город Томск |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А67-4768/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Аюшева Д.Н. |
|
|
Колупаевой Л.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-8786/2021) федерального казённого учреждения "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 2 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ" на решение от 10 августа 2021 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4768/2021 (судья Бирюкова А. А.) по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (ИНН 7002020823, ОГРН 1197031057860 636840, Томская область, Асиновский р-н, г. Асино, ул. Ивана Буева, д. 67) к федеральному казённому учреждению "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 2 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ" (ИНН 7002008336, ОГРН 1027002952800 636840, Томская область, Асиновский район, город Асино, улица Мичурина, 7) о взыскании 4 739 431,50 руб. платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения за январь, февраль, март 2021,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Цедрик Ж.С., по доверенности от 16.08.2021, паспорт, диплом;
от ответчика: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (далее - МУП АГП "АСИНОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к федеральному казённому учреждению "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 2 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области, Учреждение, ответчик) о взыскании, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), 4 739 431,50 руб. платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения за январь, февраль, март 2021.
Решением от 10 августа 2021 года Арбитражного суда Томской области требования истца удовлетворены, с федерального казённого учреждения "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 2 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ" в пользу муниципального унитарного предприятия Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" взыскано 4 739 431,50 руб. платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения за январь, февраль, март 2021, 2 000 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины по иску, всего 4 741 431,50 руб.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что истец предъявил одно исковое заявление о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь 2021 года, за февраль 2021, за март 2021 года по двум государственным контрактам на водоотведение N 64/21/25/21 от 24.02.2021 года и N 64/21-1/22/21 от 15.02.2021 года. Суд первой инстанции не учел, что между истцом и ответчиком заключены два государственных контракта, которые породили самостоятельные обязательства, а именно: оплата по указанным контрактам осуществляется из разных источников финансирования. Кроме, того судом не дана правовая оценка необоснованному доначислению истцом платы за негативное воздействие на ЦСВ за январь, февраль, март 2021 года с применением коэффициент 2 (за не предоставление декларации), ответчиком декларация о составе и свойстве сточных вод была предоставлена истцу 30.10.2020 года, о чем свидетельствует оттиск входящей печати истца (вх. 512 от 30.10.2020 года). В спорный период, истцом были оказаны услуги (выполнены работы) по контракту N 64/21/25/21 от 24.02.2021 на сумму 679 757,55 рублей, включая плату за негативное воздействие в размере 226 585,85 рублей, что подтверждается Актами выполненных работ (оказанных услуг) N 213 от 31.01.2021 года, N 372 от 28.02.2021 года, N 461 от 31.03.2021 года и по контракту N 64/21-1/22/21 от 15.02.2021 на сумму 163 972,73 рублей, включая плату за негативное воздействие в размере 54 657,58 рублей, что подтверждается подписанными сторонами и скрепленными печатями организаций Актами выполненных работ (оказанных услуг) N214 от 31.01.2021 года,N 373 от 28.02.2021 года, N 462 от 31.03.2021 года. Ответчиком выполненные работы (оказанные услуги) были оплачены в полном объеме. Истцом произведено доначисление платы за негативное воздействие на ЦСВ, без достаточных на то правовых оснований. Податель жалобы просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика по основаниям, указанным в отзыве.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечил. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между муниципальным унитарным предприятием Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (организацией) и Федеральным казенным учреждением "Исправительной колонией N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" (абонентом) заключены государственные контракты водоотведения N 64/21 от 24.02.2021 г. и N 64/21-1 от 15.02.2021 года, с указанным сроком начала исполнения обязательств по контрактам с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. включительно (л.д. 23-67, т.1).
В соответствии с п.1.1. контрактов N 64/21 и 64/21-1 (далее - контракты) МУП АГП "Асиновский водоканал" - организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод ФКУ ИК-2 УФСИН РОССИИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ - абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в настоящем контракте.
В п. 1.2. контрактов стороны согласовали, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по канализационным сетям Абонента и Организации определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности согласно приложению N 1.
В соответствии с пп. "б" п. 3.2 контрактов абонент обязан оплатить организации водопроводно-канализационного хозяйства оказанные услуги по приему от абонента в централизованную систему водоотведения сточных вод и загрязняющих веществ в полном объеме.
Согласно п. 3.3 контрактов расчетный период равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает сточные воды в объеме отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате Организацией не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Абонент обязуется получать все платежные и иные необходимые для исполнения контрактов документы (в том числе счета, акты и т.д.) по месту нахождения организации: г. Асино, ул. И.Буева, 15а. При не возврате абонентом подписанного акта выполненных работ в течение 5 (пяти) календарных дней с момента его получения и отсутствии претензий по качеству оказанных услуг и количеству принятых сточных вод, акт считается признанным (согласованным) абонентом. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Организации.
Пунктом 3.6. контрактов предусмотрено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы за нарушение Абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитываются в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения". Оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится абонентом в соответствии п.п. 3.2., дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде.
