г. Тюмень |
|
8 февраля 2022 г. |
Дело N А67-4768/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Куприной Н.А.,
судей Мальцева С.Д.,
Шабаловой О.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" на решение от 10.08.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Бирюкова А.А.) и постановление от 12.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Аюшев Д.Н., Колупаева Л.А.) по делу N А67-4768/2021 по иску муниципального унитарного предприятия Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (636840, Томская область, Асиновский район, город Асино, улица Ивана Буева, дом 67, ИНН 7002020823, ОГРН 1197031057860) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" (636840, Томская область, Асиновский район, город Асино, улица Мичурина, дом 7, ИНН 7002008336, ОГРН 1027002952800) о взыскании денежных средств.
Суд установил:
муниципальное унитарное предприятие Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" (далее - учреждение) о взыскании 4 739 431,50 руб. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ) за период с января по март 2021 года.
Решением от 10.08.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 12.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены следующие доводы: объем оказанных обществом услуг, включая плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, подтверждается актами выполненных работ (оказанных услуг), подписанными сторонами и скрепленными их печатями, оплачен учреждением в полном объеме; судами не принято во внимание, что учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из федерального бюджета, к числу важных функций которой относится материально-бытовое обеспечение содержания осужденных, направленное на удовлетворение их потребностей, создания необходимых условий в жилой зоне, включающих производство готовых блюд и продуктов питания, баню, парикмахерскую, прачечную с дезинфекционной камерой, мастерские по ремонту обуви, одежды, камеру хранения личных вещей, сушилку и другие коммунально-бытовые объекты, поэтому истцом обоснованно применен упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, предусмотренный пунктом 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Представленный обществом отзыв, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, приобщен к материалам кассационного производства.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, между обществом (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - организация ВКХ) и учреждением (абонент) заключены государственные контракты водоотведения от 15.02.2021 N 64/21-1, от 24.02.2021 N 64/21 (далее - контракты) с указанием срока начала исполнения обязательств по ним с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно, согласно которым организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов ЦСВ, нормативы по объему отводимых в ЦСВ сточных вод и нормативы состава сточных вод и производить организации ВКХ оплату водоотведения в сроки и порядке, определенных в контрактах (пункт 1.1 контрактов).
В пункте 1.2 контрактов стороны согласовали, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации ВКХ определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности согласно приложению N 1.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3.2 контрактов абонент обязался оплатить организации ВКХ оказанные услуги по приему от абонента в ЦСВ сточных вод и загрязняющих веществ в полном объеме.
Согласно пункту 3.3 контрактов расчетный период равен календарному месяцу. Абонент оплачивает сточные воды в объеме отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Абонент обязался получать все платежные и иные необходимые для исполнения контрактов документы по месту нахождения организации ВКХ: город Асино, улица И. Буева, дом 15А. При невозврате абонентом подписанного акта выполненных работ в течение 5 календарных дней с момента его получения и отсутствии претензий по качеству оказанных услуг и количеству принятых сточных вод, акт считается признанным (согласованным) абонентом. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации ВКХ.
Пунктом 3.6 контрактов предусмотрено, что размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также размер платы за нарушение абонентом нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ рассчитываются в соответствии с требованиями Правил N 644. Оплата за негативное воздействие на работу ЦСВ производится абонентом в соответствии пунктом 3.2 контрактов, дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде.
Организация ВКХ обязана требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (подпункт "е" пункта 4.1 контрактов).
В обязанности организации ВКХ входит осуществление контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов состава отводимых в ЦСВ сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (подпункт "ж" пункта 4.1 контрактов).
Общество имеет право взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, плату за негативное воздействие на работу ЦСВ (подпункт "г" пункта 4.2 контрактов).
По условиям подпункта "е" пункта 4.3 контрактов абонент обязан производить оплату по договору в сроки, порядке и размере, которые определены в соответствии с договором, а также вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в ЦСВ, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за вред, причиненный водному объекту, при этом абонент обязуется получать все платежные и иные необходимые для исполнения договора документы (в том числе счета, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.) по месту нахождения организации ВКХ.
Абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, в том числе обеспечивать реализацию плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (подпункт "з" пункта 4.3 контрактов).
Согласно пунктам 7.1, 7.2, 7.3 контрактов контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ микроорганизмов и нормативы допустимых сбросов по составу сточных вод (далее - нормативы допустимых сбросов), осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728). Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами N 728. Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ указаны в Правилах N 644, Федеральном Законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Специалистами общества с соблюдением условий контрактов в присутствии представителя учреждения произведен отбор проб сточных вод из контрольного канализационного колодца по улице Мичурина, дом 7, о чем составлен акт отбора пробы сточной воды, отводимой абонентом в ЦСВ от 27.01.2021 N 157/39.
