г. Тюмень |
|
8 февраля 2022 г. |
Дело N А27-5992/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу акционерного общества "Новокузнецкий хладокомбинат" на решение от 18.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 29.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А27-5992/2021 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу в лице территориального отдела в городе Кемерово (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Кузнецкий, дом 24, ОГРН 1054205036434, ИНН 4205081760) к акционерному обществу "Новокузнецкий хладокомбинат" (649002, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, дом 55/5, помещение 2, ОГРН 1024201752057, ИНН 4216003724) о привлечении к административной ответственности.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель акционерного общества "Новокузнецкий хладокомбинат" - Шмелева К.Ю. по доверенности от 22.12.2021.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в городе Кемерово (далее - управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества "Новокузнецкий хладокомбинат" (далее - АО "Новокузнецкий хладокомбинат", общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 18.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Новокузнецкий хладокомбинат" просит отменить указанные судебные акты и отказать управлению в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения; суды не учли, что общество не получало уведомление о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении; проверка проведена управлением с грубыми нарушениями положений КоАП РФ и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) управлением не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения от 26.11.2020 N 828-ВН проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "Новокузнецкий хладокомбинат", осуществляющего деятельность в цехе по производству мороженного по адресу: город Кемерово, улица Тухачевского, 52, в ходе которой выявлены нарушения требований пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), пунктов 2, 3 статьи 10, пунктов 3, 6, 7 статьи 11, пунктов 2, 5 статьи 14 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), пункта 43 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013).
Указанные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 30.11.2020, акте проверки от 25.12.2020 N 236, послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 29.01.2021 N 61 и обращения административного органа в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности наличия в действиях АО "Новокузнецкий хладокомбинат" состава вмененного правонарушения, в связи с чем удовлетворили заявление управления.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
За действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут представлять в связи с особенностями обращения пищевых продуктов, материалов и изделий опасность распространения таких заболеваний, а также работники, не прошедшие гигиенического обучения, не допускаются к работам, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями (пункт 2 статьи 23 Закона N 29-ФЗ).
Согласно пункту 43 ТР ТС 033/2013 технологические процессы, применяемые при производстве молока и молочной продукции, должны обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции (подпункты 8, 9 пункта 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
Для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить: периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции (подпункт 7 пункта 3 статьи 11 ТР ТС 021/2011).
Работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 6 статьи 11 ТР ТС 021/2011).
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, не допускаются к работам, связанным с производством (изготовлением) пищевой продукции (пункт 7 статьи 11 ТР ТС 021/2011).
Производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны быть оборудованы умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук (подпункт 4 пункта 2 статьи 14 ТР ТС 021/2011).
Части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям: поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа; поверхности стен должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции; потолки или при отсутствии потолков внутренние поверхности крыш и конструкции, находящиеся над производственными помещениями, должны обеспечивать предотвращение скопления грязи, образования плесени и осыпания частиц потолков или таких поверхностей и конструкций и способствовать уменьшению конденсации влаги (подпункты 1, 2, 3 пункта 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что поверхности полов в производственном цехе имеют выбоины, трещины; поверхности стен в варочном цехе имеют повреждения плиточного покрытия; потолок в варочном помещении производственного цеха имеет повреждения, покрыт конденсатом влаги.
Обществом не представлены документы по разработке, внедрению и поддерживанию процедур, основанных на принципах ХАССП, с целью обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства, в том числе процедура по выбору способов и обеспечению соблюдения работниками правил личной гигиены, процедура по содержанию производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции, а также документы, определяющие периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.
В соответствии с протоколом лабораторных испытаний ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" от 02.12.2020 N 97070-97104, в смывах, отобранных с "транспортная лента - упаковка (линия N 1)", "поверхность рабочего стола (линия N 5)", "поверхность линии тарелок (для стаканчиков, рожков) линия N 6", "поверхность весов (линия N 6)", "транспортная лента линия N 6 (малая)", "поверхность стола (линия N 6)", "транспортная лента -упаковка (линия N 6)", "танк для смесей (линия N 14) - крышка", "танк для смесей (линия N 14) - стенки", "ванна для смешивания компонентов", обнаружены БГКП (колиформы).
В варочном помещении находилась незакрытая и непромаркированная емкость с отходами, в моечном помещении - непромаркированный уборочный инвентарь, пол в моечном помещении грязный; в производственном цехе по изготовлению мороженого отсутствует умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья и сушки рук; помещения для персонала расположены с нарушением поточности, не организованы гардеробные по типу санпропускника.
В 24 личные медицинские книжки не внесены отметки о своевременных прохождениях медицинского осмотра; у сотрудников, связанных с производством пищевой продукции, не проводится осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний, нагноений, порезов, ожогов, катаров верхних дыхательных путей и не проводиться опрос на наличии кишечной дисфункции и случаях кишечных инфекций в семье работника; 3 сотрудника предприятия (цех производства мороженого) не прошли гигиеническую подготовку и аттестацию в установленные сроки.
Вопреки позиции подателя жалобы представленные управлением материалы административного дела позволяют установить событие вменяемого правонарушения.
Поскольку АО "Новокузнецкий хладокомбинат" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований технических регламентов при изготовлении пищевой продукции, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ и Закона N 294-ФЗ в ходе проведения проверки и оформления факта выявленного административного правонарушения судами не установлено. Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Доводы общества о том, что поверка должна быть проведена административным органом с использованием средств дистанционного взаимодействия, отклоняется судом кассационной инстанции на основании подпункта "а" пункта 2 и подпункта "а" пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и решения прокуратуры от 27.11.2020 о согласовании выездной проверки.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб. Оснований для применения статьей 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 КоАП РФ суды не усмотрели.
С учетом изложенного суд округа считает правомерным привлечение общества к административной ответственности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5992/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.