В соответствии с пп. "е" п. 4.1. контрактов организация обязана требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пп. "ж" п.4.1. контрактов организация обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов состава отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пп. "г" п.4.2. контрактов организация имеет право взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пп. "е" п.4.3. контрактов ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области обязан производить оплату по договору в сроки, порядке и размере, которые определены в соответствии с договором, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также в случаях, установленных законодательством РФ, вносить плату за вред, причиненный водному объекту, при этом абонент обязуется получать все платежные и иные необходимые для исполнения договора документы (в том числе счета, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.) по месту нахождения организации: г. Асино, ул. И. Буева, 15а.
Абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, в том числе обеспечивать реализацию плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (пп. "з" п.4.3. контрактов)
Согласно п.п. 7.1., 7.2., 7.3. контрактов контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и нормативы допустимых сбросов по составу сточных вод (далее - нормативы допустимых сбросов), осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод). Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод. Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения указаны в Постановлении Правительства РФ от 29.07.2013 г N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации", Федеральном Законе РФ от 07.12.2011 г N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соблюдение условий контрактов N 64/21 и 64/21-1, 27.01.2021 г., специалистами МУП АГП "Асиновский водоканал" в присутствии представителя ФКУ ИК-2 УФСИН РОССИИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ произведен отбор проб сточных вод из контрольного канализационного колодца по ул. Мичурина, дом 7, о чем составлен акт отбора пробы сточной воды, отводимой абонентом в централизованную систему водоотведения N 157/39 от 27.01.2021 г. (л.д. 72-73 т.1).
О предстоящем отборе проб в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2020 г. N 728, руководство ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области было уведомлено письмом-уведомлением за исх. N 46 от 20.01.2021 г. о предстоящем отборе проб (л.д. 70 т.1).
Копия акта N 157/39 направлялась стороне ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области с сопроводительным письмом за исх. N 71 от 28.01.2021 г. (л.д. 71 т.1).
В результате анализа взятой пробы лабораторией аккредитованной организации областным государственным бюджетным учреждением "Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования", установлены превышения допустимых концентраций в сточных водах ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области, о чем составлен протокол результатов измерений N 60 от 04.02.2021 г. (л.д. 75-76. т.1).
Протокол направлен в адрес ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области сопроводительным письмом за исх. N 100 от 05.02.2021 г. (л.д. 74, т.1).
На основании вышеуказанных документов истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января 2021 по март 2021, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на общий объем по контрактам N 64/21 и 64/21-1 за январь 2021 г., предъявлены счета, акты (л.д. 77,79-83,85-89, т.1).
В результате произведенного доначисления, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на общий объем, с учетом ранее произведенных ответчиком оплат, составил 4 739 431 руб. 50 коп.
Истец направил ответчику претензию от 12.05.2021 N 422 с требованием до 14.06.2021 произвести оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании выявленного факта нарушения концентраций загрязняющих веществ в результате сброса сточных вод в централизованную систему водоотведения - за январь, февраль, март 2021года (л.д.18-21, т.1).
Требование претензии ответчиком не исполнено, что послужило основанием обращения МУП АГП "АСИНОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167).
Согласно пункту 23 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В силу статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Часть 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в центральную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоснабжения (ЦСВ), в размере и порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов).
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Закона N 7-ФЗ, выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
На основании пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в ЦСВ сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации ВКХ оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно пп.пп. "в", "г" п. 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
В пункте 113 Правил N 644 указано, что сточные воды, отводимые в ЦСВ, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в ЦСВ, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 114 Правил N 644 и пункту 1 приложения N 2 к ним состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в ЦСВ, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением N 3.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами (п. 118 Правил N 644).
В силу п. 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Согласно п. 120 Правил N 644, в случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле
В силу п. 121 Правил N 644, в случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктами 112 и 113 настоящих Правил, абонент также обязан возместить в полном объеме фактически причиненный ущерб, выразившийся в разрушении конструкций, сооружений и оборудования централизованной системы водоотведения и нарушении работы очистных сооружений, случившихся в результате допущенных абонентом нарушений. Кроме того, если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект, абонент обязан в течение 10 рабочих дней со дня письменного требования организации, осуществляющей очистку сточных вод, компенсировать ей дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод и вред, причиненный водному объекту, определяемой и взимаемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
В п. 123 Правил N 644 предусмотрена формула расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в случае сброса абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций. Кратность превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод определяется по формуле, содержащейся в пункте 123(1) Правил N 644.
Таким образом, взыскание с абонентов указанной платы предусмотрено Правилами N 644. Для начисления платы имеет значение факт пользования услугами водоотведения и сброса стоков, содержащих загрязняющие вещества в концентрации, превышающей установленные Приложением N 3 к Правилам N 644.
Отбор проб сточных вод осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно п. 27 Правил N 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Повышенная плата за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ является не штрафной санкцией, а представляет собой иной размер платы за оказываемые услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, то есть особый стоимостной эквивалент затрат, вызванных природоохранными нарушениями из-за невыполнения технологических требований.