О предстоящем отборе проб в соответствии с Правилами N 728 руководство учреждения уведомлено письмом от 20.01.2021 N 46 о предстоящем отборе проб.
Копия акта от 27.01.2021 N 157/39 направлена истцом ответчику с сопроводительным письмом от 28.01.2021 N 71.
В результате анализа взятой пробы лабораторией аккредитованной организации областным государственным бюджетным учреждением "Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования" установлены превышения допустимых концентраций в сточных водах учреждения, о чем составлен протокол результатов измерений от 04.02.2021 N 60, направленный учреждению с письмом от 05.02.2021 N 100.
В связи с этим обществом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ за период с января по март 2021 года, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на общий объем по контрактам за январь 2021 года, предъявлены счета, акты. В результате произведенного доначисления размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на общий объем с учетом ранее произведенных учреждением оплат составил 4 739 431,50 руб.
Истец направил ответчику претензию от 12.05.2021 N 422 с требованием до 14.06.2021 произвести оплату за негативное воздействие на работу ЦСВ на основании выявленного факта нарушения концентраций загрязняющих веществ в результате сброса сточных вод в ЦСВ - за январь - март 2021 года, неисполнение которой послужило основанием обращения общества в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 8, 307, 309, 310, 779, 781, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 2, 3, 5, 7, 14 Закона о водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пунктами 25, 35, 36, 111, 112, 113, 114, 118, 119, 120, 121, 123 Правил N 644, Правилами N 728, правовой позицией, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П, условиями контрактов.
Исходя из наличия между сторонами гражданско-правовых отношений по водоотведению, урегулированных контрактами, действовавшими в исковой период, установив, что в данном случае сторонами не оспаривается, что среднесуточный объем сбрасываемых учреждением сточных вод составляет менее 30 куб. м, при этом в результате анализа отобранной на объекте учреждения пробы установлены превышения допустимых концентраций в сточных водах, в связи с чем обществом произведено доначисление платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, которая в добровольном порядке ответчиком не уплачена, суды первой и апелляционной инстанций, проверив правильность расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, пришли к выводу об удовлетворении исковых требований.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, с учетом возражений, изложенных в отзыве, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"), суд округа считает выводы судов соответствующим установленным обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и указанными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также производить организации ВКХ оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 установлено право организации ВКХ взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в ЦСВ, а в подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 соответствующая обязанность абонента производить оплату.
Как следует из пункта 113 Правил N 644, сточные воды, отводимые в ЦСВ, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в ЦСВ веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в ЦСВ, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1); б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
По пункту 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов ОВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ.
В силу пункта 123(4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 01.07.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
Как указано в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41, приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоснабжении.
Абзацем двенадцатым пункта 123(4) Правил N 644 предусмотрено, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 Правил N 644, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем этого пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644.
Таким образом, актуальная редакция Правил N 644 определяет условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов. При этом абоненту предоставлено право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу ЦСВ для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами N 644.
Ранее действовавшая редакция пункта 123(4) Правил N 644 предусматривала аналогичный механизм внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ, однако, он распространялся лишь на отдельные категории абонентов, хозяйственная деятельность которых заведомо (презюмируемо) оказывала негативное воздействие на ЦСВ, исключая необходимость систематического осуществления мероприятий по контролю состава сбрасываемых ими стоков. Действующая же редакция указанного пункта не предполагает учета вида деятельности абонента, то есть вводит общую презумпцию того, что любой абонент, сбрасывающий стоки в малом объеме, оказывает негативное воздействие на ЦСВ и обязан вносить за это плату. При этом наличие технической возможности осуществления отбора проб сточных вод не влияет на порядок применения к ответчику положений пункта 123(4) Правил N 644.
Таким образом, в соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ производится на основании результатов отборов проб в соответствии с пунктом 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил N 644, а при наличии условий, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, - без отборов проб.
Частью 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном Правилами N 644.
Аналогичное положение содержится и в пункте 194 Правил N 644 (раздел XV) (в Правила N 644 включен новый раздел, устанавливающий на федеральном уровне единый порядок исчисления и взимания платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод).
