г. Тюмень |
|
8 февраля 2022 г. |
Дело N А46-9922/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел кассационную жалобу кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2021 (судья Ширяй И.Ю.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-9922/2021 по иску индивидуального предпринимателя Трибельской Ольги Валерьевны (ОГРНИП 307550703100063) к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644024, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) о признании недействительным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) в заседании приняла участие представитель индивидуального предпринимателя Трибельской Ольги Валерьевны - Ганина Ю.Г. по доверенности от 29.06.2021.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Трибельская Ольга Валерьевна (далее - ИП Трибельская О.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент) о признании незаконным выраженного в письме от 02.03.2021 N Исх-ДИО/4037 отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3390, принадлежащего ей на праве собственности и неразграниченного в государственную и/или муниципальную собственность земель, предусматривающем возникновение права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190102:3592 площадью 8 825 кв. м, расположенный по адресу:
город Омск, улица 1-я Казахстанская; обязании департамента заключить с предпринимателем соглашение о перераспределении спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.08.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021, заявленные требования удовлетворены, признан недействительным отказ департамента в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Суд обязал департамент в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ИП Трибельской О.В. соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3390. С ответчика в пользу истца взыскано 300 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением и постановлением, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы: в материалы дела не представлено доказательств того, что испрашиваемое перераспределение земельных участков направлено на устранение вклинивания, вкрапливания, исключения изломанности границ, того, что земельный участок площадью 649 кв. м не может быть сформирован как отдельный объект недвижимости и приобретен в установленном порядке; решением Арбитражного суда Омской области от 14.05.2019 по делу N А46-20344/2018 установлено, что фактически на подлежащем перераспределению земельном участке, расположена трансформаторная подстанция, которая используется для обеспечения интересов неограниченного круга лиц, а не исключительно в целях предпринимательской деятельности ИП Трибельской О.В.
Также департамент ссылается на то, что выданное им согласие на перераспределение земельных участков правового значения не имеет, так как согласие является одним из этапов в заключении соглашения.
По мнению департамента, подлежат отклонению доводы предпринимателя об утвержденном проекте межевания территории, поскольку наличие последнего само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Трибельская О.В. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержала доводы отзыва.
Учитывая надлежащее извещение департамента о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие его представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 25.07.2016 предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3390 общей площадью 8 176 кв. м, расположенного по адресу: город Омск, улица 1-я Казахстанская, дом 30 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 15.02.2021).
На земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 55:36:190102:2507, 55:36:190102:3546, 55:36:190102:3547, 55:36:190102:3550, 55:36:190102:3553.
Постановлением администрации города Омска от 27.03.2020 N 154-п утвержден проект межевания территории, расположенной в границах: южные границы земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:190102:2157, 55:36:190102:3320 - западная граница земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:2032 - северная граница земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:159882 - восточные границы земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:190102:2148, 55:36:190102:2149 в Кировском административном округе города Омска.
Проект межевания предусматривает образование нового земельного участка площадью 8 825 кв. м в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3390.
Приложением к проекту межевания является чертеж межевания указанной территории.
17.08.2020 департамент направил ИП Трибельской О.В. согласие на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3390, в котором указал, что предпринимателю необходимо согласно пункту 11 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обеспечить выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации города Омска от 27.03.2020 N 154-п "Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области".
Предпринимателем обеспечены образование земельного участка площадью 8 825 кв. м, постановка его на кадастровый учет 17.11.2020, данному участку присвоен кадастровый номер 55:36:190102:3592. Участок имеет вид разрешенного использования - предоставление коммунальных услуг, проведение научных испытаний, склады.
11.02.2021 предприниматель обратилась в департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3390.
Письмом от 02.03.2021 N Исх-ДИО/4037 департамент отказал в заключении соглашения, указав на то, что перераспределение земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, и сославшись на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением, рассмотренным в рамках настоящего дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались статьями 11.7, 11.9, пунктами 2, 3, 5 статьи 39.28, пунктами 1, 8, подпунктом 9 пункта 9, пунктами 10, 14 статьи 39.29 ЗК РФ, статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", правовыми позициями, выраженными в пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (далее - Обзор N 2(2019), определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 1266-О, от 28.05.2020 N 1189-О, определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686, и исходили из необоснованности отказа департамента в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V ЗК РФ.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрены статьей 39.28 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, перераспределение земельных участков, осуществляемое в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, производится при установлении наличия одновременно трех условий:
1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка и на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
При этом на основании пункта 5 статьи 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ (пункт 8 статьи 39.29 ЗК РФ).
В частности согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 20 Обзора N 2(2019) при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Положение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, и разъяснениями высшей судебной инстанции, установив, что образование земельного участка площадью 8 825 кв. м (с кадастровым номером 55:36:190102:3592) при перераспределении принадлежащего предпринимателю на праве собственности земельного участка площадью 8 176 кв. м и земель неразграниченной государственной собственности, осуществлено в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления проектом межевания территории и прилагаемым к нему чертежом межевания, предусматривающим примыкание с северной границы участка, принадлежащего предпринимателю, участка земли площадью 649 кв. м, а также то, что последний представляет собой неправильный треугольник, граничащий с учтенными ранее участками с кадастровыми номерами 55:36:190102:3390, 55:36:190102:2148, 55:36:190102:2157, и имеется лишь небольшой промежуток для обеспечения проезда на территорию земли площадью 649 кв. м и при этом подъездные пути расположены достаточно далеко от этой территории, что потребует затрат на организацию таковых в случае придания такой части земли статуса самостоятельного земельного участка, учитывая, что департаментом не приведено доводов о том, что с учетом расположения объектов недвижимости на земельном участке, принадлежащем предпринимателю, и на смежных земельных участках, граничащих с ним с восточной и южной стороны, образование земельного участка площадью 649 кв. м с северной части участка ИП Трибельской О.В. при перераспределении земель имело иную цель, чем выравнивание границ названных земельных участков, принимая во внимание, что на участке площадью 649 кв. м, а именно в 15-ти метрах на северо-запад относительно здания по адресу: ул. 1-я Казахстанская, 30, расположена принадлежащая ИП Трибельской О.В. трансформаторная подстанция контейнерного типа (КТП-5605), от которой осуществляется подача электроэнергии на подстанции иных потребителей, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 14.05.2019 по делу N А46-20344/2018 об отказе в удовлетворении иска департамента к ИП Трибельской О.В. об освобождении земельного участка площадью 627 кв. м, занятого указанной трансформаторной подстанцией, суды первой и апелляционной инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований полагать, что спорную часть участка возможно сформировать в качестве самостоятельного земельного участка, который может быть приобретен гражданами и юридические лица в общем порядке.
Судами также правильно отмечено, что площадь принадлежащего предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3390 вследствие перераспределения земель с образованием земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3592 увеличилась на 7,94%, что не превышает предельно допустимого при перераспределении превышения (10%).
Мотивов, по которым департамент считает недопустимым заключение с предпринимателем соглашения о перераспределении земельных участков с установлением платы в связи с увеличением площади участка предпринимателя вследствие перераспределения, департаментом при рассмотрении настоящего дела, в том числе в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у департамента фактических и правовых оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении принадлежащего истцу земельного участка.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования доказательств, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, и при принятии обжалуемых департаментом судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения и постановления согласно статье 288 АПК РФ, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции по существу спора, не содержат ссылок на нарушение судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального, процессуального права.
Учитывая вышеизложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2021 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А46-9922/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2022 г. N Ф04-8617/21 по делу N А46-9922/2021