Исходя из указанных выше положений Закона о водоснабжении и водоотведении и Правил N 644 следует, что обязанность абонента по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения предусмотрена законом (при наличии определенных в законе условий). Соответственно, такая обязанность возникает у абонента независимо от того, предусмотрена ли она в договоре о водоотведении или нет.
Проанализировав указанные положения законодательства, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования истца основаны на положениях законодательства и условиях государственных контрактов, документально подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Так, согласно материалам дела, истец произвел перерасчет, с учетом поступивших от ответчика оплат, согласно которому задолженность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период составила 4 739 431,50 руб. из них: 3 816 613,06 руб. по контракту N 64/21 и 922 818,44 по контракту N 64/21-1.
Доводы подателя апелляционной жалобы относительно того, что ответчиком выполненные работы (оказанные услуги) за январь, февраль, март 2021 года оплачены в полном объеме, включая плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а истцом произведено доначисление платы за негативное воздействие на ЦСВ, без достаточных на то правовых оснований, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как верно установил суд, все отборы проб произведены в присутствии представителя абонента, который возражений по порядку отбора проб не заявил.
Параллельный отбор проб ответчиком не производился.
Соответственно, исковые требования по существу ответчиком не оспорены и не опровергнуты.
Учитывая, что факт превышения ответчиком нормативов, установленных для состава сточных вод, подтвержден материалами дела, у ответчика возникла предусмотренная договором и нормативно-правовыми актами обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Ответчиком не представлено контррасчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод.
Расчет заявленной к взысканию суммы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период январь-март 2021 года произведен истцом в соответствии с действующим законодательством и ответчиком не оспорен, признан судом нормативно и арифметически верным.
Доказательств внесения платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период январь-март 2021 в полном размере ответчиком не представлено, тогда как произведенные в спорный период платежи учтены истцом при формировании суммы требований.
Доказательства оплаты спорной задолженности ответчиком не представлено.
Доводы ответчика о том, что истец неправомерно применил коэффициент 2 (за не предоставление декларации), так как декларация была предоставлена истцу 30.10.2020 г. за входящим N 512 от 30.10.2020 г., не обоснованы ввиду следующего.
Поступившая декларация со стороны ответчика в адрес МУП АГП "Асиновский водоканал" не соответствовала требованиям пункта 130 Правил, а именно:
- схема внутриплощадочных канализационных сетей объекта оформлена не надлежащим образом, отсутствуют обозначения, не заверена печатью и подписью руководителя;
- п. 6 декларации: фактические концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента и фактические показатели свойств сточных вод абонента не заполнен;
- отсутствует информация о среднесуточном фактическом объеме сбрасываемых сточных вод за истекший календарный год.
С учетом изложенного МУП АГП "Асиновский водоканал" отказал в принятии декларации и вернул ее ответчику с предложением об исправлении допущенных ошибок.
Данные действия подтверждены письмом-обращением к начальнику ФКУ ИК-2 N 505 от 17.11.2020 г., с отметкой о вручении.
Таким образом, в случае отсутствия у абонентов, указанных в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2.
Данные письма от ФКУ ИК-2 за входящим N 512 от 30.10.2020 г. и от МУП АГП "Асиновский водоканал" за исх. N 505 от 17.11.2020 г. представлены в суд первой инстанции в качестве доказательства по делу.
Доводы апеллянта с тем, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел те обстоятельства, что между истцом и ответчиком заключены два государственных контракта, которые породили самостоятельные обязательства и в своем решении указал взыскиваемую сумму в целостном виде в размере 4 741 431,50 руб., без учета разделения сумм согласно заключенных контрактов, так как данные контракты имеют разные источники финансирования, несостоятельны на основании следующего.
Между муниципальным унитарным предприятием Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (организацией) и Федеральным казенным учреждением "Исправительной колонией N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" (абонентом) заключены государственные контракты водоотведения N 64/21 от 24.02.2021 г. и N 64/21-1 от 15.02.2021 года, с указанным сроком начала исполнения обязательств по контрактам с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. включительно (л.д. 23-67, т.1).
Обстоятельства разного финансирования не являются основанием для освобождения ответчика от внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и разделения взыскиваемой суммы в целом, так как оба контракта N 64/1 и N 64/1-1 заключены с Федеральным казенным учреждением "Исправительной колонией N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области", именуемый в дальнейшем "Абонент". Именно Абонент принимает на себя обязательства по оплате согласно условиям заключенного договора и именно Абонент выступает в качестве Ответчика в регулировании споров и разногласий, в том числе и в судебном порядке. Учреждение выступает в качестве абонента со всеми вытекающими обязанностями по исполнению обоих контрактов в одном лице.
В связи с чем факт различного финансирования контрактов в рассматриваемом случае правового значения не имеет.
Таким образом, требования истца основаны на положениях законодательства и условиях государственных контрактов, документально подтверждены имеющими в деле доказательствами.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10 августа 2021 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4768/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казённого учреждения "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 2 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4768/2021
Истец: МУП Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области"