023, не влияет на выводы судов по настоящему делу, поскольку при его рассмотрении с включением в предмет исследования вопроса о фактическом наличии или отсутствии нарушения прав иных лиц, в том числе правообладателей других земельных участков, образованных, наряду с земельным участком товарищества, из исходного участка, установлено, что права третьих лиц при удовлетворении требований ТСЖ "Мишина 8" не нарушаются.
Ссылка департамента архитектуры на то, что в прежних границах испрашиваемый товариществом земельный участок имел определенную изломанность, что не позволило арбитражному суду при рассмотрении дела N А46-21414/2019 восстановить в кадастровом учете аннулированные в отношении него сведения, не может быть принята во внимание, поскольку, как следует из материалов настоящего дела, именно в испрашиваемых границах земельный участок в 2013 году был образован путем выделения из исходного земельного участка, предоставленного бюджетному учреждению Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" для строительства нескольких многоквартирных домов, социальной инфраструктуры, и в таких же границах был сформирован и поставлен на кадастровый учет с целевым использованием - под многоквартирным домом, после его ввода в эксплуатацию (первая очередь в 2009 году, вторая очередь - в 2012 году).
Кроме того, такое приведенное департаментом архитектуры только в кассационной жалобе основание, не указано в качестве основания для отказа в образовании земельного участка по поданному товариществом заявлению, отказ в котором явился основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.
Суд кассационной инстанции также исходит из отсутствия оснований для вывода о нарушении судами процессуальных положений о преюдициальном значении вступившего в законную силу судебного акта, поскольку вопрос о наличии или отсутствии изломанности границ земельного участка, изначально образованного под введенным в эксплуатацию многоквартирным домом N 8 по ул. И. Мишина, не являлся непосредственно предметом спора, заявленного в деле N А46-21414/2019 с тем необходимым изучением и оценкой соответствующих доказательств, установлением причин определения границ участка, которая требуется для вывода об установлении обстоятельств, не требующих доказывания в рамках настоящего дела. В рамках названного дела, как было указано выше, отказ департамента имущественных отношений в образовании товариществу земельного участка признан правомерным в связи с тем, что в компетенцию указанного департамента не входит рассмотрение данного вопроса, а в признании незаконным бездействия департамента архитектуры отказано лишь потому, что товарищество с соответствующим заявлением к указанному департаменту не обращалось.
Окружной арбитражный суд также отмечает, что представленным в материалы настоящего дела доказательствам соответствуют не опровергнутые департаментами пояснения товарищества о том, что изначальное формирование и кадастровый учет испрашиваемого участка определялись особенностью конфигурации многоквартирного дома, фактическим пользованием земельного участка с учетом иных объектов капитального строительства, возведенных на исходном участке и расположением на спорном участке элементов благоустройства. Доводов о том, что неровность части западной границы ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом N 8 по ул. И. Мишина, и неправомерно снятого с кадастрового учета в 2015 году, характеризуется не допускаемой нормами ЗК РФ изломанностью, департаментами не приведено, и судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не установлено.
При таких установленных судами по настоящему делу обстоятельствах не имеется фактических и правовых оснований для отказа товариществу в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Довод департамента имущественных отношений относительно отсутствия нарушения с его стороны прав и законных интересов товарищества не принят во внимание судами первой и апелляционной инстанции, учитывая, что, зная о том, что именно неправомерные действия органа местного самоуправления по обращению в управление Росреестра с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка, сформированного под многоквартирным домом, повлекли необходимость обращения товарищества за образованием земельного участка вновь, департамент имущественных отношений не предпринял всех необходимых и зависящих от него мер, направленных на исправление спорной ситуации и восстановление нарушенных прав и законных интересов ТСЖ "Мишина 8". При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные товариществом требования, обязав департамент имущественных отношений в течение 30 календарных дней с даты получения от департамента архитектуры утвержденной схемы расположения земельного участка организовать кадастровые работы по формированию земельного участка.
Поскольку фактические обстоятельства дела установлены судами на основании полного и всестороннего исследования доказательств, к установленным обстоятельствам судами правильно применены нормы материального права, процессуальные положения при рассмотрении спора судами не нарушены, основания для удовлетворения кассационных жалоб по приведенным в них доводам отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 19.07.2021 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по делу N А46-16159/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании приведенных правовых положений, учитывая безусловное право собственников помещений многоквартирного дома на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, занятого многоквартирным домом и необходимого для его эксплуатации, и безусловную обязанность органа местного самоуправления образовать такой земельный участок, руководствуясь подпунктами 8, 18 пункта 19 Положения о департаменте архитектуры, к полномочиям которого отнесено принятие решения об образовании земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена; рассмотрение заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и по результату рассмотрения указанных заявлений, в случаях отсутствия утвержденного проекта межевания территории, - совершение действий, предусмотренных подпунктами 1, 3 пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ (принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка и направление этого решения с приложением указанной схемы заявителю, либо об отказе в утверждении такой схемы), а также исходя из полномочий департамента имущественных отношений, определенных пунктами 19-20, 22 Положения о названном департаменте, а именно по организации кадастровых работ в отношении объектов земельных отношений на территории города Омска, за исключением работ, организуемых департаментом архитектуры; по обращению в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение ЕГРН, с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков (их частей), находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков (их частей), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков (их частей), в отношении которых кадастровые работы организованы департаментом архитектуры; по согласованию в установленных законодательством Российской Федерации случаях документации, подготовленной при проведении кадастровых работ на территории города Омска, суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили заявленные товариществом требования, распределив в соответствии с компетенцией департаментов выполнение работ по образованию испрашиваемого заявителем земельного участка и по постановке его на кадастровый учет.
Доводы кассационных жалоб обоих департаментов, ссылающихся на невозможность образования испрашиваемого товариществом земельного участка, расположенного в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, применительно к спору по настоящему делу суд кассационной инстанции считает ошибочными, поскольку такие доводы не учитывают положений подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, определяющих исключение из указанного правила для рассматриваемого случая образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенного на нем многоквартирного дома, которое осуществляется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2022 г. N Ф04-7402/21 по делу N А46-16159/2020
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7402/2021
07.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7402/2021
04.10.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9651/2021
19.07.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-16159/20