Согласно пункту 194 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по формуле, приведенной в пункте 197 Правил N 644.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 внесены изменения в Правила N 644, в том числе предусмотрен упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Из положений пункта 167 Правил N 644 следует, что нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов:
а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. м - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;
б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. м - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167 (который по содержанию видов деятельности аналогичен абзацу второму пункта 203 Правил N 644).
Исследовав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в дело доказательства по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, установив факт осуществления ответчиком видов деятельности, с применением которых пункт 203 Правил N 644 связывает начисление платы за сброс загрязняющих веществ, принимая во внимание, что действующим законодательством предусмотрена обязанность абонента по соблюдению нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами, а также по внесению платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, в том числе с использованием упрощенного порядка определения таковой платы, ее взыскание произведено судами обеих инстанций правомерно.
Также судами обоснованно принято во внимание непредставление учреждением обществу декларации в установленном порядке, так как поступившая 30.10.2020 от ответчика истцу декларация не соответствовала требованиям пункта 130 Правил N 644, поскольку схема внутриплощадочных канализационных сетей объекта не оформлена надлежащим образом, отсутствовали обозначения, не заверена печатью и подписью руководителя; фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента и фактические показатели свойств сточных вод абонента не заполнены; информация о среднесуточном фактическом объеме сбрасываемых сточных вод за истекший календарный год отсутствовала.
На предложение общества исправить допущенные ошибки учреждение исправление не представило.
Арифметическая составляющая расчета платы ответчиком не оспорена (статьи 9, 65 АПК РФ).
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой апелляционной суда в рамках конкретного дела, который в силу присущих ему дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешает дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Исходя из общих правил доказывания, коррелирующих с принципом состязательности и равноправия сторон (статьи 9, 65 АПК РФ), каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих требований и возражений.
При этом следует учитывать, что в общеисковом процессе с равными возможностями спорящих лиц по сбору доказательств, применим обычный стандарт доказывания, который может быть поименован как "разумная степень достоверности" или "баланс вероятностей" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС16-18600(5-8)).
Он предполагает вероятность удовлетворения требований истца при представлении им доказательств, с разумной степенью достоверности подтверждающих обстоятельства, положенные в основание иска.
Представление суду утверждающим лицом подобных доказательств, не скомпрометированных его процессуальным оппонентом, может быть сочтено судом достаточным для вывода о соответствии действительности доказываемого факта для целей принятия судебного акта по существу спора.
При этом опровергающее лицо вправе оспорить относимость, допустимость и достоверность таких доказательств, реализовав собственное бремя доказывания.
По результатам анализа и оценки доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ суд разрешает спор в пользу стороны, чьи доказательства преобладают над доказательствами процессуального противника (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 305-ЭС17-4004(2)).
Аргументы заявителя кассационной жалобы о его финансировании из федерального бюджета, выполнении функции по обеспечению деятельности, в том числе коммунально-бытовых условий исправительного учреждения, не принимаются судом округа, так как в рассматриваемой ситуации характер деятельности абонента не имеет значения для существа настоящего спора.
Правилами N 644 предусмотрен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу ЦСВ согласно пунктам 120 и 123 Правил N 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу ЦСВ по соответствующим формулам.
Установленные судами обстоятельства проведения обществом в определенном законом порядке отбора проб сточных вод, выявления превышения загрязняющих веществ в составе сточных вод ответчика, негативного воздействия на работу ЦСВ, в зависимости от которых обществом произведен расчет платы, учреждением не оспорены и не опровергнуты (статьи 9, 65 АПК РФ). В этой связи судом округа отклоняются аргументы учреждения, как не свидетельствующие о возможности расчета платы за негативное воздействие на ЦСВ в упрощенном порядке (пункт 123(4) Правил N 644).
В целом, изложенные в кассационной жалобе доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для несогласия с ней у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления в порядке статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины она в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ судом округа не распределяется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 12.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4768/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Куприна |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилами N 644 предусмотрен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу ЦСВ согласно пунктам 120 и 123 Правил N 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу ЦСВ по соответствующим формулам.
Установленные судами обстоятельства проведения обществом в определенном законом порядке отбора проб сточных вод, выявления превышения загрязняющих веществ в составе сточных вод ответчика, негативного воздействия на работу ЦСВ, в зависимости от которых обществом произведен расчет платы, учреждением не оспорены и не опровергнуты (статьи 9, 65 АПК РФ). В этой связи судом округа отклоняются аргументы учреждения, как не свидетельствующие о возможности расчета платы за негативное воздействие на ЦСВ в упрощенном порядке (пункт 123(4) Правил N 644)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2022 г. N Ф04-7715/21 по делу N А67-4768/2021